От Сергей Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.06.2013 08:33:30 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Подкинем угля

Не реклама! Если уж и офтопик, то ИМХО очень близко. Часть моей незаконченной статьи про Сердюкова.

Под улюлюканье желтой прессы Антолий Эдуардович Сердюков покинул здание на Знаменке 19....Прошло время, «осела пыль» - самое время разобраться с тем, что произошло в Министерстве обороны и сделать выводы на будущее. Пора бы наверно всем извлекать уроки из тех катаклизмов, которые будоражат нашу Страну. Весь интернет забит комментариями самых разных экспертов. Одни эксперты оценивают работу Сердюкова положительно, другие (и их большинство) отрицательно. Тем не менее, все эксперты сходятся в одном - в масштабе произошедших событий. И действительно - как не оценивай действия бывшего министра, положительно либо отрицательно, то, что произошло самая крупная встряска за все время существования Российской Армии, да и Советской наверное тоже, это факт. Так что же произошло? Версию о злонамеренном господине, который пришел, что бы разворовать Министерство Обороны я предлагаю оставить желтой прессе. Ибо, как учат нас общественные науки, в государстве события такого масштаба происходят не по воле отдельных людей, а только тогда, когда складываются определённые условия, социальные, экономические, политические и всякие другие. Так какие условия сложились в Вооруженных Силах к 2007 году?
Начать, наверное, надо с 80-х годов. Был Великий Советский Союз, который являлся второй великой державой мира (или первой - это как кому нравится). И имея, вторую экономику в мире находился в конфронтации с США, которые имели первую экономику. Однако в виду своего политического устройства Советский Союз мог тратить на Армию гораздо больше, в процентном отношении к бюджету страны, чем более богатые США, что он с удовольствием и делал, имея Вооруженные Силы не хуже чем его соперник, а самое главное, не дешевле. Вся страна отдавала армии последнее, и армия, да и население страны, считало это нормальным. Мы - Великая страна, самая большая в мире, вокруг совсем не дружественные соседи, да и не соседи тоже не дружественные.... Однако в один совсем не прекрасный момент случилась, выражаясь словами нашего уважаемого президента "самая большая геополитическая катастрофа 20 века" - огромный СССР распался, и не последнюю роль в этом сыграли астрономические расходы на армию. Правопреемница СССР - Россия, без Украины, Белоруссии, Казахстана, Балтии превратилась уже не в такую великую державу. А уж с экономической стороны так и вообще крошечную. Даже сейчас 20 лет спустя, преодолев кризис 90-х годов мы на 6 месте в мире по доходам, и вероятность экономического рывка, как-то не просматривается. Задумайтесь! Не смотря на огромное население и огромное количество ресурсов, по доходам мы уступаем маленькой Германии, и только недавно сравнялись с Францией.... Но! Великая и могучая (и дорогущая) Советская армия досталась практически полностью России. Мы до сих пор имеем армию вторую в мире по количеству ядерного оружия, основным видам вооружений и пр.... И ни кому, за исключением узкой группы специалистов это не кажется странным. С молоком матери мы впитали мысли о том, что у нас самая большая страна, а у страны самая большая армия. Мы до сих пор пытаемся соперничать с США, имея сопоставимые по многим показателям вооруженные силы, не задумываясь о том, что США - самая богатая страна мира, тратит на содержание своих вооруженных сил в 12-15 раз больше нас! А мы за наши деньги пытаемся содержать численность личного состава в 1 млн, против 2,5 у США, боевых кораблей 200 против 275 и так далее по списку...Как мы видим, разница совсем не в двенадцать и даже не в десять раз Можно так же сравнить наши Вооруженные Силы с Вооруженными силами Франции, военный бюджет которых практически равен нашему. За одинаковые деньги у нас в четыре раза больше численность личного состава, в пять раз больше атомных подводных лодок, и так практически по всем позициям. Специалисты меня поправят, я могу немного незначительно ошибаться в цифрах, но смысл очевиден - денег у нас на Вооруженные Силы на одного военнослужащего, единицу техники тратится в десятки раз меньше чем у наших заклятых друзей. И тут надо понимать, что и эти деньги мы начали тратить относительно недавно, каких-то 5 лет назад. А вот, например, в начале двухтысячных годов мы тратили на Вооруженные Силы вообще в разы меньше чем сейчас. И тут стоит задуматься - как вообще существовали тогда наши Вооруженные Силы? А вот так и существовали, как мы все помним. Даже сейчас, в наших Вооруженных Силах, наверное, не найдется частей, которые бы финансировались в полном объеме. Каждый должен понять, что кризис Вооруженных Сил это кризис экономический. Все негативные явления в Армии имеют в своей основе недофинансирование.
