Если завтра не просплю, то иду на утренний сеанс "Первого после Бога" в Кронверк-синема. Стоит 70 руб.
После присутствия на съемках, я для местной газеты написал эту статью.
Завтра еще напишу.
________________________
Есть такое мнение...
Сценарий фильма был написан за долго до начала съемок на Северном флоте, и как оказалось, без всякой опоры на историческую действительность, без работы сценариста с историческими документами и без мало-мальски грамотного консультанта.
Сразу по приезду на север стали выясняться несоответствия. Начиная с рабочего названия фильма: «Капитан». Дело в том, что на подводной лодке нет такой должности, а похожее военно-морское звание звучит несколько иначе: «капитан-лейтенант». Название вскоре изменили на «Капитан Маринин», а точнее, стали использовать абревиатуру «КМ».
Среди главных героев фильма – командиры-подводники Маринин и Галиев, в них без труда угадываются их прототипы – балтиец Александр Маринеско и североморец Магомет Гаджиев. Подводная «эска», та на которой будут развиваться основные события, носит номер «С-113», как бы намекающий на исторический прототип – легендарную балтийскую «С-13», кстати, единственную из всех балтийских лодок типа «С», оставшуюся в живых к концу войны. Вот тут как раз самое время адресовать вопрос сценаристу. Почему главный герой фильма, причем согласно сценария носящий звание Героя Советского Союза, образ собирательный? Снятый в советские времена, и нужно заметить очень даже неплохо, аналогичный фильм «Командир счастливой «Щуки» имел на то право. Прежде всего, по причинам, скажем так, идеологическим. Да и официально тогда еще со многих эпизодов боевых действий не был снят гриф секретности. Например, один из заключительных сюжетов кинокартины, в котором один из матросов самовольно продувает главный балласт и всплывает на виду у противника, а командир жертвует собою ради спасения своего корабля, основан на вполне реальных событиях, имевших место быть на Краснознаменном Балтийском флоте в 1943 году, правда, без самопожертвования командира. Но что мешает нынешним сценаристам и режиссерам сделать фильм с подлинными именами и персонажами? В зарубежном кинематографе именно экранизация реальных событий и героев дает наибольший успех в историческом жанре. За примерами далеко ходить не надо. Если французы снимают фильм про свою национальную героиню Жанну Д’Арк, то не у кого не возникает сомнений, что в фильме покажут именно Жанну Д’Арк, а не собирательный образ «орлеанских дев». А если фильм про Наполеона, то и главного героя зовут Наполеон Бонапарт, а не как-то по-другому. В Голливуде уже не раз снимали фильмы про вполне реальных советских подводников: матроса Сергея Преминина, лейтенанта Бориса Корчилова, командира «К-219» Игоря Британова... Кстати, недавний блокбастер «К-19». Оставляющая вдов», в целом оказался убыточен. Оно и понятно: не понимает американский обыватель таких фильмов, где русские подводники проявляют мужество и героизм встречаясь со смертельной опасностью лицом к лицу. Ему нужно зрелище, где американский супер-герой, причем обычно в одиночку, спасает недотеп и пьяниц русских от самих себя, а весь мир от неминуемой гибели... Вот в этом случае как раз то и необходим авторский вымысел и фантазия, подведенная под «собирательный образ» такого-то героя. Но нынче в Полярном завершились съемки фильма для нас. И к 60-ти летию Победы. А может не хватает исторических эпизодов для экранизации, поэтому при написании сценария и пришлось «собирать» образ главного героя по кусочкам? Можно без колебаний ответить: вовсе нет. Одного Александра Ивановича Маринеско хватит на многосерийную киноэпопею. Без домыслов и повторений. У него на счету не только потопленный «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен». И воевал он командиром не только на «С-13». Маринеско – личность более чем не ординарная. Любимец матросов и головная боль для начальников, командир от Бога, но в жизни переживший и понижение в звании и даже тюрьму. Да и событий на берегу, в последствии ставшими почти легендарными было немало. Причем история с «иностранной подданой», которая, кстати, присутствует