В период с 25 октября по 1 ноября 2001 г. следственной группой был произведен осмотр всех помещений, приборов и механизмов девятого отсека АПЛ «Курск».
На палубе в воде в беспорядке были разбросаны средства индивидуальной защиты: индивидуальные дыхательные аппараты ИДА-59М, изолирующие противогазы ИП-6, спасательные гидрокостюмы подводников.
У блока подачи воздуха (БПВ) аварийно-спасательной системы находилось несколько металлических карабинов.
Проходящая в подволоке металлическая труба общекорабельной системы вентиляции полностью выгорела. Вместе с тем находящийся на площадке деревянный упор для крепления буя-вьюшки не сгорел.
Там же находились жестяные прямоугольные банки с химическими пластинами регенерации воздуха «В-64» в количестве девяти штук, окрашенные в светло-желтый цвет и с красной полосой по периметру. Поверхность банок обгорела, сами банки потеряли герметичность, в результате чего находившиеся в них пластины В-64 утратили свои физические и химические свойства.
Под площадкой между преобразовательным агрегатом АП-370К и преобразователем ТПС-270К на штатном месте на палубе
250
лежала металлическая лестница к шахте спасательного люка. Согласно инструкции, для выхода из апрк через спасательный люк необходимо приставить лестницу к люку, так как в снаряжении ССП подниматься в шахту люка без лестницы сложно. Нахождение лестницы на штатном месте может указывать на то, что члены экипажа в шахту люка не поднимались.
У подпорных бачков трубопроводов смазки ГУП находится металлический ящик с шестью банками с химическими пластинами регенерации воздуха «В-64». Банки не вскрыты, не использованы.
Между станцией водной—пенной лодочной и подпорными бачками трубопроводов смазки ГУП в беспорядке брошены индивидуальные дыхательные аппараты ИДА-59М, девять банок «В-64», установка регенеративного дыхательного устройства (РДУ). Банки «В-64» вскрыты, пластины регенерации воздуха использованы.
По левому борту на 128-м шпангоуте закреплен шланговый дыхательный аппарат (ШДА) стационарной дыхательной системы (СДС). Крышка с аппарата снята. Маска свисает на шланге. При нажатии на расположенную в маске мембрану раздается звук выходящего воздуха, что указывает на его наличие в системе СДС.
251
В помещении ВХЛ располагаются два ШДА, один из которых открыт. Маска аппарата повисла на шланге подачи воздуха в маску.
Из семи находящихся на первом настиле девятого отсека шланговых дыхательных аппаратов у трех сорвана крышка.
На первом настиле по проходам между агрегатами разбросаны элементы спасательного снаряжения подводников - 16 прицепных карабинов на звеньях в виде фалов длиной до 120 см к парашютной системе «ПП-2».
Также обнаружены обгоревшие, но не потерявшие своей прочности четыре регенеративных патрона, девять азотногелио-кислородных и кислородных баллонов к аппарату ИДА-59-М, два разорвавшихся регенеративных патрона к изолирующему противогазу.
На первом настиле отсека обнаружено 20 индивидуальных дыхательных аппаратов ИДА-59М. В восьми из них дыхательная коробка включена на дыхание в аппарате. Все узлы аппарата смонтированы на нагруднике, с помощью которого аппарат закрепляется на передней части туловища подводника. На нагруднике закреплены регенератив-
252
ный патрон, азотногелиокислородный баллон, кислородный баллон, дыхательный мешок, поясной ремень, брасовый ремень, клапанная коробка с присоединенной к ней маской. На поясных ремнях трех аппаратов закреплены ремни с карабинами, предназначенные для удержания подводника при выходе из подводной лодки по буйрепу около мусинга.
На первом настиле девятого отсека также обнаружены изолирующие противогазы ИП-6 в количестве 16 штук. Каждый из противогазов состоит из маски, дыхательного мешка, защитного пластикового кожуха и регенеративного патрона. Регенеративный патрон вставляется в защитный кожух, к нему подсоединяются гофрированные трубки, через которые воздушная смесь подается в дыхательный мешок. Изолирующие противогазы предназначены для борьбы за живучесть в задымленных отсеках подводной лодки и рассчитаны, примерно, на 2 часа работы без тяжелой физической нагрузки. Регенеративные патроны были проверены на предмет их включения в противогазы. Осмотром обнаружено, что девять РП-6 включены, четыре — не включались. В двух противогазах РП-6 и предохранительный чехол полностью сгорели, а в одном -- регенеративный патрон сильно окислился, в связи с
253
чем проверить их на включение или отключение не представилось возможным.
В отсеке также обнаружены три портативных дыхательных аппарата ПДА, каждый из которых состоит из регенеративного патрона в пластиковом защитном кожухе красного цвета, гофрированной трубки, одним концом соединенной с регенеративным патроном, а другим — с маской. ПДА предназначен для ведения борьбы за живучесть в загазованных отсеках подводной лодки. Из трех обнаруженных в отсеке ПДА два включены, то есть ими пользовались, а один ПДА не включен.