Тут наверно стоило бы напомнить о том, что любой вопрос в государстве это вопрос финансовый. Деньги это живая вода и волшебная палочка. Махнул палочкой - вырос завод, институт или учебный центр Сухопутных войск. Пролил живой воды в виде зарплаты, пришли толковые специалисты на предприятие в школу или в армейский строй. Нет денег - все плохо.
Подсчитать сколько нужно денег на любую часть или корабль проще простого. Ремонт танков – столько-то. Денежное довольствие военным столько-то. Содержание городка, вещевое имущество, боевая подготовка.... и прочее, прочее, прочее..... Все стоит денег. А что будет, если на ремонт техники 20 лет давать в десятки раз меньше денег, чем положено? Что будет если военным давать копеечную зарплату, да не год – два, а десятилетиями? Если не закупать новую технику? Ну и далее по списку... Финансирование напрямую влияет на боеготовность армии. Нет финансирования - нет боеготовности. У нас денег для содержания такой армии не было. Какой же выход? Сократить армию? Но мы-то знаем, что Российский народ с молоком матери впитал то, что у нас самая большая территория в мире, вокруг недружественное окружение, соответственно нам нужна великая (читай - большая) армия. А как говорили классики марксизма, «когда идея овладевает массами - она становится материальной силой...» Народ против сокращения, руководство Вооруженных Сил против, потому, что военные всегда в любой армии только за увеличение. Руководство нашей страны тоже не спешило сокращать армию - зачем ссорится с военными? Сложился определенный status quo, к которому в общем-то, все привыкли. Армию ни кто не трогал, она тихо деградировала без финансирования. Выросло поколение военных руководителей которые ни когда не получало достаточно денег и привыкли не решать с помощью них те или иные вопросы а привыкло просто выживать. Кроме того, не смотря на то, что денег не хватало, экономить их ни кто даже не пытался. Зачем экономить то, чего нет? Каждый тянул одеяло на себя и мечтал о золотом дожде, который когда ни - будь, прольется на Армию. В результате, не смотря на отсутствие денег, у нас было огромное количество самых высокооплачиваемых в армии (по нашим меркам) офицеров (треть армии), разбухший до неприличия центральный аппарат, огромное количество военно-учебных заведений, из дверей которых каждый год, большая часть лейтенантов, получив образование (на каждого тратилось за пять лет до 2-х миллионов долларов за время обучения) прямым ходом уходило сразу на "гражданку" и так далее.
В середине двухтысячных деньги на армию вроде бы выделяться стали, а результатов опять ноль. А по-другому и быть не могло, ведь для того что бы полностью обеспечить финансирование в соответствии с запросами Армии в тот момент наверно не хватило бы и всего бюджета страны. Только вот об этом ни кто у нас, почему то не задумывался. Любимый занятие наших военных теоретиков это рассуждать, к примеру, на тему, сколько нам нужно авианосцев - 5 или 6? Думать о такой презренной прозе, как откуда взять деньги для них слишком скучно…. Для сравнения, возьмите любой американский документальный фильм о вооруженных силах. Любой летчик, стоя у своего самолета, всегда начинает свой рассказ со стоимости этого самолета. У нас о финансовой стороне вопроса не задумывается ни кто – так сложилось. Нет у наших военных финансового мышления – менталитет такой..
Сама финансовая система наших Вооруженных Сил была в очень плачевном состоянии. Когда планового финансирования нет, деньги можно дать, а можно не дать, проконтролировать эффективность процесса очень сложно. В ВС было несколько тысяч войсковых частей (то есть таких частей, которые имели свое финансовое хозяйство). Финансы уходили как вода в песок – бесследно. С начала двухтысячных годов буксовала попытка перевести Вооруженные Силы на бухгалтерский (стоимостной) учет материальных средств многократно упрощающий финансовый контроль, с доставшегося от советского времени натурального.
