-Почему командир корабля есть центральная фигура на флоте?
-Потому что со всех сторон руки к горлу тянутся!
А.М.Устьянцев,1986г.
Несколько слов вместо предисловия
Мы уходим...Постепенно и неотвратимо, унося с собой наши Опыт, Знания, Память... О Великой Подводной Вой¬не... Неизвестной Войне... Тайной Войне...
Мы вели эту войну без единого выстрела в глубинах Ми¬рового Океана в течение 30 лет...
Мы - матросы, старшины, мичманы и офицеры подвод¬ных сил Военно-Морского Флота СССР...
Мы верноподданные Великой Державы, ее военно-морс¬кая элита... лучшие из лучших...
Нам есть чем гордиться... Мы не были побеждены в Хо¬лодной Войне на Море...
Просто Новой России стал не нужен Мировой Океан...
И тогда Мы покинули Его Глубины...
Навсегда ли?
Время покажет...
Пролог
Самое страшное - это уйти Туда, не успев рассказать о том, как все было на самом деле тем, кому предстоит повто¬рить Наш Путь...
Я провел 11 лет на Действующем Флоте, ни разу не был в ремонте, не проходил переподготовку в учебном центре, не попадал на новостройки... Все время - в составе сил посто¬янной готовности, на одном и том же флоте, в одной и той же базе, в одной и той же дивизии, на одном и том же проекте атомной подводной лодки...
Мой случай интересен тем, что я непрерывно в течении 11 лет находился на Переднем Крае Холодной Войны на Море... В самый ее разгар с 1975 по 1987годы. Мой Опыт - одноро¬ден... Все должности - от командира электоро-навигацион-ной группы до командира атомной многоцелевой подводной лодки - были пройдены не просто на плавсоставе, а в составе сил постоянной готовности...
Все командные должности (помощник командира, стар¬ший помощник, командир корабля) я проходил по одной и той же схеме: назначался с экипажей постоянной готовности на подводные лодки, приходящие в дивизию после продол¬жительных ремонтов, и в кратчайший срок вводил их экипа¬жи в состав сил постоянной готовности...
Тяжелый и неблагодарный труд... ' Поэтому - мне есть, что рассказать...Рассказать о Под¬водной Галактике, звездами, планетами и искусственными спутниками которой были Мы, экипажи подводных лодок ВМФ СССР... Со своими подводными звездолетами .
«...Ведь здесь мы на воле... Ведь это - наш Мир ...»
Шагнем же на корпус под водной лодки, дорогой читатель... И вот, - дорога в бездну Подводной Галактики открывается перед тобой...
Мои аттестации
(как меня оценивала советская военная система)
Аттестация
(на присвоение первого офицерского звания) на главного корабельного старшину Мешкова Олега Константиновича выпускника ВВМУ им. М.В.Фрунзе
Текст аттестации
Идейно убеждённый, преданный делу КПСС и Советскому правительству военнослужащий. Политически грамотен. По¬казал отличные знания по марксистко - ленинской подготовке в объёме программы училища. Принимал активное участие в общественной жизни, избирался членом бюро комсомольской организации. Дисциплинирован, исполнителен. Стремится к точному выполнению приказаний. На замечания реагирует правильно. Имеет отличную строевую выправку, подтянут, аккуратен. Самостоятелен, инициативен. Имеет хорошие во¬левые качества и организаторские способности. Занимал ряд старшинских должностей, проявил себя вдумчивым и требо¬вательным начальником. Допущен к самостоятельному несе¬нию ходовой вахты, управлению группой, шлюпкой, катером. Теоретическую часть специальности освоил хорошо, практи¬ческие навыки удовлетворительные. Уставы ВС СССР знает и умеет практически применять в служебной деятельности. Службу нарядов несет хорошо. Физически развит хорошо. Трудности военной службы переносит стойко. Любит поэзию, пишет стихи, морально устойчив. Характер возбудимый, но умеет контролировать свои поступки. Честен и порядочен. Принципиален. В коллективе авторитетен. Склонен к недо¬оценке своих возможностей. Военную и государственную тайну хранить умеет. Требования приказа МО СССР №... при работе с секретными документами не нарушал.
КОМАНДИР РОТЫ
Аттестация
На капитана-лейтенанта Мешкова Олега Константиновича,
старшего помощника командира
большой подводной лодки «К...»
Текст аттестации
Исключительно дисциплинированный, исполнительный офицер. Политически грамотен.
Обладает глубокими знаниями марксистко-ленинской теории, постоянно работает над совершенствованием своей идейно - политической подготовки. Глубоко изучил матери¬алы XXVI съезда КПСС, их положения широко использует в повседневной организаторской работе. Коммунист с раз¬витым чувством ответственности за порученное дело. Смело использует партийную критику как действенное средство повышения личной ответственности коммунистов. В слу¬жебной деятельности умело опирается на партийную орга¬низацию, может мобилизовать коммунистов и комсомольцев на успешное решение поставленных задач.
Обладает развитыми волевыми качествами, командир¬ской решительностью. Глубоко освоил вопросы тактики и боевого применения оружия. Особое внимание уделяет под¬готовке корабельного боевого расчёта по действиям против противника в современном бою. Успешно заканчивает сда¬чу экзаменов на допуск к самостоятельному управлению кораблем. Уверенно несёт ходовую вахту в море. Твёрдые знания уставов Вооружённых Сил СССР и Корабельного устава ВМФ СССР способствуют успешному исполнению обязанностей старшего помощника командира. Постоянно совершенствует знания в системе командирской подготовки. Обладает широким военно-техническим кругозором, эффек¬тивно использует полученные знания для обучения личного состава. При обучении личного состава особое внимание об¬ращает на выработку уверенных навыков в использовании
оружия и техники, обеспечение безаварийности их эксплу¬атации, умение целеустремлённо и решительно бороться за живучесть корабля, отсека, технических средств. В сложной обстановке действует смело и решительно, быстро реагирует на её изменения, принимает грамотные решения.
Настойчиво добивается высокого качества и полноты выполнения планов боевой подготовки. Наилучших ре¬зультатов достиг в работе по совершенствованию системы планирования и контроля боевой полготовки. Однако недо¬статочно внимания уделяет качеству оформления и ведения корабельных документов; совершенствованию знаний по вопросам кораблевождения. Участвовал в трёх дальних мор¬ских походах на боевую службу, в одном из них - в должнос¬ти помощника командира, в двух - в должности командира группы и командира боевой части. В 1981 году наплавал в море 32 суток.
Службу в Военно - морском флоте считает главным де¬лом жизни - является примером выполнения воинского долга. Глубоко изучает запросы личного состава, обстанов¬ку в подразделениях, всегда знает истинное положение дел. Высокую требовательность к подчинённым сочетает с пос¬тоянной заботой о них. В воспитательной работе широко ис¬пользует боевой опыт флота, славные традиции советских моряков. Принципиальность и чуткость, готовность всегда прийти на помощь завоевали доверие и высокий авторитет у всего личного состава корабля.
Способен критически оценивать свою деятельность. Кри¬тические замечания воспринимает болезненно, однако дела¬ет правильные выводы и принимает решительные меры для устранения недостатков. К исполнению своих обязанностей подходит творчески, проявляя разумную инициативу и на¬ходчивость, тесно увязывая деятельность личного состав с задачами, стоящими перед кораблём.
На корабле проведена большая работа по повышению его боеготовности и укреплению воинской дисциплины, совер¬шенствованию организации борьбы за живучесть. Снижено
нормативное время приготовления корабля к бою и походу, ис¬ключены предпосылки к аварийности техники. Курсовые зада¬чи сданы с хорошими оценками. Все виды запасов на корабле по нормам боевой готовности поддерживаются в соответствии с установленными нормами. Значительно возрос уровень про¬фессиональной подготовки: на корабле имеется 13 специалис¬тов - мастеров военного дела, 45 специалистов 1 и 2 класса.
Всегда собран, требователен к себе. Обладает высокой ра¬ботоспособностью, способен создать деловую обстановку, на¬строить и повести подчинённых на безусловное выполнение поставленной задачи. Всегда находит главное звено в работе, не упуская из вида второстепенные вопросы. Способен наво¬дить и поддерживать строгий уставной порядок на корабле. При этом строго руководствуется требованиями советских законов и воинских уставов.
