По поводу взрыва БЗО стеллажной торпеды. В процессе разбора завалов во 2 отсеке (после подъема) было вытащено одно или два (точно не помню) целых БЗО и несколько фрагментов частично сдетонировавшего. Называлась конкретная весьма приличная масса вытащенного ВВ.
Что касается копоти в 1-2 отсеках. А как вы определите, была там копоть или нет? Я лично (на фото и видео, разумеется) даже следов внутренней теплоизоляции (которой изнутри оклеен весь ПК кроме трюмов) не увидел. Голый металл. Вот в 10 отсеке копоть присутствовала (местами и весьма незначительная). В 9 ее вроде-бы не было вовсе.
Думаю, что после 1-го события никаких дыр в ПК лодки вообще не было. Просто вырвало заднюю крышку ТА (ее потом нашли где-то в кормовой части 2 отсека).
Что же касается причины 1-го события то лично я являюсь приверженцем версии о столкновении Курска с Мемфисом (американец шел немного выше Курска и похоже выполнял поворот). Мемфис прошелся кормовым стабилизатором по правому борту носовой части Курска (вмятина переходящая в разрыв обшивки легкого корпуса по правому борту была видна после подъема лодки). Затем последовал удар работающим гребным винтом по носовой оконечности в районе выходящих из ПК труб торпедных аппаратов. Труба ТА с находящейся там подготовленной к выстрелу практической торпедой была смята, что вызвало разгерметизацию систем энергокомпонентов последней (перекись+керосин+сжатый воздух) и взрыв.
На Мемфисе в результате столкновения были как минимум поломаны лопасти винта и американец уполз из района на вспомогательных движителях 5-узловым ходом, причем скорее всего в надводном положении. Опять-таки проскакивала информация как его пасли наши вертолеты причем даже назывались фамилии летчиков.
Причина того, что мы официально не признали версию столкновения было то, что у американцев на носу были президентские выборы. В качестве платы за молчание США профинансировали все работы по работе Регалии и последующему подъему Курска.
Кстати, в англоязычном И-нете мне попадалась информация о том, что в день гибели Курска ВМС США официально обращались к командованию ВМФ РФ по поводу потери связи со своей ПЛ находившейся в Баренцевом море (вспомните по странные зеленые буи про которые потом резко замолчали).