От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 27.10.2005 23:56:51 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Трагедия советского «Титаника»

Трагедия советского «Титаника»
26.10.2005 http://www.nasha.lv/article.php?id=556825&
Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ
Ровно 50 лет назад в Севастополе произошла крупнейшая катастрофа боевого корабля в мирное время за весь прошлый век . Среди 600 погибших на линкоре «Новороссийск» было 8 уроженцев Латвии.
29 октября 1955 года, ровно полвека назад, в Севастополе произошла гибель линкора «Новороссийск», ставшая крупнейшей катастрофой боевого корабля в мирное время за весь прошлый век. Сегодня названы имена 611 погибших. Более трех десятилетий эта трагедия официально замалчивалась в СССР и лишь в перестроечные годы правда начала всплывать наружу. Однако полную секретность соблюсти не удалось — разрастались слухи, создавались легенды, зарубежные издания спекулировали непроверенной информацией... Даже сейчас многое в той трагедии остается тайной и нелегко отделить зерна истины от плевел.Севастополь, 29 октябряЛинейный корабль «Новороссийск» к 1955 году насчитывал уже 42 года своей биографии, причем большую часть этого времени он просуществовал, числясь в списках ВМС Италии под именем «Джулио Чезаре», участвовал в Первой и Второй мировых войнах. В 1949 году этого «старика» вместе с некоторыми другими итальянскими кораблями передали СССР, в исполнение договора о послевоенном разделе между странами-союзницами флотов стран Оси. После капремонта линкор был переименован в «Новороссийск» и включен в состав Черноморского флота.