Здоров. Занимается спортом. По характеру вспыльчив. Скромен. Общителен. Строевая выправка хорошая. Подтя¬нут. Аккуратен. Свои мнения выражает грамотно и кратко. Отношения в семье здоровые.
В работе с секретными документами аккуратен. Военную и государственную тайну хранить умеет.
Политику КПСС и Советского правительства понимает правильно. КПСС и Советскому правительству предан.
ВЫВОДЫ:
1 .Занимаемой должности соответствует.
2 .Достоин направления на учёбу на командный факуль¬тет 6 ВОК ВМФ в 1983 году
3.После окончания 6 ВОК ВМФ может быть назначен на должность командира большой подводной лодки в 1985 году.
КОМАНДИР БОЛЬШОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «К...»
Аттестация
За период с 05 февраля 1982 года по 25 июня 1986 года
на капитана 2 ранга Мешкова Олега Константиновича,
командира большой подводной лодки «К...»
Текст аттестации
В должности командира подводной лодки после оконча¬ния 6 ВОК ВМФ прослужил 1 год 9 месяцев. Политически грамотный, идейно убеждённый офицер с высоким уровнем политической подготовки. Систематически повышает свой идейно- политический уровень как самостоятельно, так и в системе марксистко-ленинской подготовки, где получа¬ет только отличные оценки. Вдумчиво и глубоко работает над изучением марксистко-ленинской теории, материалов 27 съезда КПСС, решений Пленумов и постановлений ЦК КПСС. Активно и умело их пропагандирует, выступая перед личным составом с докладами, лекциями, политинформаци¬ями, используя в индивидуальной работе. Высоко активен в партийно-политической работе. Является членом партбюро корабля, куда избирается ежегодно, руководителем марксис¬тко-ленинской подготовки, членом партийной комиссии при политотделе дивизии. С обязанностями справляется добросо¬вестно, принципиально, по-деловому, с партийных позиций. Умело опирается на партийную и комсомольскую организа¬цию корабля в выполнении поставленных задач боевой и по¬литической подготовки; требований ЦК КПСС от 10.11.85 г., приказа МО СССР №... Становление как командира корабля проходит в целом твердо, уверенно, целенаправленно. Лично дисциплинирован, исполнителен, требователен к себе и под¬чинённым. Служебные обязанности исполняет с чувством ответственности, с высоким чувством долга, самоотвержен¬ности и самостоятельности. Непримирим в борьбе с недостат¬ками на корабле, твердо проводит линию по укреплению во¬инской дисциплины и уставного порядка, хотя в целом грубые
проступки и пьянство на корабле до конца не изжиты. В 1985 году на корабле было 3 грубых проступка, за зимний период обучения 1986 года - три случая пьянства. По итогам боевой и политической подготовки, выполнению взятых социалис¬тических обязательств, корабль в зимнем периоде 1986 года занял 5 место на дивизии с оценкой «хорошо». На корабле вы¬ращено 57% отличников боевой и политической подготовки, 58% специалистов повышенной квалификации, 13 мастеров военного дела. Специальная и оперативно-тактическая под¬готовка хорошая. Имеет опыт 6 боевых служб, из них в долж¬ности командира корабля - одну. С 1985 года и по настоящее время наплавал 67 суток.
Много внимания уделяет торпедной подготовке, подготов¬ке КБР в применении оружия и ведении морского боя. Гра¬мотно, творчески, не стандартно мыслит, имеет свои взгляды и решения по отдельным техническим вопросам. Склонен к научной и исследовательской работе. Думающий офицер с аналитическим складом ума. Все торпедные стрельбы в 1985 году выполнил только на «отлично». В работе организован, усидчив, трудится увлеченно. Умеет выделить главное звено и твердо добиваться цели. Работая над собой и воспитывая подчиненных, руководствуется уроками правды, решитель¬ности в практических делах, сознательности в работе и от¬ветственности за её конечный результат .
Командирские и волевые качества высокие. Способный организатор. Много занимается подготовкой вахтенных офицеров заместительского звена, созданием резерва кадров на продвижение по службе и направлению на учёбу. По воп¬росам кораблевождения проверен флагманским штурманом флотилии в январе 1986 года, оценка «хорошо». Достаточно хорошо развёрнута работа на корабле по отбору кандидатов из числа личного состава срочной службы для поступления в ВВМУЗы и школу мичманов, в 1985 году отобрано 7 чело¬век, в 1986 году - 4 человека.
По действиям в сложной обстановке в море проверен за¬местителем командира дивизии в январе 1986 года. В экстремальных условиях не теряется; обстановкой владеет;
принимает грамотные решения, но в определённых случаях способен на риск. Служебные взаимоотношения строит пра¬вильно, по уставу, который знает и выполняет. Службой не тяготится, профессию подводника любит и желает дальше службу проходить по командной линии. Заботится о личном составе, особенно о его быте и удовлетворении положенным довольствием.
Напорист, правдив, честен. Самолюбив. На замечания ре¬агирует болезненно, но делает правильные выводы и быст¬ро их устраняет. Горяч, по характеру возбудим и порой этим бравирует. Способен на резкость, может высказать человеку всё, что о нём думает, не заботясь о корректности, субордина¬ции, правоте и правильности своих суждений и возможных последствиях. Но быстро остывает и с должным уровнем са¬мокритичности оценивает свою деятельность, признаёт лич¬ные упущения и промахи.
Морские качества высокие. Здоров. Энергичен, вынослив. Пользуется авторитетом на корабле и у сослуживцев. Обще¬ственные интересы ставит выше личных, своим положением не злоупотребляет.
Бдителен. Военную и государственную тайну хранить умеет. Замечаний по секретному делопроизводству не имеет. Морально устойчив. Хороший и заботливый семьянин.
Оценка выполнения служебных обязанностей - как не¬многие лучшие офицеры.
Делу КПСС И Советскому правительству предан.
Перспективный офицер.
ВЫВОДЫ:
1. Занимаемой должности соответствует.
1. Достоин направления в 1987 году на учёбу в ВМА ИМ.Гречко А.А.,
2. с последующим назначением на должность начальника штаба дивизии атомных подводных лодок.
КОМАНДИР ДИВИЗИИ
Аттестация
В период с сентября 1987 года по июль 1989года
на капитана 2 ранга Мешкова Олега Константиновича,
слушателя-выпускника командного факультета
Военно-морской академии.
Текст аттестации
В академию прибыл с должности командира атомной под¬водной лодки. Стаж в должности - 3 года. По службе на фло¬те аттестован положительно.
Дисциплинированный, идейно убеждённый офицер. Ус¬тавы ВС СССР знает отлично и требования их выполняет пунктуально.
Курс общественных наук усвоил отлично. Серьёзно и це¬ленаправленно изучает документы партии и правительства. Всецело на стороне прогрессивных перестроенных процес¬сов в стране и Вооружённых Силах. Исполняя обязанности секретаря партийного бюро парторганизации учебной груп¬пы, стремился к претворению их в практических делах. Уме¬ло организует партийную работу в группе. Принципиален и самокритичен.
Отличник учёбы. Учится только на «отлично». Высокие способности к учёбе подкрепляет пытливостью и работос¬пособностью. Мыслит аналитически, умеет чётко и логично выражать мысли устно и письменно. Склонен к научно-ис¬следовательской и преподавательской работе. Профессио¬нальная подготовка отличная, штабная культура высокая. Выполнил дипломное задание по вопросу применения мин¬ного оружия в первой операции флота.
Общителен. Умеет работать с людьми, может быть лиде¬ром в коллективе. Честен и правдолюбив. Резок, но объек¬тивен в суждениях. Может аргументировано защищать свою точку зрения. Внимателен к мнению коллектива и товари¬щей. На критику реагирует правильно, но может допускать
при этом несдержанность. Пользуется в коллективе автори¬тетом, доверием и поддержкой.
Здоров, физическая подготовка отличная. Занимается в секции рукопашного боя и силовой гимнастикой. Строевая выправка примерная. Морально устойчив. Заботливый се¬мьянин.
В работе с секретной документацией пунктуален. Делу КПСС и Советскому правительству предан.
