Мерцающий конфликт
Военные объяснили корреспонденту "РГ", кому и для чего служит ялтинский маяк
Владимир Богданов, Тимофей Борисов
Российская газета,Дата публикации 16 января 2006 г.
Так ли нужна башня на горе, потребляющая каждую ночь огромное количество электроэнергии, Российскому Черноморскому флоту, чтобы бороться за право контроля над ней?
Есть ориентирование по радиомаякам, спутниковое позиционирование... Да и в конце концов, не все ли равно капитанам, чьим светом - украинским или российским - светит маяк и кто - украинский или российский начальник - врубает каждый вечер заветный рубильник?
Оказывается, нет. Как пояснили корреспонденту "РГ" флотские специалисты, от того, кто у руля маяка, зависит многое, применительно к военному флоту. Это способность флота выполнять задачи в темное время суток. Маяк - это объект, входящий в систему обеспечения безопасного плавания. А раз так, то без него безопасное плавание в прибрежных ялтинских водах невозможно.
Захваченный ялтинский маяк - один из четырех на этом побережье, и он соединен в единую гидрографическую систему. Если он не работает, то кораблям трудно позиционировать свое положение в прибрежных водах.
Если украинские власти захватят остальные маяки и их потушат, то выход кораблей в море и возвращение их в порт станут крайне затруднительными. Получается, Российский флот в Черном море есть, а действие его в темное время суток может быть затруднено. Этакая "любезность" со стороны украинских властей российским военным, причем даже в ущерб своим кораблям, которые также заходят ночью в порт Ялты.
При этом украинская сторона ссылается на то, что раз с ялтинским портом, Минтрансом и Фондом имущества Украины российские военные договор не заключали, то маяк - их, тем более, что он находится на украинской территории. Сейчас украинцы заявили о том, что на ялтинском маяке в ближайшее время будет произведен капитальный ремонт и установлена аппаратура, отвечающая современным требованиям, что даст возможность обеспечивать безопасность судоходства в этом районе. Российские военные этой риторике не верят. Как рассказали корреспонденту "РГ" черноморские военные, маяк - сложное техническое сооружение, где могут работать только специалисты, которых сейчас на маяк не пускают. Своих спецов и средств у украинцев нет, поэтому маяк уже несколько дней работает в автоматическом режиме. Да и откуда средствам взяться, если у украинцев в наличии всего одна подводная лодка, которая неисправна, давно стоит на приколе в порту. Мнение российских моряков таково: если ситуация не изменится, то вскоре маяк будет находиться в таком же положении, как и украинская подводная лодка.
Официальная позиция командования ВМФ России: "маяк должен быть возвращен в состав гидрографической службы Черноморского флота России". Пока же, как заявил вчера помощник главнокомандующего ВМФ России, капитан 1 ранга Игорь Дыгало, Военно-морской флот России не допустит захвата других объектов гидрографической службы Черноморского флота.
Прямая речь
- Игорь Дыгало, помощник командующего ВМФ РФ:
В официальном соглашении о параметрах раздела есть приложение N 2, в перечне которого ялтинский маяк значится под аббревиатурой "Я-13". Ялтинский маяк имеет статус военного городка Черноморского флота России и находится в его ведении. За него Россия платит арендную плату.
Маяк действительно может работать какое-то время в автоматическом режиме без обслуживания, но это может привести к поломке оборудования. Дорогостоящая аппаратура, установленная на маяке, нуждается в регулярном техническом обслуживании.
Что касается оплаты России электричества украинской стороне, то это не повод, чтобы захватывать объект. И вообще любые рассуждения после столь недружественного акта несостоятельны.