>Как длина борозды связана со степенью мёртвости лодки?
Ну это просто. Длинная борозда означает, что Курск некоторое время двигался по инерции и дна касался только нос. Почему только нос - при касании всем корпусом он бы зарылся и не получилось бы _длинной_ борозды. При касании на ходу - разворачивающий момент от винтов уложил бы его на дно с аналогичными последствиями. В процессе этого движения экипаж по каким-то причинам ничего не смог сделать, чтобы оторваться. Маловероятно, что К клюнул носом после "первого события" (которое предположительно касалось только первого отсека), поскольку запас плавучести позволял ему остаться на плаву при затоплении одного (в т.ч. первого) отсека. Остается только "второе", после которого К был полузатоплен и неуправляем.
Кроме того, на известной схеме с совещания с норгами перед носом К изображен валик из грунта, который ИМХО не мог бы сохраниться после взрыва (если бы взрыв произошел там же), да и отдельные детали (фрагменты торпеды и ТА, щит) обнаруживались, насколько я помню, кормовее корпуса, а не перед ним.