>>Я бы не сбрасывал со счетов и низкие температуры.
>
>А в чем они проявляются? На лодке достаточно тепла, чтобы льды Арктики растопить.
Ну, например, в различии систем охлаждения, например, "Омнибуса" и, например же, "Узла". С водяным охлаждением в южных морях много не навычисляешь. :-)
>Низкие температуры могут отрицательно сказаться только в плане ... неудобтв для верхней вахты.
Ну, это не самое страшное. :-)
>Обледенение ПЛ не сташно, забортные отверстия не замерзают.
А их арматура? Примеров полно: начиная с поплавкового клапана РДП/РКП и заканчивая клапанами вентиляции ЦГБ. Дело, думаю, в том, что конструкторам приходится думать не только о том, как лодка (даже атомная)будет вести себя ПОД водой, но и о том, что будет в надводном положении. На достаточно сильном морозе первое после довольно длительного перерыва погружение может принести немало бед: от поступления воды внутрь ПК до создания опасных кренов и дифферентов.
Да и покрытия (лако-красочные и специальные) корпуса в разных температурах, по идее, должны вести себя по-разному. То же относится и к смазкам, и к резиновым уплотнениям. Обмерзание ВУ тоже имеет место быть даже на перископной глубине.
>Просто подумайте - ну какая особая гениальность конструктора нужна для того, чтобы предусмотреть низкие температуры. Да никакой!
Это лучше у конструкторов спросить. :-)
> Они и не предусматровали ничего.
Трудно сказать... На ум сразу приходят системы обогрева перископа и шахты РДП/РКП... Марки смазок, уплотнителей и покрытий тоже, возможно, адаптированы к низким температурам.
>Даже такой мелочи, как укрыть личность ВО от ветра на торпедных лодках более-менее приличным щитком, не предусмотрели.
Вряд ли это слишком необходимо. Смысл ВО на мостике заключается в том, что он должен всё видеть "своими глазами", а любое укрытие затрудняет обзор. И чем сложнее ГМУ, тем более затрудняет.
>А вот поставить на лодку приличную холодилку - на этом экономили. Это ж полная дурь, что нам больше ходить никуда не надо, кроме как на северный полюс.
А вот здесь не соглашусь. У нас на Барракуде наработка МХТМ составляла всего несколько часов за 10 лет. Т.е. она выстуживала корапь до инея за несколько минут работы. Почему Барракуды не пускали на югА - отдельный вопрос. :-)