В тот злополучный октябрь 1955 года корабль находился на плановых учениях. Вернувшись с моря, он стал на якорь в Севастопольской бухте. В 1 час 38 минут под днищем линкора грянул взрыв, который сквозь сон слышали жители Севастополя и зафиксировали приборы сейсмических станций Крыма. Корабль погрузился во тьму, объявили аварийную тревогу, кричали раненые моряки, за бортом плавали сброшенные в воду. Как назло, командир линкора, капитан 1 ранга А. П. Кухта и его помощник Г. А. Хуршудов в момент катастрофы находились на берегу. Главным на корабле оказался капитан 2 ранга З. Г. Сербулов, показавший себя совершенно некомпетентным в борьбе за живучесть линкора и абсолютно ничего не сделавший для его спасения. Впоследствии, на заседании правительственной комиссии его допрашивали:— Вы командовали спасением корабля или кто другой?— Я, — ответил Сербулов.— Через сколько времени после взрыва вышли на палубу?— Минуты через полторы-две, — покривил душой Сербулов, — света не было. Старший офицер дал дежурному тревогу, били в колокол, затем была объявлена аварийная тревога.Нос линкора начал погружаться в воду, которая стала затапливать палубы. Аварийные партии с соседних кораблей прибывали на «Новороссийск» одна за другой. Их не встречали, проводников по кораблю не выделяли. Большинство матросов аварийных партий прибывали с огнетушителями, а требовались электронасосы… Ничего путного не смог накомандовать и срочно прибывший на линкор вице-адмирал Н. Кулаков. Громадная пробоина в днище и по правому борту корабля вкупе с незакрытыми иллюминаторами привели к тому, что он стал терять устойчивость. Отчаянными усилиями крен удалось выправить, а корабли начали буксировать на мелководье. На беду, в 3 часа на «Новороссийск» прибыл командующий флотом вице-адмирал В. Пархоменко. Он-то и принял роковое решение, о чем позже поведал в своей докладной: «…Я продолжал осматривать корабль. В это время корабль находился на ровном киле, имея дифферент на нос. По возвращении к месту взрыва увидел, что аварийно-спасательные средства, подошедшие к борту корабля, выкачивают воду из пробоины, а вода не уменьшается. Приказал перенести шланги в район 1-го корпуса и откачивать воду из этих помещений…» В результате непродуманного решения линкор стал заваливаться на противоположный левый борт, крен начал расти, когда влево же, при буксировке, заводили его корму. Личный состав тем временем покидал затапливаемые помещения и собирался на палубе. Заметив это, Пархоменко приказал всем вновь разойтись по боевым постам и откачивать воду. В 4 часа ночи «Новороссийск» стал опрокидываться кверху днищем. Несколько десятков человек успели перебраться в шлюпки и на соседние корабли, но сотни моряков посыпались с палубы в воду. Многие остались внутри гибнущего линкора. Как потом объяснялся Пархоменко, «… не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет». Эта преступная оплошность стоила жизни сотен людей…«Прощайте, братцы!» Ужасна оказалась судьба не успевших выбраться на верхнюю палубу. Вода с разлившимся по ее поверхности мазутом сжимала и выдавливала остатки воздуха, поглощая оставшихся в живых моряков. Спускавшиеся под воду водолазы отчетливо слышали (а слышимость под водой хорошая) погибавших людей. Между смежными отсеками велись разговоры. Обычно они заканчивались словами:— Сколько у вас воды?— У нас по шею. Прощайте, братцы!Вспоминает старшина водолазной бригады Виктор Степанов: «Внизу в бронированной утробе линкора замурованные и обреченные на смерть моряки пели, они пели «Варяга». На днище это не было слышно, но, приблизившись к динамику, можно было разобрать чуть слышные звуки песни. Это было ошеломляющее впечатление, такого состояния я никогда не испытывал. Никто не замечал слез, все смотрели вниз на днище, как бы стараясь увидеть поющих внизу моряков. Все стояли без головных уборов, слов не было. Потом я разговаривал с водолазами. Они рассказывали, что только к 1 ноября перестали слышать стуки — жизнь на линкоре замерла».Спасатели решили вырезать отверстия в днище, в районах наибольшего стука изнутри корабля. Таким образом из помещения кормового дизеля вывели семь моряков. В 11.30 начали подавать воздух внутрь корпуса по шлангу от компрессора. Но через вырезанные отверстия он выходил наружу, и опрокинувшийся корабль погружался…29 октября, днем, как всегда, в Севастополе вышли газеты. Их, как никогда, расхватывали. Местная флотская газета «Флаг Родины» вышла тогда с материалами: «Повышать активность комсомольских организаций», «758 пудов кукурузы с гектара», «Усовершенствованы малярные аппараты», «Бактериологическое оружие и защита от него», «Англо-саудовский конфликт из-за оазиса Буроймы». Какой конфликт, какой оазис?.. До этого ли было в тот день морякам Черноморского флота?Диверсия?
“Новороссийск” после катострофы
Буквально в тот же день была назначена Правительственная комиссия по расследованию обстоятельств гибели линкора и большей части команды. Комиссия заседала долго, опросила сотни свидетелей и пришла к выводу, что роковой для «Новороссийска» стала оставшаяся с войны немецкая донная мина, которую корабль, по несчастью, зацепил якорем. Пархоменко, Кулаков, Сербулов за неумелое руководство поплатились чинами и постами. К сожалению, был смещен и талантливый главнокомандующий ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов — начальник всегда несет ответственность за действия подчиненных, даже если прямо и не виноват в их ошибках. В конце своего пространного итогового доклада руководитель комиссии В. Малышев приписал: «Нельзя полностью исключить, что причиной взрыва является диверсия».Уже в наше время специалисты как раз таки склоняются к мысли, что то действительно была диверсия. Во-первых, за десять лет, истекших со дня окончания войны, дно Севастопольской гавани было многократно протралено, мин там быть просто не могло. Во-вторых, повторный анализ всех данных, всей информации о взрыве, характере повреждений, полученных кораблем, говорит о том, что на мину это совсем не похоже. В-третьих…20 февраля 1949 года, когда на линкоре «Джулио Чезаре» был торжественно поднят советский флаг, нашелся человек, который прилюдно поклялся отомстить за такое поношение Италии. А к словам его стоило прислушаться, ибо то был князь Витторио Боргезе, в годы войны командовавший подразделением, вошедшим в историю как «10 флотилия МАС». Муссолиниевская Италия подняла на недосягаемую высоту искусство подводных диверсий, а Боргезе стоял у истоков всех соответствующих разработок. 18 декабря 1941 года его люди на карликовых подводных лодках скрытно проникли в гавань Александрии и прикрепили магнитные взрывные устройства к днищам английских линкоров «Вэлиэнт» и «Куин Элизабет». Гибель этих кораблей позволила итальянскому флоту на долгое время перехватить в свои руки инициативу в боевых действиях на Средиземном море. Люди Боргезе совершили и множество других дерзких операций. После войны Боргезе был заключен в тюрьму, но спустя три года амнистирован. Став лидером неофашистов Италии, он возглавил ультраправый национальный фронт, готовивший в Италии государственный переворот. Хотя его бывшее подразделение и было распущено, однако уже в 1951 году на его бывшей учебной базе в Специи был возрожден центр по подготовке морских диверсантов. Большинство водителей человекоуправляемых торпед, вернувшихся из английского плена, имели богатый боевой опыт и так же, как их бывший командир Боргезе, не скрывали своих устремлений. Они имели все возможности исполнить его угрозу...Окончательно истины мы, видимо, никогда не узнаем…





Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100