Кроме вышеописанных предметов в процессе осмотра обнаружены и другие элементы спасательных средств.
Из заключения специалистов НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны РФ по вопросам комплектности находившегося в девятом отсеке апрк «Курск» спасательного имущества и возможности его использования членами экипажа для выхода из девятого отсека усматривается, что за наличие и обеспеченность личного состава отсека индивидуальными сред-
254
ствами защиты, состояние и готовность к использованию средств спасательного снаряжения подлодки (ССП), находящихся в отсеке, отвечает командир отсека; за укомплектованность и своевременное пополнение ССП и распределение его по КП и отсекам подводной лодки — отвечает командир БЧ-5; за контроль за наличием и состоянием ССП на подводной лодке отвечает старший помощник командира; за исправность и готовность к использованию ССП и всего спасательного имущества подводной лодки отвечает её командир.
Спасательный люк (СЛ) апрк «Курск» и снаряжение ССП в исправном состоянии обеспечивали возможность выхода подводников из 9-го отсека следующими способами (методами) самостоятельного спасения:
1. Свободным всплытием при шлюзовании в СЛ с блоком подачи воздуха (БПВ) (с глубин до 220 метров).
2. Свободным всплытием при шлюзовании в СЛ от системы воздуха среднего давления (с глубин до 100 метров).
3. Выходом по буйрепу при шлюзовании в СЛ (с глубин до 100 метров).
255
Учитывая то, что верхняя крышка СЛ девятого отсека находилась на уровне 98-ми метров от поверхности воды, все три способа спасения подводников могли быть использованы.
Путями поступления воды в девятый отсек могли быть системы и оборудование этого отсека, а также негерметичность переборки между восьмым и девятым отсеками.
Оставшийся в живых личный состав кормовых отсеков выполнил необходимые действия по герметизации 9-го отсека и его систем для предотвращения поступления воды в отсек.
Открытое положение переборочной за-хлопки по вдувной вентиляции на 130 шпангоуте не соответствует ее штатному (закрытому) положению, в котором она должна находиться при герметизации отсека. Такое ее положение может быть объяснено необходимостью выравнивания давления между 8-м и 9-м отсеками в процессе перемещения личного состава из 6, 7 и 8 отсеков в 9-й отсек и переносе спасательного имущества и средств регенерации в случае, если затопление шло со стороны 8-го отсека и в нем повышалось давление. Это положение захлоп-
256
ки способствовало снижению скорости нарастания давления в отсеках и улучшению газового состава в них.
Открытая захлопка могла стать основным путем затопления 9-го отсека после подъема воды в 8-м отсеке до уровня расположения захлопки.
Рост давления в 7, 8 и 9-м отсеках мог происходить за счет поступления воды в 7-ой отсек.
Окантовка кресла командира отсека имеет следы воздействия температуры более 66°С. Корпуса патронов РП-6 оказались оплавлены под воздействием температур более 155°С.
31 октября 2001 г. при осмотре первого настила третьего отсека в месте штатного расположения рубки гидроакустиков был обнаружен имеющий следы значительных механических повреждений регистрирующий прибор 7В-1. В верхнем и нижнем барабанах названного прибора обнаружены и изъяты для дальнейшего исследования ничем не соединенные между собой обильно пропитанные влагой два рулона бумаги.
При осмотре 21 ноября 2001 г. с участием специалиста двух рулонов бумаги, изъятых из прибора 7В-1, установлено, что ра-
257
нее, в штатной ситуации, рулоны представляли собой единую ленту бумаги, подаваемую в процессе работы с верхнего барабана регистрирующего прибора 7В-1 в нижний барабан. Бумага в рулоне служила для автоматического отображения на ней информации посредством надавливания на ее поверхность пера регистратора при перемещении с верхнего рулона прибора на нижний. С учетом этого обстоятельства, рулон бумаги, изъятый из верхнего барабана регистрирующего прибора 7В-1, не содержит записей.
При этом специалист разъяснил, что прибор 7В-1 предназначен для регистрации в режиме самописца данных гидроакустической системы подводного крейсера, а наблюдаемый на бумаге (в процессе осмотра) рукописный текст в обычных условиях исполняется вахтенным оператором-гидроакустиком при оценке данных, зафиксированных прибором.
При осмотре рулона бумаги, изъятого из нижнего барабана регистрирующего прибора 7В-1, установлено, что последняя сохранившаяся на самописце информация на 10 часов 12 минут 12 августа 2000 г. свидетельствует о начале циркуляции (поворота) лодки на курс около 320 градусов со скоростью 6 узлов на глубине 16—18 метров. На ленте
258
самописца зафиксировано, что крейсер при уменьшении хода с 11 до 6 узлов обнаружил две цели, которые оператор гидроакустик классифицировал, сделав рукописную запись на ленте «Ц № 2 гррт, ГЛС БНК». Окончание записи на 10 часов 15 мин свидетельствует об опознании целей: группа рыболовных траулеров и гидролокационная станция боевого надводного корабля.