ВЫВОДЫ:
1. Достоин назначения на должность начальника штаба соединения атомных подводных лодок
2.Целесообразно направить на учёбу в адъюнктуру Ака¬демии.
НАЧАЛЬНИК КУРСА КОМАНДНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Служебная характеристика
на старшего помощника командира в/ч...
Мешкова Олега Константиновича,
1952 года рождения, капитана 3 ранга
За время прохождения службы в в/части... с июля 1981 года по настоящее время капитан 3 ранга Мешков О.К. заре¬комендовал себя высоко дисциплинированным офицером, с высоко развитым чувством ответственности за порученное дело.
Постоянно работает над повышением своих идейно-по¬литических знаний. Систематически изучает произведения классиков марксизма-ленинизма, документы и решения пар¬тии, настойчиво пропагандирует их среди л/с. Умело опира¬ется в своей деятельности на партийную и комсомольскую организации.
Организаторские способности развиты хорошо. Способен организовать и нацелить л/с на выполнение поставленных задач, допущен к самостоятельному управлению кораблём, особое внимание уделяет вопросам кораблевождения и бое¬вого использования оружия.
Уставы ВС СССР знает и правильно руководствуется ими в своей служебной деятельности. Методически правильно организует обучение и воспитание подчинённых. Команд¬ные навыки развиты хорошо.
Исполнителен, старателен и усерден в выполнении своих служебных обязанностей. Свою практическую деятельность направляет на поддержание в экипаже строгого уставного порядка и высокой воинской дисциплины.
На критику и замечания старших реагирует правильно, в своей служебной деятельности умело сочетает высокую тре¬бовательность с партийным подходом. При решении служеб¬ных вопросов проявляет партийную инициативу.
Дорожит честью и достоинством офицера ВМФ. Морскую службу любит, морские качества хорошие. В должности ко¬мандира ЭНГ БЧ-1, командира БЧ-1, помощника и старшего
помощника командира имеет опыт длительных океанских походов. Способен критически оценивать свою деятель¬ность.
Настойчив в достижении поставленной цели. В сложных ситуациях способен действовать решительно, принимать от¬ветственность на себя. Общественные интересы ставит выше личных. К подчинённым требователен, внимателен, забот¬лив. В обращении со старшими и подчинёнными тактичен.
С людьми сходится быстро. Пользуется заслуженным ав¬торитетом у всего личного состава корабля. Физически раз¬вит хорошо. Здоров. Морально устойчив. Всегда имеет образ¬цовый внешний вид. Проявляет высокую бдительность.
Военную и Государственную тайну хранить умеет. Заме¬чаний по работе с секретными документами не имел. Делу КПСС и Советскому правительству предан. По своим мо¬рально-политическим качествам достоин направления на учёбу на командный факультет 6 ВОК ВМФ.
КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ
Служебная характеристика
На слушателя факультета командиров кораблей ВСОК ВМФ капитана 3 ранга Мешкова Олега Константиновича
За период с 10 октября 1983 года по 1 августа 1984 года ка¬питан 3 ранга Мешков О.К. зарекомендовал себя исключи¬тельно дисциплинированным исполнительным офицером, с развитым чувством ответственности за порученное дело коммунистом. Политически грамотен, постоянно работает над повышением своего идейно-политического уровня.
Глубоко изучил материалы 26 съезда КПСС, последующих пленумов ЦК КПСС и руководствуется ими в своей практи¬ческой деятельности. Курс «Актуальные проблемы научного коммунизма и партийно-политическая работа в СА и ВМФ» усвоил. Принимал самое активное участие в семинарских занятиях по данному курсу. Глубокие знания, широкий кру¬гозор, умение оперировать фактами позволяли ему аргумен¬тировано критиковать современные концепции буржуазных идеологов и доказывать преимущества социалистического общественного строя перед капиталистическим. Реферат на тему: «Работа командира корабля по укреплению воинской дисциплины, сплочению коллектива в дальнем плавании» отличался простотой изложения материала, глубоким ана¬лизом эффективности различных форм работы командира в этом направлении и оценён на «отлично». Курсовой экзамен сдал с оценкой «отлично».
Активно участвовал в общественной, партийной и спор¬тивной жизни группы. Свои обязанности исполнял с прису¬щим ему чувством ответственности и принципиальности. Много сил приложил к организации самостоятельной подго¬товки, повышению качества сдачи текущих зачётов слушате¬лями. Учебная группа, где капитан 3 ранга Мешков О.К. был старшим офицером, по результатам выполнения социалис¬тических обязательств занимала одно из первых мест на фа¬культете. К работе относился исключительно добросовестно,
на протяжении всего периода обучения являлся отличником учёбы. Тактическая и специальная подготовка хорошая, по кораблевождению подготовлен «отлично». Имеет допуск к самостоятельному управлению большой подводной лодкой. Постоянно работал над совершенствованием способов бо¬евого применения оружия, а также способов быстрейшего расчёта данных стрельбы для ввода в оружие при выходе из строя автоматизированных систем управления стрельбой. Систематически и глубоко изучал вопросы тактики совре¬менного морского боя в условиях РЭБ, полученные знания творчески применял на практике при проведении специаль¬ных учений. Способен быстро и правильно оценивать обста¬новку, в принятии решения хладнокровен и решителен, в проведении его в жизнь настойчив и целеустремлен. В слож¬ной обстановке не теряется, принятое решение всегда чётко обосновывает и докладывает. Умеет выделить главное звено и сосредоточить на нём внимание, одновременно не упуская главного вопроса.
Честен, обладает крепкой внутренней самодисциплиной. По курсу «Боевое применение торпедного и противолодочно¬го ракетного оружия» выполнил 102 атаки, успешность-73%.
Руководящие документы по боевой и политической подго¬товке знает и умеет их использовать в своей повседневной де¬ятельности. Хорошо развиты организаторские способности. По характеру выдержан, спокоен, самокритичен. На критику реагирует правильно, указанные недостатки устраняет свое¬временно. Взятые социалистические обязательства выпол¬нил полностью. Дисциплинарных и партийных взысканий нет. Дорожит честью и достоинством советского офицера, службой в ВМФ гордится. Умеет организовать свою работу, общественные интересы ставит выше личных. В коллективе общителен, со старшими вежлив, тактичен.
Волевой, принципиальный офицер. Опрятен, строевая выправка хорошая. Уставы ВС СССР знает и умело приме¬няет их на практике.
По секретному делопроизводству замечаний нет. Военную и государственную тайну хранить умеет. Семейные отноше¬ния хорошие, морально устойчив. Здоров, физически развит хорошо. Выполнил нормы ВСК 1-й степени. Систематически повышает свой культурный уровень. Политически бдителен. Делу КПСС и Советскому Правительству предан.
Выпускные экзамены сдал с оценками:
1. Тактика пл ВМФ -5
2. Боевое применение ТиПЛРО - 5
3. Управление пл - 5
ВЫВОДЫ: По уровню своей подготовленности, морально политическим и деловым качествам достоин назначения ко¬мандиром большой подводной лодки.
НАЧАЛЬНИК ФАКУЛЬТЕТА КОМАНДИРОВ КОРАБЛЕЙ
Мои партийные характеристики
(как меня оценивала советская политическая система)
Партийная характеристика На члена КПСС с декабря 1974 года Мешкова Олега Константиновича, старшего помощника командира, капитана 3 ранга
За время пребывания на постоянном партийном учёте, в первичной партийной организации в/части...с июля 1981 года по настоящее время, коммунист Мешков О.К. зареко¬мендовал себя исключительно дисциплинированным, ис¬полнительным и инициативным офицером, сочетая в себе высокие служебные и партийные качества.
В работе партийной организации принимает активное участие, является членом партийной комиссии соединения.
Грамотно руководит подчинённым личным составом час¬ти, последовательно и настойчиво проводит в жизнь реше¬ния партии и Советского правительства, проявляя при этом хорошие организаторские качества, стремление отдать все свои силы на выполнение приказов командования и партий¬ного долга.
Целенаправленно и грамотно выступает перед всеми ка¬тегориями личного состава с лекциями, беседами, политин¬формациями, по вопросам внутренней и внешней политики КПСС. На партийных собраниях активен и деловит. Само¬критичен. Партийную критику воспринимает правильно. Стремится к устранению недостатков в работе.
