>По поводу готовности к действиям в сложной ситуации на ПЛ – все зависит от подготовленности личного состава. Если матроса, мичмана, офицера жестко «гоняли» по устройству, борьбе за живучесть (особо – в маске (очках) с заклеенными «глазами»), даже если человек не отличается «особыми личными качествами» и образованием, он сделает в аварийной ситуации все как надо.
>Пример. Матрос на ПЛ неделю, среднее время подготовки его к ведению БЗЖ в отсеке в условиях нулевой видимости (действия - дать ЛОХ на себя и в смежные отсеки, выйти на связь с ЦП различными способами, открыть клапан аварийного осушения, закрыть переборочные захлопки вручную и с отсечной стойки «Молибдена», нагрузить СДС, найти кранцы с ИП-6, загерметизировать отсек (основные отверстия)) порядка 2 ч. Служившие на ПЛ знают что в целом ряде случаев вышеперечисленные устройства «засовываются» конструкторами очень мягко говоря «в ……...я» (особенно этим «грешит» «Рубин»), причем боец маску одевает в ЦП, идет в свой отсек наощупь именно с центрального поста, и фактически выполняет вышеперечисленные действия.
>Результат:
>1. Очень высокая эффективность изучения устройства ПЛ
>2. Психологическая готовность к действиям в сложной ситуации
>3. Способность к ведению БЗЖ в условиях ограниченной видимости
>4. Уверенность командования в подчиненном личном составе.
>На последнем пункте остановлюсь особо. Вышеприведенная индивидуальная отработка личного состава требует от старшего начальника достаточно много личного времени (хотя бы затем что бы «подопечный» голову не разбил, иначе БВСники и прочие прихлебатели порвут). Но результат стоит того. В способности ВСЕХ, кого я учил данным образом, отработать должным образом в сложной аварийной ситуации уверен.
>Не надо "простых" средств спасения.
>Нужны ЭФФЕКТИВНЫЕ. И ДОЛЖНАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА.
>Тот же выход по буйрепу - отрабатывать в нормальной башне (метров 10-20 высотой)
>То же - оружие и боевая подготовка
С тезисом о необходимости поддержания высокого уровня подготовки л.с. к борьбе за живучесть спорить трудно. Но вот утверждение, что несовершенство используемого при этом АСС является благом, т.к. во время тренировок усложняет выполнение задачи - для меня лично весьма спорно. Если необходимо, то в методику обучения могут быть включены упражнения, выполняемые "в слепую", но это совсем не означает, что обзорность используемых в АСС масок не имеет никакого значения.