Все предыдущие записи на ленте самописца, начиная с 00 часов 00 минут 12 августа 2000 г., говорят о том, что лодка осуществляла обычное маневрирование в назначенном районе и не имела никаких столкновений с другими объектами. Имелся гидроакустический контакт с посторонним объектом, который оператор классифицировал как надводный корабль (с 6 часов 30 минут до 7 часов 25 минут).
При осмотре также установлено, что часть ленты регистрирующего прибора 7В-1, находившаяся как раз между барабанами самописца и могущая бы содержать информацию на момент катастрофы, оказалась уничтоженной при аварии.
Состояние поврежденных краев бумажной ленты позволяет предположить, что участок бумажной ленты, вероятнее всего, подвергался физическому (механическому, термическому и др.) воздействию, напри-
259
Произведенным 21 ноября 2001 г. осмотром прибора управления выпуском из состава аварийно-сигнального буя, установлено, что в приборе КА-01 отсутствует на штатном месте ключ пуска, что и явилось основным препятствием для срабатывания выпускного аварийно-информационного устройства В-600-1-1.
Датчик затопления прибора управления выпуском КА-01 (передающий автоматический сигнал на «отстрел» буя при критическом повышении давления в 3-м отсеке после его затопления на глубину 85 м) без видимых повреждений, находится на штатном месте, разъем подключен.
Дополнительным детальным осмотром выпускного аварийно-информационного устройства В-600-1-1, произведенным 22 ноября 2001 г. на базе КБ «Связьмор-проект», установлено, что данный аварийный буй как целостная система был исправен, однако сигнал на срабатывание в мо-
260
мент катастрофы на апрк «Курск» на него не поступал.
Но, как показало следствие, если бы даже ключ пуска прибора КА-01 был вставлен в штатное место и буй, сработав, всплыл и передал информацию о месте затопления апрк, то с учетом расчетного времени подхода из места базирования спасательных кораблей и обнаружения лодки, своевременно выполнить весь комплекс спасательных мероприятий и спасти моряков все равно не удалось бы.
С учетом изложенного было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении подводников, отвечавших за правильное использование прибора.
В процессе осмотра видимой части надстройки АПЛ «Курск», произведенного 24 октября 2001 г. в плавучем доке в Росляково, была обследована всплывающая спасательная камера (ВСК) АПЛ «Курск».
При ее осмотре по кормовому срезу слева обнаружен допустимый (то есть от 5 до 15 мм) зазор между кормовой стенкой камеры и стенкой ОВУ. В то же время штатный, необходимый для нормальной аварийной отдачи всплывающей камеры зазор между её носовой стенкой и стенкой ОВУ со стороны левого борта отсутствует. Эти
261
стенки соединились, наложились одна на другую.
По разъяснению специалиста, в случае аварийной отдачи всплывающую спасательную камеру (ВСК) неизбежно бы заклинило.
Ручки люка во всплывающую спасательную камеру находятся в задраенном, то есть закрытом положении. Видимых нарушений конструкции не обнаружено.
В ходе дальнейшего осмотра при входе в ВСК обнаружено разорванное и сжатое НСУ (нагрудное спасательное устройство, то есть спасательный жилет). Далее на мостике внутри ВСК обнаружены еще три неиспользованных НСУ. На первом настиле ВСК в черном мешке обнаружен плот ПСЛ-20, вокруг которого разбросаны НСУ и портативные дыхательные аппараты (ПДА). По разъяснению специалистов, их штатное количество соответствует норме - - по два комплекта на каждого члена экипажа.
Осмотром установлено, что личный состав апрк «Курск» по причине деформации всплывающей спасательной камеры ввиду ее близкого расположения к месту взрыва (расположена над вторым отсеком) не имел возможности воспользоваться для спасения указанным спасательным средством.
262
Характер записей в вахтенной документации свидетельствует о том, что обстановка на апрк «Курск» в период с 25 июля по 12 августа 2000 г. оставалась штатной, личный состав действовал по установленному распорядку, нештатных либо аварийных ситуаций не было, узлы и агрегаты подводной лодки функционировали нормально. При регулярных осмотрах торпедных аппаратов, торпедной палубы и торпедного боезапаса замечаний не возникало. Во время учебных тревог личный состав действовал правильно.
Так, в черновом вахтенном журнале корабля значится, что с 9 часов 06 минут 10 августа 2000 г. подводная лодка находилась в походе и подробно описываются действия личного состава.
После 8:00 часов 12 августа 2000 г. записи прекращаются с указанием об их продолжении в другом «черновом» вахтенном журнале. Записей о нештатных или аварийных ситуациях вахтенный журнал не содержит.
Как следует из протокола осмотра вахтенного журнала поста управления энергетической установкой левого борта апрк «Курск», на листах с 7-го по 66-й содержатся подробные записи вахтенных офицеров за период с
263
26 июля по 12 августа 2000 г. Последняя запись относится к 11 часам 15 минутам 12 августа 2000 г., то есть за 13 минут до катастрофы: «Осмотрел АВ при помощи МТК-110. Замечаний нет».
---------------------------
С уважением, kregl
Для... - 3(+) - kregl11.11.2004 20:24:31 (124, 4190 b)