Политически подготовлен очень хорошо, постоянно глу¬боко изучает ленинское теоретическое наследие, текущие партийные решения и документы. Большую работу проводит по пропаганде и разъяснению личному составу установок 26 съезда КПСС, материалов ноябрьского (1982 года) Пленума ЦК КПССС; задач, вытекающих из сложной международной обстановки.
Хороший спортсмен. Морально устойчив. Службу в ВМФ любит и гордится своей профессией.
Хороший семьянин. Морские качества хорошие. Военную и государственную тайну хранить умеет.
Делу КПСС и Советскому правительству предан.
По своим моральным, деловым и политическим качест¬вам достоин направления на учёбу на командный факультет 6 ВОК ВМФ.
Партийная характеристика обсуждена и утверждена на заседании партийного бюро. Протокол №11 от 19 марта 1983 года.
СЕКРЕТАРЬ ПЕРВИЧНОЙ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Партийную характеристику на члена КПСС с декабря 1974 года Мешкова Олега Константиновича заверяю:
По своим морально-политическим качествам достоин направления на учёбу на командирский факультет 6 ВОК ВИФ.
НАЧАЛЬНИК ПОЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА
Партийная характеристика На члена КПСС с декабря 1974 года Мешкова Олега Константиновича, командира в части..., капитана 2 ранга
За время пребывания на постоянном партийном учёте в первичной партийной организации войсковой части ... с сен¬тября 1984 года по настоящее время коммунист Мешков О.К. зарекомендовал себя исключительно дисциплинированным офицером, сочетая в себе высшие служебные и партийные качества. Принимает активное участие в работе партийной организации, является членом партийного бюро корабля. Умело и грамотно опирается и направляет работу партий¬ной организации на повышение боевой готовности корабля, укрепления воинской дисциплины.
Постоянно ищет новые формы и методы руководства лич¬ным составом части, последовательно и настойчиво прово¬дит в жизнь решения партии и Советского правительства, проявляя при этом отличные организаторские качества, стремление отдать все силы на выполнение приказов коман¬дования и своего служебного и партийного долга.
Имеет большой опыт организации политико-воспита¬тельной работы в условиях длительного плавания. Прово¬дит большую индивидуальную работу со всеми категориями личного состава, активно используя в ней изучение психо¬логических и национальных особенностей людей. К партий¬ным поручениям относится добросовестно, часто выступает на партийных собраниях и заседаниях партийного бюро. Выступления носят острый, критический характер. Требо¬вателен к себе и подчинённым. Партийную критику воспри¬нимает правильно и стремится к устранению недостатков.
Пользуется заслуженным авторитетом среди всего лично¬го состава части. Принимает активное участие в обществен¬ной жизни корабля. Много и охотно общается с личным со¬ставом. Является активным проводником антиалкогольной пропаганды. Активно борется с курением, сквернословием.
Политически грамотен. Много времени уделяет изучению марксистко-ленинского теоретического наследия, докумен¬тов КПСС. Проводит большую работу по идеологическому воспитанию личного состава части. Часто выступает с лек¬циями, беседами. Выступления носят остронаправленный классовый характер. Отлично знает историю флота и его тра¬диции и умело пользуется этими знаниями в своей работе.
Морально устойчив. Женат. Семейные отношения стро¬ит правильно. По характеру вежлив, общителен, но иногда бывает вспыльчив, хотя и не злопамятен. Морские качества хорошие. Военную и государственную тайну хранить умеет. Делу КПСС и Советскому правительству предан.
По своим морально-политическим и деловым качествам достоин поступления в ВМА им. А.А.Гречко.
Партийная характеристика обсуждена и утверждена на партийном собрании первичной партийной организации войсковой части протокол №... от 18 сентября 1986 года.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ СЕКРЕТАРЯ ПАРТИЙНОГО БЮРО ПЕРВИЧНОЙ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ
Партийную характеристику на члена КПСС с декабря 1974 года Мешкова Олега Константиновича ЗАВЕРЯЮ:
По своим морально-политическим и деловым качествам достоин поступления в ВМА имени А.А.Гречко.
НАЧАЛЬНИК ПОЛИТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА
Так оценивал Меня Действующий Флот и Партия. Но на Конвейер Верноподданности Я попал не сразу.
Первыми Моими Учителями были Ленинградское На¬химовское училище и Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе.
Чему меня научило Ленинградское Нахимовское военно-морское училище.
Многие пацаны мечтают о Море...Романтика героичес¬ких путешествий в Далекие Страны...Экзотика Необитае¬мых Островов...Привычные символы: белоснежные паруса, чайки и суровые люди на палубе... Моряк - профессия ге¬роическая... Бескозырки, тельняшки, ленточки с золотыми якорями...Красивые океанские лайнеры и строгие силуэты военных кораблей...
«...В флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса...» Правда, красиво?
А теперь представим дело иначе: деревянная посудина длинной 40 метров и шириной 5 метров... В южных морях в этой коробке царит Дикая Жара (вентиляция и кондицио¬неры отсутствуют)... Постоянные спутники людей - Жажда, Голод, Пот, Смрад, Болезни (мало питьевой воды, продуктов, большая скученность, нет холодильников)... Ежедневная тя¬желая физическая работа с такелажем... В любую погоду... Умри, но сделай... Иначе погибнешь!
В северных морях Дикую Жару сменяет Дикий Холод -(обогревательных систем нет)... К ранее названным постоян¬ным спутникам людей добавляется Промозглая Сырость... Она везде: на палубе, в трюме, каютах, одежде... Многодневное пребывание в Мокрой Одежде... И снова: умри, но сделай...
Представили? Вот такие они, бригантины под парусами... Красиво, если со стороны смотреть...
Для кого и для чего я всё это говорю?
Для того, чтобы те, кто решил ступить на борт такой бри¬гантины, ясно сознавали, Что Их Там Ждет...
Поэтому, Первый урок, который я получил в Ленинград¬ском Нахимовском Военно-морском училище, можно сфор¬мулировать так: у морской службы есть две стороны, вне¬шняя и внутренняя... видимая и невидимая...
«...Золоты якоря за плечами горят, ветер ленты шелковые вьет...» (из песни)
«...Кто видел море наяву, а не на конфетном фантике, кого е..., как нас е..., - тому не до романтики...» (из нахимовского фольклора)
Невидимая сторона морской службы - это, прежде всего, знание Морского Дела—и Люди—
Оно для нас, нахимовцев, воплощалось тогда в единствен¬ном специальном предмете - «Военно - морской подготов¬ке». Теория включала устройство шлюпки (шестивесельного яла), азбуку Морзе, Флажный семафор, Боевой Эволюцион¬ный Свод сигналов, морские карты, азы навигационной про¬кладки (судовождение), такелажное дело.
Практическая часть включала управление шлюпкой на веслах и под парусом. Её мы осваивали на одном из краси¬вейших озер Карелии - Нахимовском озере в период летней практики.
…..
Несколько наиболее острых впечатлений из того периода...
...Шлюпочный поход по Нахимовскому озеру...Длина мар¬шрута - 22 км (11 км туда, 11 км - обратно)...
Дождь...Холодный северный ветер-Мокрые тяжелющие весла... Стертые до крови ладони и ...задницы...Осточертев¬шие команды офицера-воспитателя...
«Два-раз-Два-раз...». Скорость перехода надо выдержи¬вать точно—Не выдерживаешь темп гребли - тут же удар в спину рукояткой весла сзади сидящего товарища...у ко¬торого хватает сил выдерживать заданный темп... Навяз¬чивая мысль: «Почему же не поднимают паруса?» Ответ один... Приказ старшего на походе - паруса не поднимать, идти на веслах...Зачем? Кому это нужно? «Два-раз-Два-раз...» Никогда не думал,что пот такой едучий и мерзко пахнущий...Он буквально заливает глаза...Роба на спине давно мокрая, на заднице - промокла насквозь...Лопнув¬шие мозоли соединяются с потом...Больно очень...Ещё удар вальком (это рукоятка весла так ласково зовется) в спину...Ещё...Ещё...
