В России появятся плавучие АЭС
12.01.2006 ИТАР-ТАСС
Практическая реализация проекта плавучей атомной электростанции начнется в этом году. "В 2006 г российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях "Росэнергоатом" начнет практическую реализацию проекта головной плавучей атомной теплоэлектростанции малой мощности /АТЭС ММ/ в Северодвинске", - сообщили в Росатоме.
"В канун Нового года в "Росэнергоатоме" создана Дирекция строящихся плавучих атомных электростанций - филиал концерна, которая будет курировать работы по сооружению первой АТЭС", - отметили в Росатоме.
Директором этого подразделения и заместителем генерального директора концерна назначен бывший заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов.
В Росатоме подчеркнули, что проект головной АТЭС ММ на базе плавучего энергоблока /ПЭБ/ с реакторными установками КЛТ - 40С "завершен и готов к практической реализации". Проект будет осуществлен в соответствии с Федеральной целевой программой "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года". Серийные образцы станции планируются к размещению на площадках ЗАТО Вилючинск Камчатской области, а также городе Пивек Чукотского автономного округа, уточнили в Росатоме.
В Росатоме пояснили, что жизненный цикл станции, включая строительство, эксплуатацию, капитальный ремонт плавучего энергоблока, его утилизацию и подготовку персонала, "будет полностью обеспечиваться действующей инфраструктурой российской ядерной промышленности". ПЭБ будет строиться на судостроительном предприятии и сдаваться полностью готовым к эксплуатации.
Он будет обслуживаться вахтенным методом. Сменяемость вахт каждые четыре месяца. Работы по перегрузке ядерного топлива, хранению отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов будут осуществляться на борту АТЭС. Капитальный ремонт ПЭБ будет проходить в условиях судостроительного предприятия. В Росатоме уточнили также, что "персонал будут готовить на базе учебного центра ВМФ в Обнинске в Калужской области, где в настоящий момент зарезервированы учебные помещения и тренажер".
Кроме того, отметили в Росатоме, в Опытно конструкторском бюро машиностроения имени Африкантова в Нижнем Новгороде "разработаны проекты реакторных установок для плавучих АЭС /ПАЭС/ мощностью от 3 до 40 МВт для работы в условиях Крайнего Севера, Камчатки и Дальнего Востока". Общим для всех проектов ПАЭС является использование основных технических решений, применяемых в судовых и корабельных реакторных установках, суммарный срок службы которых превышает 6000 реактро-лет. Стоимость строительства ПАЭС мощностью 3 МВт составляет всего 20 млн долл. Срок службы таких ПАЭС - 50 лет. Перегрузка топлива осуществляется один раз в 10-12 лет.
В Росатоме отметили, что "обогащение урана в топливе для таких ПАЭС - мене 20 проц, что удовлетворяет требованиям МАГАТЭ по нераспространению и обеспечивает возможность экспортного использования Россией таких станций".
Атомы не тонут
Lenta.ru,12.01.2006
Борислав Козловский
Российская плавучая станция, впрочем, тоже должна стать первой в своем роде - и, как и Международный термоядерный реактор, тоже является темой межгосударственных переговоров. Ее рассматривают как самый простой инструмент для добычи электричества и тепла там, где производить их иными способами неоправданно дорого. При этом, если передавать электроэнергию на расстояние не слишком сложно, то с теплом дело обстоит иначе. Известно, что в реакторах энергия распада ядер высвобождается именно в такой форме, но в "наземном" случае ее посредством паровых двигателей преобразуют в ток - разумеется, с неизбежными потерями. Разработчики морских атомных станций решили свести невыгодные преобразования к минимуму - и направлять большую часть пара не в турбины, а расходовать на обогрев близлежащих городов. Кроме того, станция может опреснять соленую морскую воду, так что "гражданские" корабли с реакторами могут пригодиться не только на севере, но и у побережья Индии или Африки.
У станции-корабля есть по крайней мере несколько преимуществ перед бетонной конструкцией на земле: корабль не привязан раз и навсегда к конкретной точке на карте и может обеспечивать теплом именно тех, кто в нем нуждается. Помимо этого, его не нужно собирать в "точке назначения" - достаточно сделать это на судостроительных верфях, а уже потом отбуксировать на север готовую конструкцию. И, разумеется, корабельный реактор устроен проще наземного - туда не нужно закачивать "дополнительную" воду для охлаждения.
4 года назад инженеры окончательно определились с тем, как плавающая станция будет устроена. Вначале для этого собирались переоборудовать существующие атомоходы и подлодки, но потом от такой идеи отказались. Два модифицированных реактора KLT-40, которые обычно устанавливают на атомных ледоколах, будут теперь находиться на борту 140-метровой баржи водоизмещением 21 тысяча тонн. Сама баржа будет представлять собой 10-этажный "дом" для обслуживающего персонала и техники, пришвартованный к специальному причалу. Прошлой весной стало известно, что на ее разработку уже потрачено 30 миллионов долларов, и еще 150 уйдет на строительство, которое должно завершиться через пять лет. Еще через восемь лет, по расчетам, всё окупится, а в запасе останутся лишние 32 года "гарантийного срока".
Претендентами на размещение первой станции, которая может поддерживать жизнедеятельность 200-тысячного города, числились три северных порта - Северодвинск в Архангельской области, Вилючинск на Камчатке и чукотский Певек. В прошлом году две последние кандидатуры отклонили - на Камчатке атомному объекту угрожают землетрясения, на Чукотке - штормы и ураганы. Параллельно представители Росатома обсуждали перспективы экспорта атомной баржи в Южную Корею, Китай, Индонезию, Индию с местными чиновниками - и, по крайней мере, подписали многообещающие меморандумы о намерениях.
Всё было бы хорошо, если бы не реакция "зеленых". На этот раз никто не приковывал себя наручниками к атомоходам. Вместо этого группа экспертов-экологов регулярно публиковала бюллетени о состоянии проекта и связанных с ним опасностях. Благодаря атмосфере секретности, которой атомное ведомство привыкло окружать свои работы, экологи оказались практически единственными, кто был готов обсуждать проект. "Минатом до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее закрытых организаций, получение информации из которой крайне затруднено", - отмечали эксперты, которые вынуждены были довольствоваться сведениями из разрозненных публикаций в открытой печати. Для пессимистических выводов этого оказалось достаточно: в докладах норвежской организации "Беллона" говорилось об искусственно заниженных рисках и расхождениях с законодательством. Так, например, в законе об охране окружающей среды обнаружился прямой запрет на размещение атомных электростанций "вблизи крупных водоемов республиканского значения". Постоянным соавтором этих работ был известный эколог Никитин, который был арестован по обвинению в измене Родине - за анализ газетных статей о Северном флоте.
Никитин и соавторы выяснили, что на севере России плавучие АЭС не только небезопасны, но и не слишком выгодны: по их словам, Росатом сознательно умалчивают об издержках, которые потребуются на поддержание должного уровня защиты. Что же касается продажи барж за рубеж, то там опасность - из-за, например, частых цунами в Индийском океане или экстремистских организаций - возрастает многократно. Кроме того, торговля атомными электростанциями вступает в конфликт с договором о нераспространении ядерных вооружений - известно, что внутри кажлого реактора вырабатывается плутоний, который легко извлечь и использовать для создания атомной бомбы. Эти аргументы в Росатоме поспешили назвать "глупостью и обманом", но никаких возражений по существу так и не привели.