По поводу готовности к действиям в сложной ситуации на ПЛ – все зависит от подготовленности личного состава. Если матроса, мичмана, офицера жестко «гоняли» по устройству, борьбе за живучесть (особо – в маске (очках) с заклеенными «глазами»), даже если человек не отличается «особыми личными качествами» и образованием, он сделает в аварийной ситуации все как надо.
Пример. Матрос на ПЛ неделю, среднее время подготовки его к ведению БЗЖ в отсеке в условиях нулевой видимости (действия - дать ЛОХ на себя и в смежные отсеки, выйти на связь с ЦП различными способами, открыть клапан аварийного осушения, закрыть переборочные захлопки вручную и с отсечной стойки «Молибдена», нагрузить СДС, найти кранцы с ИП-6, загерметизировать отсек (основные отверстия)) порядка 2 ч. Служившие на ПЛ знают что в целом ряде случаев вышеперечисленные устройства «засовываются» конструкторами очень мягко говоря «в ……...я» (особенно этим «грешит» «Рубин»), причем боец маску одевает в ЦП, идет в свой отсек наощупь именно с центрального поста, и фактически выполняет вышеперечисленные действия.
Результат:
1. Очень высокая эффективность изучения устройства ПЛ
2. Психологическая готовность к действиям в сложной ситуации
3. Способность к ведению БЗЖ в условиях ограниченной видимости
4. Уверенность командования в подчиненном личном составе.
На последнем пункте остановлюсь особо. Вышеприведенная индивидуальная отработка личного состава требует от старшего начальника достаточно много личного времени (хотя бы затем что бы «подопечный» голову не разбил, иначе БВСники и прочие прихлебатели порвут). Но результат стоит того. В способности ВСЕХ, кого я учил данным образом, отработать должным образом в сложной аварийной ситуации уверен.
Не надо "простых" средств спасения.
Нужны ЭФФЕКТИВНЫЕ. И ДОЛЖНАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА.
Тот же выход по буйрепу - отрабатывать в нормальной башне (метров 10-20 высотой)