Я не помню, какая природа была вокруг...хотя красота Карельских озёр воспета в песнях... Я помню только спину впереди сидящего с мокрым пятном в районе выпирающих лопаток...И острую боль от ударов валька в левую часть спи¬ны... И пронзительную жалость к себе каждый раз, когда надо было после очередного гребка заносить тяжелые весла над водой...для нового...и ожидание очередного...валька...и острой боли от соприкосновения кровоточащих ладоней с веслом после гребка......Кто-нибудь в деревеньке (их несколь¬ко на берегу Нахимовского озера) скажет соседу:
«Смотри, нахимовцы...Красиво идут!»
...Назад мы тоже шли на веслах. Это был Второй Урок, который я получил в Ленинградском Нахимовском Военно-морском училище: море любит сильных!
Ещё одно впечатление... от хождения на шлюпке под па¬русом...Карельские озёра коварны внезапными порывами шквального ветра...Вылетаешь под парусом из-за мыса на открытый плес - и внезапный шквал...Будто удар в парус... Шлюпку в считанные секунды кладёт на борт...А дальше...Всё зависит от командира и команды...Не успел - опоздал...Овер-киль неминуем...Можно оказаться под намокшим парусом и запутаться в такелаже...И - всё...Можно отделаться только хо¬лодной ванной...А можно...успеть сделать то, что нужно: друж¬но выпустить из рук фока-шкоты и кливер-шкоты, дать пару¬сам свободно полоскать под ветром, а всем гребцам броситься на наветренный борт, не дав шлюпке опрокинуться...
Наш командир не растерялся... Но один из гребцов фока -шкот по команде не бросил... «заклинило» мозги от страха... вцепился мертвой хваткой и не отпускает! Шлюпка стреми¬тельно валится на борт...Ещё несколько секунд... и всё! За это время командир буквально по головам гребцов успевает добраться до ротозея... Удар кулаком в лоб - и фока - шкот отпущен... Ура!
...Кто-нибудь в деревеньке (их несколько на берегу Нахи¬мовского озера) скажет соседу:
«Смотри, нахимовцы... Красиво идут!»
...Всё же паруса лучше весел... Это был Третий Урок, полу¬ченный мною в нахимовские годы: чтобы управлять плавс-редством, надо знать, как это делать, и уметь соотносить эти знания со стихией!
Есть один документ, которым я горжусь до сих пор...Это -свидетельство о допуске к самостоятельному управлению шлюпкой на веслах и под парусом, полученное на втором году обучения...
Первый шаг к командирскому мостику—Так же как пер¬вый выход в море на настоящем боевом корабле...
……
Первый мой выход в море на военном корабле...Крейсер «Киров»он назывался...Переход был коротким, но Балтика штормила... Каких-нибудь 5-6 баллов...но закачало-таки нас... Качка для меня оказалась кошмарным откровением..Тело в считанные минуты покрылось липким потом...тошнота бук¬вально захлестнула.-.И вот, недавно с аппетитом проглочен¬ный обед оказался на палубе...Раз...Два...А позывы на рвоту всё сильнее...Три..Четыре-.Стою в коридоре, прислонясь к пе¬реборке... Тяжко, впору тут же сдохнуть...Но не тут - то было.
Появляется наш старшина роты... Увидев меня, ласково улыбается: «Что, болезнь морская одолела? Ничего, пойдём лечиться...»
На палубе он вручает мне Лекарство от Морской Болезни -огромную Швабру! Нет, я её опишу подробно, сейчас Таких уже нет...
Длинная (два метра) толстая тяжеленная палка, на конце которой закреплены на манер лошадиного хвоста такелаж¬ные пряди...Их много, они толстые и длинные - тоже около двух метров...Чем Вам не весло от шлюпки?
Это чудовище надо сначала опустить в кормовой желоб и вымыть в море, потом - поднять на палубу и, двигая взад-вперёд, наводить чистоту... Подвигал чуть- чуть и снова мо¬ешь швабру за бортом... Вниз- вверх... Туда - сюда...Вниз -вверх... Туда - сюда...
Помните загадку про качели: «Туда - сюда - обратно...Тебе и мне приятно...»?
Скоро липкий вонючий пот сменился знакомым, шлюпоч¬ным... Отпустили спазмы в желудке...Ушла тошнота...
Через два часа я был здоров...
Это был Четвёртый Урок: на море лучше помогать това¬рищам делом, чем словом! А через сутки история с лечени¬ем имела продолжение... Засорился носовой гальюн (на ко¬раблях так называют туалет)...Что и как там случилось я не знаю...Но...
В наш кубрик после ужина пришел тот же старшина роты и, кивнув мне( я был дневальным), сказал: « На выход...»
Через две минуты мы были в носовом гальюне... Открывает дверь, показывает: « Надо сделать приборку и пробить засор...»
Только войдя в дверь, я понял, Что мне предстояло... Весь пол представлял собой «коктейль» из блевотины: там были и вчерашний наш ужин, и сегодняшний наш завтрак и обед... При каждом ударе корабля о встречную волну из-за засора из унитаза прямо на палубу извергались гейзеры дерьма... Всё это издавало редкостную вонь...Я с ужасом оглянулся на мичмана...Удивительно, но он понял моё состояние:- «Смот¬ри, как это делается, сынок...»
Далее на моих глазах происходит буквально следующее: сняв щёгольской китель с орденскими планками и закатав рукава тельняшки, старшина роты запускает руку прямо в засоренный унитаз, погрузив её Туда почти до плеча...Моя психика не выдерживает подобного зрелища...и я тут же раз¬бавляю «коктейль» на палубе своим ужином...Раз...Два... А ну, кто хочет стать моряком?
А между тем, кошмарное действо успешно завершено: из унитаза извлечен пук какого-то тряпья, засор ликвидиро¬ван... гейзеры исчезли...Потрясение моё от происшедшего столь велико, что я в момент забыл и качку, и брезгливость, и спазмы в желудке...
А передо мной - снова старшина роты: тот же щегольской китель, ослепительно белый подворотничок по краешку
стойки...Жест рукой в мою сторону: «Задача ясна?» Как зача¬рованный, я смотрю на эти руки... Улыбнувшись, он уходит...
Через два часа носовой гальюн успешно функционировал...
Это был Пятый урок: делай как я!
…….
И, конечно же, следует сказать несколько слов о другом специальном предмете - «Военно-морском переводе». Дело в том, что на Нахимовское училище в те времена была воз¬ложена необычная задача - готовить военных переводчиков для ВМФ. Язык - английский. Программа в объёме инсти¬тута иностранных языков, плюс военно-морской перевод. Еженедельная учебная нагрузка - 6 часов английский язык и 2 часа - перевод.
А теперь представьте себе парня из глубокой провинции, английский язык которого легко укладывался в знакомый школьный стишок:
Good morning, good morning, good morning to you,
good morning, good morning, I am glad to see you
Качка и английский...Два самых жутких моих нахимовс¬ких кошмара...
Несколько впечатлений об английском...
Именно он привил мне важнейшее качество, необходимое на море, - силу воли...
Вступительные экзамены... Последний - по английскому... Пересказать текст...Хорошо, что не надо было переводить на русский... Тупо смотрю на плавающие строчки...Ни черта не понятно...Тягостное чувство охватывает меня: тупица! Отча¬явшись понять что - либо, я просто выучиваю текст наизусть... А дальше тарабарю его экзаменаторам. Ибо, ничем иным, кро¬ме тарабарщины, нельзя назвать то, что я «пересказывал»! Например, слово «дочь», которое в английской транскрипции звучит как «дота», у меня звучало - «даугтхер», союз «кото¬рый» («вич») у меня превратился в «вхисх» и так далее...
Когда я закончил, один из экзаменаторов, выйдя из со¬стояния шока, тихо спросил: «А с конца в начало сможешь
пересказать?» Смог, да ещё как! Быстрее, увереннее, смелее. Короче, поставили мне « удовлетворительно»... За удиви¬тельную способность (как потом оказалось!) визуального запоминания слов, фраз и целых абзацев иностранного текс¬та... Ни черта не понимая при этом.
А потом на три года попал я в руки ...Железного Фреда... Это - мой Учитель английского языка... «Домоклов меч», ко¬торый висел надо мной целый год непроходящим кошмаром и страхом отчисления... Вот только один фрагмент...
Конец первой четверти...В разделе «английский язык» классного журнала против моей фамилии в качестве теку¬щей оценки стояло шесть «нулей»...Понятно Вам?