Таким образом, к середине двухтысячных стало понятно, что надо что-то делать. И тут на сцене появляется Анатолий Эдуардович. Что мог сделать в этой ситуации министр? Решение любой проблемы требовало одного – финансов. Увеличение затрат на оборону бюджет страны не потянет, и так по проценту от бюджета выделяемому на оборону мы на одном из первых мест в мире. Значит, что бы найти деньги, для решения любого вопроса в армии надо что-то сократить. За что министр и взялся с присущей ему решительностью. Условия для выполнения задачи - хуже не придумаешь. Абсолютное большинство его подчиненных, не понимало мотивов его действий, отказывало ему в легитимности как руководителю. На приказ подать предложения о сокращении своих войск, как правило, следовало пространное обоснование, почему нужно оставить все как есть или прямой саботаж действий ненавистного «мебельщика»…. Посему в ход пошли топорные методы сокращений, про которые все знают. Однако простым сокращением Вооруженных Сил дело не ограничилось
Одновременно с проведением огромных сокращений министр взялся перестроить всю финансовую систему. Если объяснять то, что делалось коротко, все функции обеспечения, финансирования, из частей были изъяты и переданы в централизованные органы, как было сказано «что бы освободить командиров от забот об обеспечении». На практике что бы снизить масштаб хищений и неэффективного использования средств.
Что получилось в результате? Начнем с самого очевидного примера волнующего каждого военного – обеспечения жильем. Реально до господина Сердюкова, эту проблему ни кто даже не пытался решать. Квартиры строились «в год по чайной ложке», а потом распределялись по воинским округам, гарнизонам частям. И в каждой малюсенькой части была своя жилищная комиссия, которая распределяла квартиры нуждающимся. Проследить законность распределения при такой системе было невозможно потому, как в каждую часть не пошлешь ревизора, их десятки тысяч. Решение было очевидным. Создать единый орган, который будет централизованно собирать данные о нуждающихся, и централизованно распределять жилье. Расчет строился на введение в строй единой автоматизированной системы учета военнослужащих «Алушта» Такой орган был создан – Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны. Однако, хорошая по сути идея превратилась в полную свою противоположность отвратительной реализацией. Представьте сколько у нас по всей стране нуждающихся военнослужащих? Сотни тысяч! Что бы занести в систему данные надо на каждого надо собрать документы, провести юридическую экспертизу его претензий (законодательство об обеспечении жильем у нас такое, что не всякий юрист разберется). А орган был создан совсем крошечный, с мизерным штатом. До того, в каждой части, плохо или хорошо эти проблемы решали члены жилищной комиссии в каждой части – в десятках тысяч частей по несколько человек, а теперь ту же проблему, да еще где то далеко от самих военных пытались решить несколько десятков человек. Даже просто занести в базу всех военнослужащих требует огромных усилий. Тут еще и автоматизированная система «Алушта» работать не захотела. Чему же удивляться, что результат оказался плачевным и начальники ДЖО стали меняться быстрей, чем их фамилии удавалось запомнить. Понадобилось два года для того что бы навести какой то порядок. Хотя еще раз подчеркну – идея здравая, и другого варианта решения проблемы просто не было.