в сценарии, – далеко не самая знаменитая. Среди подводников Балтики был известен курьез, приключившийся с Маринеско, а точнее – с его «Фордом», который он купил в Финляндии, когда балтийские подводники стояли в удобных базах вышедшей из войны Финляндии. Командиру бригады и начальнику политотдела стоящий у ворот шикарный автомобиль был как красная тряпка перед глазами. Когда бригаде пришло время перебазироваться обратно, все было сделано так, чтобы Маринеско не смог его переправить через границу. Лодке выдали распоряжение на переход из Турку в Либаву, не дав времени на сборы. Каково же было удивление начальства, когда на новом месте они увидели все тот же «Форд», стоявший у ворот как ни в чем ни бывало. На все вопросы команда «С-13» пожимала плечами и твердила одно и то же: – Мы пришли, машина уже стояла... А дело было так. Скрывшись в дымке от глаз провожавших, «С-13» изменила курс и зашла в одну из ближайших бухточек, где у причальной стенки стоял в готовности «Форд». Матросы на руках перенесли автомобиль на специально изготовленном деревянном помосте и принайтовали его к палубе. Далее субмарина совершала переход в надводном положении не взирая на воздушную и минную опасность. Выгрузка произошла в обратном порядке уже на нашей территории, но также в далеке от глаз начальства.
Все же, нужно сказать, что съемочной группе повезло. В Полярном их консультировали настоящие подводники, среди которых Олег Адамов, последний командир «К-19» и офицер отдела воспитательной работы полярнинской бригады, и по совместиельству историограф полярнинского подплава, капитан-лейтенант Павел Стежко. Их усилиями в сценарий были внесены коррективы, начиная от «снижения» из офицеров в старшины акустика подолдки, заканчивая появлением в картине офицера СМЕРШа, вместо предполагавшегося по сценарию «особиста». Но удалось изменить далеко не все, поскольку для приведения всего сценария в историческое соответствие, пришлось бы от последнего не оставить камня на камне. Но а поскольку он был уже оплачен, продюссеры приняли решение придерживаться канвы первоначального замысла.
С декорациями фильма получилось примерно то же самое. Консультанты предоставили чертежи лодк IX-бис серии, подготовили фотографии военных лет, подыскали даже подробные описания работы иностранных кинокомпаний при созданиии муляжей подлодок для аналогичных фильмов. Их поддержал художник постановщик фильма петербуржец Юрий Сотников. Но и его усилий оказалось не достаточно. Для экономии средств было принято решение о сооружении не полноразмерного муляжа-копии корпуса подлодки по аналогии с американским фильмом «U-571», а лишь носовой части надстройки, которую установили на современную подлодку «Вологда». Получился необычный «Тяни-Толкай»: соединенные воедино две носовые части лодок разных эпох смотрят в разные стороны. Поскольку габариты современной подлодки оказались не те, конструкция получилась непропорциональной, и лишь отдаленно напоминающая военную «эску». Причем недостаточная прочность не позволила установить 100 миллиметровое орудие, положенное по проекту, его заменила втрое меньшая по размерам полуавтоматическая сорокапятка.
Ахиллесовой пятой всех военных фильмов во все времена было неправильное использование профессиональных терминов и словосочетаний актерами. Не минула сия учесть и этот фильм. Например, в последних дублях, снятых в Полярном, вахтенный офицер, докладывая командиру, почему-то стоящему у носового орудия, о повреждениях, сообщает о «неисправимой течи» во втором отсеке. Режиссеру-постановщику подсказывают, что правильно будет сказать «неустранимая течь», он соглашается и кричит об этом актеру. Съемки продолжаются, делается еще один дубль, но актер, зазубривший текст, снова уверенно докладывает о «неустранимой течи»...
Съемки в Полярном завершены, теперь предстоит техническая часть работы по монтажу и дублированию фильма, а поэтому еще есть возможность подправить ляпы и промахи. Каким получится фильм в итоге, покажет время. Будем надеяться, он понравится не только массовому зрителю, но и морякам-подводникам и будет называться по-флотски правильно: «Командир».