Не «колов», не «двоек», а «нулей»! Фред мне так прямо и говорил: «Вы - ноль!»...В течение всей первой четверти... Много, много раз... А правило на первом курсе тогда было та¬кое: хоть одна итоговая двойка в первой четверти по любому предмету и отчисление 100%! Если, конечно, ты не имеешь надежного покровителя. А поскольку я был из рабоче- крес¬тьянского сословия, то стал я морально готовиться к печаль¬ному, но неизбежному финалу.
Кабинет командира роты... Я, мой «классный папа» (офи¬цер-воспитатель), известный уже читателю старшина роты... (словом, совет в Филях...)
... «Вы знаете, что у Вас «двойка» по английскому?»
... «А Вы знаете о том, что...»
Да, да, да! Знаю... На сердце - тяжесть ...Прощай, море... Да и как возвращаться обратно? В город? В школу? Домой?
И вот тут-то происходит невероятное!!! В дверь стреми¬тельно влетает Фред...И - к командиру роты...
- « А кто сказал, что у него двойка по моему предмету? Ничего подобного! Удовлетворительно...»
Но нашего ротного за глотку не очень - то возьмёшь... Он ехидно ухмыляется:
- «Как это Вам только удалось превратить шесть «нулей» в «тройку»?
Ответ Фреда был ошеломляющим... «А я поставил оценку не за знания, а за стремление их иметь...»
Поясняю...В течение двух лет это стремление выражалось тем, что я каждый день, кроме воскресенья, вставал в 4.00 утра и до подъёма в 7.00 учил ненавистный мне английский!
Выучил - таки...Получил диплом военного переводчика... Поэтому Шестым Уроком стал для меня девиз Фреда: мы мо¬жем, мы должны, мы будем!
We can! We must! We shall!
Или, если хотите, девиз d'Артаньяна: есть такое слово «надо», с которым можно много сделать!
Много - много лет прошло с тех пор... Многих моих нахи¬мовских наставников уже нет... Но частицы их Светлых Душ продолжают жить во Мне...
Спасибо, Учителя! За то, что заставили поверить в себя и навсегда усвоить законы военно-морской касты...
…..
Нахимовское училище сумело помочь мне утвердительно ответить на вопрос: «Хочу ли я стать военно-морским офи¬цером?»
Но оно никогда не ставило передо мной вопросы: «Хочу ли я стать командиром надводного корабля или командиром подводной лодки?» или «Какой военно-морской специаль¬ностью я хотел бы заниматься на флоте?»
Мало мы общались с нашими выпускниками, ставшими курсантами военно-морских училищ... Даже здесь, в Ленин¬граде...
И совсем были лишены общения с нашими выпускни¬ками - офицерами Военно-морского флота СССР...
Но одну единственную встречу софицерами-нахимовцами я запомнил на всю жизнь.
Это было во время празднования юбилея Нахимовского училища - 25-летия со дня основания. Далекий 1969 год. Вечерняя самоподготовка. Где-то на втором этаже идет торжественная часть. Вроде бы и не наш праздник.
Вдруг открывается дверь класса и появляются морские офицеры. Парадные тужурки. Кортики. Ордена и медали.
Золотые погоны на плечах. Капитаны 1-ого и 2-ого ранга в основном.
Нас застают за пением под гитару. Старая-старая «питонская» песня. Вот несколько строк из неё:
«...Мы зовемся питонами. Все равны как один. И удавами сонными на уроках сидим...»
В руках у меня гитара. Должен сказать, что в этот период я уже довольно прилично аккомпанировал. Меня слушали.
Появление гостей вызвало легкий шок. Сидим, молчим и смотрим. Они - на нас. Мы - на них. И тут, вдруг, какой-то капитан 1-ого ранга обращается ко мне: «Сынок, сыграй нашу...»
«Наша» - это старая, довольно слезливая и занудливая песня про тяжелую питонскую судьбу. А поскольку до этого дня капитаны 1-ого ранга персонально с просьбой ко мне не обращались, я запел.
Сразу же в классе наступила удивительная тишина. Я уже не помню как, но вдруг я оказался в окружении офицеров. На меня со всех сторон смотрели глаза взрослых мужчин, а в них постепенно по мере пения закипали слезы. Вот они уже текут по щекам у моего соседа, потом у капитана 1-ого ранга в центре, потом ещё у двоих.
«В раннем детстве с друзьями я по улице бегал, и не знал и не ведал той судьбы, что ждала-.-Ненаглядная мама, чем я так провинился, что меня ты так рано в ЛНУ отдала...»
(ЛНУ - Ленинградское нахимовское училище)
...Давно прозвучал последний аккорд. Умолкла гитара. А они продолжали молчать, как будто песня и не кончалась. Первым очнулся тот капитан 1-ого ранга, который попросил меня спеть. «Спасибо сынок, удачи тебе». И пошел на выход.
Они давно ушли, а в классе оставалась та же удивительная тишина. И никому не хотелось её разрушить.
...«Тот кто жил и учился под родительским кровом
Никогда тот не сможет нас, питонов, понять...
Нас растили туманы, воспитали казармы.,
А приклад автомата мог нас только ласкать...»
... «Питония», родная, мы помним тебя! ...Читаете и, наверное, берет за душу? Красиво, что и гово¬рить...
Но была и Другая Питония... Жестокая, бездушная, не¬обузданная... Ничего не признающая... Ничего, кроме Грубой силы... и Неформальных Законов... «Прав тот, у кого больше прав...» А у кого их больше, этих прав? У взводных и ротных начальников - блюстителей Устава? Или у «людоедов» (это нахимовцев, завершающих обучение по последнему году, так называли)? Или у своего брата, «карася», с крепкими кулаками и широкими плечами? Который готов ежеминут¬но продемонстрировать их силу своим, более слабым, одно¬классникам?
Сколько их было, этих демонстраций! Со стороны «сво¬их силовиков» и «чужих...» Любая попытка «карасей» вос¬стать против Всевластия «людоедов» немедленно жестоко каралась... Противное, сосущее под ложечкой, холодное и обезволивающее чувство Страха... Страха Одиночки перед неотвратимой встречей с Грубой Силой Толпы... Толпы, ко¬торая спаяна Чувством Касты... «людоедской» Касты.. А ты маленький, одинокий, слабый. Эй, люди добрые!!! Началь¬нички, мать вашу! ...Где можно приобрести покровительство «людоеда»? Самого захудалого... но чтоб с тремя «галками» на левом рукаве! Символ Касты...
Былисрединас, «карасей», такие...с «покровителями»... «Свой» среди чужих, «чужой» среди своих... Особый социальный статус-Броня неприкосновенности, которая свалилась с неба...
Никакой Устав не мог защитить нас, «карасей», от «людо¬едского» Гнева особенно Ночью-после отбоя...
Помните, у графа Толстого Л.Н.? «...Если одни люди спло¬тились во Зло, то другие должны сделать то же самое в Доб¬ро...» Ведь как просто!
К сожалению, в жизни не все обстоит так, как в книгах... Мы не могли сплотиться, потому что были одиночками в бур-
ном море Государственного коллективизма... Нас еще только ожидал Конвейер Верноподданности...
Разношерстным гражданским «Я» еще только предстояло стать монолитным военным «Мы»...
А пока... Представьте такую картину: однажды один моло¬дой «карась» случайно перепутал этажи в учебном корпусе... вместо третьего оказался на четвертом, «людоедском»...
... Несколько шагов от лестничной площадки... Как дорога в ад... Незнакомые лица... Чей-то протяжный крик... «Ребята, смотри! «Карась»! Окружай! Не дай уйти!!!»
Секунда - и бедняга в кольце. А потом - длинная череда... ударов... Пинок - «пиявка»»... Пинок - «пиявка»... Пинок -«пиявка»... Искры из глаз каскадом... боль в районе копчика...
Не бойтесь, не до крови, не до смерти, вполне терпимо... Знай свое место, «карась»! А «пиявка» - это удар в лоб оття¬нутым до предела средним пальцем правой руки...