Реформа обеспечения денежным довольствием пошла по тому же сценарию. Опять же стала реализовываться достаточно здравая идея создание единого центра выплаты денежного довольствия с помощью той же системы автоматизированного учета «Алушта». До этого в каждой войсковой части был свой финансовый орган, который обеспечивал выплату денежного довольствия военнослужащим и гражданскому персоналу. В финансовом органе был начальник, который контролировал правильность начислений, бухгалтеры которые начисляли денежное довольствие и дополнительные выплаты, отвечающие за правильность его начисления и кассир, который выдавал деньги. Кроме того в части был кадровый орган который готовил приказы по выплатам и командир части который эти приказы подписывал. Система была налажена. И вот систему начали менять и с начала текущего года был создан Единый расчетный центр Министерства Обороны. Все финансовые службы в частях были упразднены, и денежное довольствие стал выплачивать ЕРЦ. Приказы же на выплаты всем военнослужащим Вооруженных Сил стали подписываться лично Министром обороны, а проекты этих приказов стало готовить Главное управление кадров Министерства Обороны на основании данных которые стали стекаться со всех воинских частей, со всей нашей необъятной Родины, и даже из-за границы. В том же Главном управление кадров данные этих приказов заносятся в систему «Алушта». Работы офицерам ГУКа добавилось сразу в десятки раз, однако увеличить штаты ни кто не догадался. Собственно Функции ЕРЦ в данном случае заключаются в том, что автоматизированная система ЕРЦ, по исходным данным, которые ввел ГУК, ежемесячно перечисляет на банковские карты военнослужащих и гражданского персонала денежное довольствие. Говоря по простому ЕРЦ это «всеармейский кассир», а ГУК это «всеармейская строевая часть». Ну а кто «всеармейский начфин и бухгалтер»? Кто ответит за ошибку в начислениях денежного довольствия? Вот тут мы и подходим к главному вопросу.
Как обстояло дело с контролем финансово экономической деятельности в прежние времена? Как я уже говорил, во всех войсковых частях строевая часть готовила проекты приказов по строевой части, которые являлись основанием для любых выплат, командир подписывал эти приказы, начфин с бухгалтером начислял денежное довольствие, кассир выплачивал. И каждый из них знал, что в конце года приедут ревизоры из Финансовой инспекции Вооруженных Сил и все проверят, на каком основании издавались приказы, правильно ли начислялось денежное довольствие, и правильно ли оно выплачивалось. И от внимательного взгляда ревизоров редко что укрывалось. К примеру, в части, в которой я проходил службу, после каждой ревизии бывало по 150 - 200 тысяч рублей просто переплат (это часть 700 человек личного состава, их них срочной службы 250 человек). Это не кражи, а просто ошибки строевой, бухгалтеров, неправильные применения законов и т.п. Подобные ошибки неизбежны (представьте, сколько их может быть в масштабе страны!). После ревизии командир получал акт, а дальше по фактам, указанным в нем назначалось административное расследование и виновные привлекались к материальной и дисциплинарной ответственности, деньги возвращались. Такая работа, была в каких-то частях плохо, в каких-то частях хорошо налажена, но всегда, по крайней мере, было с кого спросить. Что теперь? Сначала умерла финансовая инспекция. Как только начались сокращения, первыми сократили военнослужащих – финансистов. При этом как то забылось, что военные финансисты это не только начфины, но и ревизоры тоже. Ревизоры по частям ездить перестали. За многими частями числились миллионные недостачи, по которым не были приняты решения – они растворились в воздухе вместе с финансовой инспекцией. Было решено, что раз функции финансового обеспечения из частей убраны, то и финансовый контроль не нужен. Но позвольте! Раньше весь механизм выплаты денежного довольствия, как я выше описывал, функционировал в одной части, соответственно и проконтролировать их можно в одной части. Теперь военнослужащий служит в одной части, которая находится, к примеру, на Камчатке, данные на издание приказов для выплат из неё отправляются в ГУК, где издаются все приказы по строевой части, и потом ЕРЦ производит выплату. На таком долгом и извилистом пути может произойти много разных «чудес» с ущербом для бюджета! И кто же во всех этих чудесах потом будет разбираться? И главное как? Да сих пор (а прошло с момента внедрения новой системы почти год) ни каких руководящих документов регламентирующих новую систему выплаты денежного довольствия не издано. Деньги платятся, а документов нет. Для меня, как для юриста, это парадокс. Кто за что отвечает, кого вообще привлекать к ответственности, если что не так? Кто вообще в нынешних условиях будет разрабатывать подобный нормативный акт, если юридическая служба Вооруженных Сил уничтожена? Можно не сомневаться, что примерно такая же ситуация во всех отраслях экономической работы Вооруженных Сил – действенного контроля нет, нормативной базы нет. Стоит ли удивляться многочисленным уголовным делам?




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100