Увидел в архиве форума обсуждение вопроса о причинах и мощности взрыва практической торпеды 65-76А в ТА №4 Курска. Уважаемые и грамотные форумчане выражают сомнения в выводах комиссии о возможности мощного взрыва. Приводятся данные об испытаниях, когда «было задействовано 11 образцов этой торпеды и созданы все мыслимые условия для развития тех самых «сложных физико-химических процессов». Как ни старались, спровоцировать взрыв не удалось.»
В то же время, удивительным является тот факт, что к работам экспертной комиссии не привлекли специалистов фирмы-разработчика перекисных торпедных ЭСУ (г. Ломоносов). У них же наверняка сохранились материалы о 30-летней эпопее освоения перекиси на торпедах.
Когда-то я имел возможность прочесть воспоминания патриарха нашего торпедостроения, главного конструктора торпед 53-39, 53-57 и 53-65 Дмитрия Андреевича Кокрякова. Он пишет, что при разработке (на базе немецких образцов) первой перикисной торпеды 53-57 имели место весьма мощные взрывы. Сначала, при стендовых испытаниях несколько раз эти самые стенды разносило. Затем, на первом натурном выстреле в море (б. Двуякорная), взрывом при запуске торпеды в клочья разнесло плашкоут с опускаемой решеткой. В связи опасностью работы с перекисными торпедами, управление запуском осуществляли на расстоянии, с катера. Поэтому, никто не пострадал, но остатки плашкоута и торпеды собирали с грунта водолазы. Надо учесть, что энергокомпонентов в той торпеде было намного меньше, чем в «толстушке» и она находилась в открытой решетке.
Затем изменили схему подачи энергокомпонентов (кажется, перешли к схеме с катализатором для предварительного разложения перекиси), плюс еще ряд конструктивных доработок и взрывы прекратились. Думали, что навсегда…
Т.е. торпеда 65-76А, с тонной перекиси, 200 л керосина и 80 литрами ВВД рвануть очень даже могла. Как проходил «физико-химический процесс подготовки» этого взрыва мы можем только предполагать, но в реальности взрыва можно быть уверенным.