Силу удара хотите проверить? Нет проблем... Обычная история тех лет.... Не рассчитавший времени «карась» опаз¬дывает из увольнения... Дежурным по спальному корпусу оказался сегодня Всем известный «пиявочник»... Всем, кро¬ме попавшегося бедолаги. Вам предлагается совершенно свободный выбор: либо запись в журнал, как опоздавшего, либо «пиявка» в назидание... дескать, смотри на часы поча¬ще, «карась»... «Незнайка» радостно соглашается... Если бы только он знал, что этот ласковый дежурный разбивает сво¬им красным оттянутым пальчиком крышку готовальни!
...Вокруг собирается толпа «посвященных»... Радостные лица... Участливые взгляды... «Повезло «карасю»...три неде¬ли без берега не впаяют...»
Эйфория быстро проходит... Сокрушительный удар в лоб... Искры пополам со слезами из глаз...Хорошо, что лоб оказал¬ся крепче, чем крышка от готовальни.
Больше я никогда из увольнения не опаздывал...
Вообще говоря, «пиявка» занимала в тот период особое место в системе питонского воспитания... Особенно - в пери¬од подготовки нахимовцев к московским парадам...
«Сколачивались» две батальонных «коробки». Десять шеренг в батальоне, двадцать человек в шеренге. Требова¬ние «московских» строевых стандартов: почти безупречная прямая линия в шеренге, когда каждый видит только грудь четвертого от себя человека, и безупречная «диагональная» линия в батальоне (это - когда две перпендикулярные линии крайних шеренг «рассекает» точно под углом 45° «диагональ¬ная» шеренга, которая соединяет направляющего первой ше¬ренги и следующего точно в центре последней шеренги).
Русский строевой шаг: прямая нога, оттянутый носок, вы¬сота подъема - 60 сантиметров, ступня параллельна мосто¬вой... Темп - 120 шагов в минуту...
Ну-ка, попробуйте, пройдите хотя бы 100 метров таким шагом! Да чтоб еще и прямая линия в шеренге, да «диаго¬наль» в батальоне...
Методика подготовки батальона к параду почти такая же, как гребля на «шестерке»... Два - раз... Два - раз.. Правое ухо чуть выше левого... Чтоб видеть только грудь четвертого че¬ловека...
Приходилось когда-нибудь, стоя на одной ноге, держать другую высоко поднятой с оттянутым носком и ступней, па¬раллельной мостовой?
Секунды кажутся бесконечно длинными... Бедро сводит судорога, больно, чертова дрожь в колене... Никогда не ду¬мал, что нога может быть такой тяжелой. Ступня медленно начинает «садиться»... Шея затекла... Какая там, к чертям со¬бачьим, «грудь четвертого человека»!
... - Делай раз...з...з... Два... Раз... Два... Наука постигается просто: ошибся - «пиявка», снова ошибка - снова «пиявка»... Сначала одна... потом - две...три...четыре... Столько, сколько нужно, пока не появится грудь четвертого человека... Пря¬мая линия в шеренге... «Диагональная» - в батальоне... Так и вбивали нам пока еще неизвестную флотскую заповедь: «Что самое страшное на флоте? Повторение одних и тех же заме¬чаний!»
Жестокость была оправданной: ведь за ошибку одного на¬казывалась вся шеренга... лишними строевыми «упражнения¬ми». Во время перерыва... Помните книги про Чингиз - хана? Один в десятке побежал во время боя - всех убивали. Кол¬лективная ответственность за конечный результат... А как же? Победа... или Смерть! Ты маршируешь или держишь «винова¬тую» ножку с высоко поднятой головой... А «отличники», соб¬равшись вокруг, громко «сопереживают»... Чужому горю...
И вот, в конце тренировки батальона - прохождение «навылет»... Шеренги проходят всю парадную дистанцию... Восемьсот метров... Хорошо прошел - «вылетел», плохо прошел - «новый заход»...
«Новый» - это не просто снова... А это из-за конкретного номера в шеренге, того, кто ошибся и «сломал» прямую ли¬нию... «Пятый слева - завалил»... Бедный он, этот «пятый слева»...
Шеренга формировалась просто: края и центр составля¬ли старшие курсы, имеющие опыт московских парадов. Они «держали» линию и «диагональ». А заодно «обучали» осо¬бо «непонятливых» (схема: «ошибка - пиявка») или «зло¬стных» (схема: «повторная ошибка - пиявка»).
В этот раз повезло... Я - не «пятый слева».
...Москва... Красная площадь... Мавзолей Ленина... Чекан¬ная поступь нахимовского парадного полка. Прямота линий в шеренгах восхищает. «Диагональ» батальонов ласкает глаз. Все ближе заветная трибуна. Восторженность и порыв четы¬рехсот душ. Команда - «счет»! Несколько зычных глоток за¬водят: «А раз-два-три!!» И в ответ - рев полка, ураганом, ла¬виной, взрывом: «Раз...два...Раз...!!!» Четыреста подбородков разом - вверх, поворот головы - направо... Руки - по швам... Правое ухо чуть выше левого! Носок оттянут! Ступня на вы¬соте 60 см, параллельна кремлевской брусчатке!
Единый стук четырехсот сердец в такт русскому строево¬му! Мы можем! Мы должны! Мы будем!
А вот и Он... Генеральный секретарь ЦК КПСС. Снимает шляпу. Машет ею...Нам... И улыбается!!! Мы ему нравимся!
...Я до сих пор получаю удовольствие от русского строе¬вого...
…………
А время бежит. Лег - встал, лег - встал: с Новым годом... И вот уже наш 33-й класс кричит хором по вечерам: «День прошел! Ну и ... с ним!»
Да, уважаемый читатель, мы стали 33-м... А 53-й остался позади, растаял, как кошмарный сон длиною в год, в разных интерпретациях слов, запомнившихся на Всю Жизнь... «Ка¬рась», «Без вины виноватый», «Салага», «Салабон», «Окру¬жай!», «Не давай уйти!»...
Мы - в новом и пока не очень привычном статусе - «полу¬питона». Средний курс... Средний класс... Вторая ступенька на дороге к Конвейеру Верноподданности...
С «людоедами» у нас мирное сосуществование... Взаим¬ное признание суверенитетов... «Караси» просто вне игры...
Наступило время борьбы за личный статус и лидерство внутри 33-го класса... История борьбы «Бюры» с «Антибю-рой» начинается...
Еще одна страница Другой Питонии... История о том, как Слабость стала Силой, а Культ Человеческого Достоинства стал стержнем коллективной души 33-го класса... Наша Боль и Наша Гордость...
Мы были разными... Ленинградцы, москвичи, южане, си¬биряки, дальневосточники, прибалтийцы, северяне... Хоро¬шо подготовленные в ленинградских и московских школах, слабо или очень слабо - в провинциальных... Сыновья ад¬миралов, генералов - с одной стороны, городских рабочих и сельских тружеников - с другой... Физически сильные и уве¬ренные и слабосильные и закомплексованные... Разные...
Дети - жестоки и бескомпромиссны! Мы не были исклю¬чением. Плохо сознавать себя «третьим сортом» в схеме взаи¬моотношений «карась - людоед».Но еще горше - среди таких же «карасей». Критерии для определения статуса просты: ты не можешь подтянуться на перекладине даже один раз... не
знаешь формулу серной кислоты... квадратный трехчлен для тебя - как в том анекдоте («не только не знаю, но доже пред¬ставить не могу»)...
От всего этого было Нестерпимо Одиноко и Холодно.... И все же я, занюханный провинциал, не дошел до роли Козла Отпущения! Я не стал Изгоем! Надо было выживать... искать Свою Отдушину... Иллюзорная мечта о Море повелевала мной... И я нашел - в Истории военного искусства, в ненавис¬тном мне Английском Языке, в Русском Языке и Литерату¬ре, в ежедневных занятиях Силовой Гимнастикой, в Гитаре с серебряными струнами, в Первых Стихах, в Абсолютном Повиновении Воинской Дисциплине!
Я не мог пока открыто противостоять Грубой Силе и Утон¬ченной Издевке.... Ах, как же хотелось!!! Сделать один раз - и умереть! Не смог перейти реку Страха и Боли...
Но... продемонстрировать Свою Позицию по ряду проблем класса - уже мог!
Беспощадно требуя от Себя - я вскоре приобрел Мораль¬ное Право требовать от Других...
Это был Седьмой урок: самая трудная победа - над собой!
