Обстановка с внедрением новых технологий, модернизации ВиВТ ВМФ действительно тяжелая. Однако она далека от запевов разной степени споенности различных хоров похоронных маршей и прочих заунывных тем
ПМСМ проблемой №1 сегодня является устаревшая нормативная база. Разговор реальный, с достаточно высокопоставленным лицом, непосредственно отвечающим за определенную тему, по части предложений по некоторым простым, но достаточно принципиальным модработам: «Да, вопрос ясен, в «особый период» может быть реализован в «железе» за 2-3 месяца, но в настоящих условиях только на соблюдение всех нормативных документов требуется не менее 4 лет»
Эти 4 (а реально значительно больше) года просто перечеркивают крайне необходимую ВМФ и ВС идею
Осознается ли эта проблема руководством? Да! Об этом немало было сказано хотя бы действующим президентом. Только вот «отменив все старые» документы мы рискуем получить полный развал системы. «Качество» большей части разрабатываемых в военной системе руководящих документов наводит на нехорошие размышления (иллюстрацией чему является хотя бы КУ ВМФ 2001)
Именно этот заскорузлый «протокол» разработки ВиВТ (реализованный в целом ряде руководящих документов) реально разрывает связь между флотом, центром и промышленностью. Предложения флота обычно просты, ясны и понятны и могут быть реализованы в кратчайшее время, а это противоречит всей сложившейся структуре разработки ВиВТ
Более того, сложилась совершенно дикая ситуация когда экспортные направления развития ВиВТ никак не увязаны с потребностями нашего ВМФ (ВС). Пример – изделие категорически необходимое в числе поставляемых на экспорт (хотя бы потому что его отсутствие имеет крайне негативные последствия для значительного сегмента нашего военного экспорта и для целого ряда других экспортных изделий) не имеет в сегодняшних реалиях ПРАВА БЫТЬ РАЗРАБОТАНО т.к. не входит в «планы ВМФ» т.е. сегодня на экспорт может быть представлено изделие с литерой О1, однако это требует предшествующих НИРов, ОКРов по ТТЗ ВМФ (ВС), … прохождения МВК для присвоения О1
Есть ли варианты действий в данной обстановке?
Да есть! Все делают люди, и подтверждений этому достаточно хотя бы на сайте Госзакупок!
Первое – необходимо достаточно хорошее знание соотв. нормативной базы, для того что бы понимать какие пункты можно и нужно «отодвинуть» и как это сделать наилучшим образом. А для этого необходимо иметь рабочие отношения с соотв. людьми. Безусловно определенная коррупционная составляющая при этом присутствует, однако этот вопрос для «боевых систем», ПМСМ, существенно преувеличен. Вот по части «обеспечивающе-тыловых» действительно порой приходится офигевать от величин откатов.
Может быть для некоторых это прозвучит дико и невероятно – но «это нужно флоту» и сегодня способно открывать многие двери в высоких кабинетах и находить общий язык
Второе – информационная составляющая - сплошь и рядом флот сам не знает что ему надо, флот оторвался от современного уровня развития военного дела, и образно говоря «ходит в потемках» (включая 1 ЦНИИ и т.п. организации). Небольшими примерами этому является обсуждение на страницах форума новых противолодочных систем и вопросов телеуправления торпедами
Третье – «дорогу осилит идущий». Примеры? Их достаточно хотя бы на том же сайте Госзакупок, кстати в т.ч. по «рицеподобным» системам. Да дело идет с большим скрипом, часто через …, но идет!
Кстати, у Вас достаточно много было сказано о «монополисте» «Океанприборе». Однако этого «монополиста» в целом ряде областей успешно «поджимает» и обходит тот же «Аквамарин» …