Итак, «Бюра» и «Антибюра»... Помните, у В. Маяковского -«пришел товарищ из военной бюры, закончилось заседание тока-тока...»
Так и у нас, в 33-м, было: прошло комсомольское собра¬ние по итогам года - вот и новое бюро появилось. Причем, не просто появилось - и все осталось по-старому, пораженное Культом Грубой силы (в лице старшины класса) и Утончен¬ной Издевки (в лице тех, кто имел покровительство «людое¬дов», был сам по себе и мог (многим из нас) говорить все, что хотел...).
В новое бюро каждый из его членов себя предложил Доб¬ровольно!!! Сработал принцип «моя хата с краю» - и мы были избраны большинством...
А дальше... Началось Такое!
Сегодня Это обозвали бы «перестройкой», или «рефор¬мами»... Нет, мы ничего не собирались Ломать... Мы просто
захотели стать Товарищами, превратить 33-й класс в Содру¬жество. Где каждому станет Теплее.
Наша программа вызвала Взрыв Негодования Большинс¬тва! Оказалось - всех все устраивало в нашем Болотце. А «силовики» и те, «с покровителями», пошли еще дальше -организовали «Антибюру».
Так началось противостояние... Мы, в «Бюре», работали по простым и понятным схемам: держались Вместе, подтя¬нули Учебу, образцово Служили, старались во время при¬борок, требовали порядка на вечерней самоподготовке, «осаживали» лидеров «антибюры», когда те переходили пределы дозволенного, работали с «колеблющимися», со¬обща выступали на собраниях, вызывали нарушителей на бюро и задавали свои вопросы, называли многие явления Своими Именами...
Вот вам одна из рядовых сцен, которые частенько имели место вечерами во время самоподготовки в нашем 33-м... Кто-то из «силовиков» очень громко что-то рассказывает со¬седу... Очередная демонстрация в наш адрес... Ведь он знает требования «Бюры» - разговаривать тихо... Кто-то из наших тут же включается... «Силовик» только этого и ждет: «Пой¬дем, выйдем!»... «Наш» принимает вызов, хотя силы явно неравные... Но... Вместе с ним немедленно поднимается вся «Бюра» (а было нас пятеро)... и инцидент исчерпан... Велико¬лепное изменение я тогда ощутил в Себе: больше не было хо¬лода под ложечкой, сосущий обезволивающий страх первого года перед Грубой Силой исчез!.. Было Боевое Возбуждение! Готовность вцепиться в глотку... Мы перестали быть одиноч¬ками! Мы были Вместе! Мы стали Доброй Силой!
Скоро начался раскол в «Антибюре»... Все больше «колеб¬лющихся» переходило к Нам. На глазах происходила удиви¬тельная вещь - мы самоуправлялись!
Помните, у Л. Пантелеева? «Республика ШКиД»... Или у С. Макаренко в «Педагогической поэме»? Нечто подобное происходило в нашем классе... Мы становились Добрее, Забот¬ливее, Терпимее друг к другу. И Зло постепенно отступало.
Хотя в борьбе со Злом один раз мы вынужденно приме¬нили самое страшное оружие - бойкот. Против нашего са¬мого мощного «силовика» ... Невероятной физической силы, щедро одаренный природой.. Обладающий и формальной и «неформальной» властью. Пользующийся авторитетом у на¬чальства и даже у «людоедов»... Умеющий растоптать любого «строптивца»... Хорошо овладевший формулой «разделяй и властвуй»...
Он отчаянно сопротивлялся бойкоту. Не умел и не хотел изменять себя. Сатанинский Червь Презрения к людям про¬чно поселился в его душе. Он ненавидел Нас так, что убил бы каждого поодиночке, если б сумел. Но, впервые в жизни ему противостояла Сила, сознающая свою Правоту...
Я никогда не забуду ощущения Того Дня... Здоровенный пацан, уже по сути мужик, стоял перед Нами со слезами на глазах и просил Простить...
Это было Рождение Нового Человека! Он хотел быть с Нами! Он сумел победить Себя!
С Днем Рождения, Человек! Мы рады Тебе...
Это был Восьмой Урок: любой коллектив можно напра¬вить на Добро, если в основе лежит Справедливость и Ува¬жение к Человеку!
Мы самоуправлялись! Авторитет «Бюры» рос не по дням, а по часам. К Нам шли с проблемами, от Нас ждали Помощи и Понимания...
Разными они были, эти проблемы. Но товарищи наши знали одно: «Бюра» всегда решит в пользу Человека!
Первыми перемены в 33-м почувствовали Учителя. Нам было хорошо с Ними, а им было хорошо с Нами... «Добрый класс», - так о нас стали говорить.
Мы самоуправлялись!
Прошел год... «Бюра» была единогласно переизбрана на новый, теперь уже последний, учебный срок. А наш 33-й пе¬решел в новое качество - «Питонского Братства»!
Это осознание Братства я перенес на «карасей»... И на па¬радных тренировках, и в коридорах училища, и в увольне-
нии я не опустился до «пиявок» и других подобных средств «воспитания»!
Хватало обычных Человеческих Слов...
...Как и все на свете, так и Последняя Страница Нахимов¬ской Книги открывается передо мной...
...Позади операция в госпитале (без нее я не мог поступить в командное училище), выпускные экзамены, приготовле¬ния к Выпуску...
И вот - Наш Последний Парад!
Последний раз стоим мы в строю взводных колонн... Пле¬чом к плечу... 33-й Родной...
...Речи... Оркестр... «К торжественному маршу!» Грозная поступь... Русский строевой шаг... Оттянутый носок... Ступ¬ня на высоте 60 см и параллельна мостовой! Мы можем! Мы должны! Мы будем!
Последний раз вместо груди четвертого человека вижу ставшими для меня родными лица: учителей, офицеров-вос¬питателей, мичманов...
...Блестит яркой точкой натертый от всей питонской души Нос Петра I над входом в училище...
Питония, родная, прощай...
...А потом была Та Последняя Ночь, на берегу Невы, у Пет¬ропавловки... Мы прощались, мы плакали, нам не хотелось расставаться...
Закончился светлый период «маленьких погончиков»... Впереди как серые грозовые тучи замаячили Присяга и На¬стоящая служба. Мы вплотную подошли к Конвейеру Вер¬ноподданности.
...А город-герой Ленинград просыпался для нового летнего дня. И никто не заметил моего появления перед центральным входом старейшего военно-морского училища - Высшего во¬енно-морского орденов Ленина и Ушакова Краснознаменно¬го училища имени М. В. Фрунзе.
Чему меня научило высшее военно-морское орденов Ленина Краснознаменное ордена Ушакова училище имени М. В. Фрунзе (система обучения и воспитания )
Лагерь училища расположен в красивейшем месте - Приветнинском. Сосны на фоне синего неба, чистый песок, гладь Финского залива...
...Одна неприятность - все это великолепие расположе¬но в километре от нашего нового места службы. Поэтому каждое утро мы пробегаем два километра: один - туда, к соснам, чтобы искупаться. А потом - так же обратно... что¬бы согреться...
Лагерь как лагерь. Для нас, питонов, ничего нового не просматривается: шагистика, уставы, физподготовка, хозработы, наряды. Даже шлюпки те же.
А вот паек - гораздо хуже. Или мы еще подросли за вре¬мя отпуска, или что-то в этом мире изменилось - но аппетит словно взбесился. Полжизни за банку сгущенки! Словом, море любит сильных, а сильные любят жрать да спать. Грубо¬вато, конечно, но что-то в этом есть. Рота наша - смешанная. Половина нахимовцев и суворовцев, половина - гражданс¬кая молодежь.
Нас «понесло»! Да еще как! Ведь Мы - «мориманы»... вся задница в ракушках... И все-то Мы знаем, и все-то Мы уме¬ем... Мы... Да... Словом - «Остапа понесло».
Как будто и не Мы были когда-то «карасями»... Как буд¬то не было вовсе славного 33-го... Самое неприятное: откуда вдруг вылезло из нас Мурло так ненавидимого когда-то «лю¬доедства»?
Вылезло-таки... Видимо, условия новые сработали де¬тонаторами... Светлый образ 33-го как-то потускнел,... стал удаляться...
Если б я мог только предположить тогда, каким легким окажется этот карточный домик с надписью на дверях «33-й класс»...