>>Здр!
>
>>>А действительно,почему моряки не попытались продут кормовую группу цистерн?
>>---------------------
>>Вы о тех, кто оказался в корме?
>>А вы знаете, что не пытались?
>>А вы знаете, что цистерны не были продуты до того? Между взрывами?
>
>По идее,они обязательно должны были испробовать этот вариант.Это же отсек-убежище и такая возможность предусмотрена,тем более,что корма не пострадала...
>>У меня иное впечатление.
>>Поймите правильно, я не о КП говорю, а только о том, были ли продуты ЦГБ, или их кормрвая группа к моменту, когда разрушенный нос коснулся грунта.
>
>>С уважением, kregl
28.08.03
ВОЗДУХ КОРМОВОЙ ГРУППЫ ВВД
От Олега Тесленко к kregl и Simm:
Почему моряки не попытались продуть кормовые ЦГБ
воздухом высокого давления?
Уважаемый kregl ответил на это контр-вопросом: а Вы
знаете что не пытались?
А вы знаете что цистерны не были продуты до того -
между взрывами?
**************
Ответ Олега Тесленко:
Я знаю, что ничего не пытались и не продували между
взрывами. Вот, откроем книгу Владимира Шигина "АПРК "Курск"
(ОЛМА-ПРЕСС, 2002 г издания) на странице 331. Цитирую:
"Из отчета о водолазных работах.
21 октября (естественно 2000 г)
С 01.20 до 6.25 четвертой сменой водолазов были
выполнены работы по разгерметизации трубопроводов ВВД на
правом борту (ВВД - эта абревиатура означает ВОЗДУХ ВЫСОКОГО
ДАВЛЕНИЯ - прошу меня извинить, но я добавляю пояснения не
для професионалов, а для тех людей, которые читают форум но
о подводных лодках вообще ничего не знают, это ничья вина,
я вот допустим в компьютерах тоже ничего не соображаю.
О.Т.). Откидной лист над 9-м отсеком был вскрыт без особых
трудностей. ... В целях безопасности диаметр отверстия не
должен превышать 6 мм. Выход воздуха 22, 23 и 24 по двум
разгерметизированным трубам продолжался около 5 часов."
**************
Пояснения Тесленко: Обратите внимание - как долго
продолжался выход воздуха - ЦЕЛЫХ ПЯТЬ ЧАСОВ! Это очень
большой срок. Дело в том, что воздух, как и любой газ,
обладает в тысячи раз меньшей вязкостью чем любая жидкость
(вода). И поэтому воздух гораздо легче проникает даже через
маленькие отверстия, чем вода, и выходит оттуда с гораздо
большей скоростью. Но если воздух выходил целых ПЯТЬ ЧАСОВ
- то значит, что в этих кормовых баллонах ВВД его было очень
много - видимо полный запас. Следовательно - до этого
момента он не был нисколько израсходован.
Однако, читатели наверняка не заметили, что предыдущая
фраза из дневника водолазных работ относилась к кормовым
баллонам ВВД "Курска" находящимся по правому борту. А в
каком состоянии находились такие же баллоны левого борта? И
об этом есть сведения в той книге только чуть ниже:
"С 02.30 до 08.42 первой сменой водолазов ВМФ...
производились работы со второго колокола по маркировке
технологических вырезов на 8-м и 9-м отсеках и открытию
откидного листа ВЫГОРОДКИ ВВД НА ЛЕВОМ БОРТУ..." То есть,
сначала они стравили воздух из баллонов правого борта, а
потом приступили к левому. Продолжение на стр. 332:
22 октября, вооскресенье.
...Работы идут непрерывно. но сейчас вынужденный
перерыв. Идет стравливание воздуха высокого давления из
баллонов (ВВД)..."
**************
Таким образом - воздух высокого давления в баллонах
кормовой группы ВВД у "Курска" был - в этом не приходится
сомневаться. Правда ув. kregl выразил сомнение: а вдруг
подводники в кормовых отсеках все же попытались продуть
бортовые цистерны? Хотя бы между взрывами. Но я отвечу на
этот вопрос: НИЧЕГО ОНИ НЕ ПЫТАЛИСЬ ПРОДУВАТЬ. Ни между
взрывами, ни после них.
Если бы люди из кормовых отсеков попытались дать воздух
в кормовые цистерны, то им ничто не могло помешать в этом -
как мы теперь знаем, воздух в баллонах ВВД в наличии был, а
вентили - под рукой, в девятом отсеке. И если бы они дали
воздух в кормовые цистерны ЦГБ, то этот воздух так там и
остался бы - безразлично между взрывами они сделали бы это
или после взрывов, когда лодка уже лежала на дне.
И проверить это очень просто. Дело в том, что корма
лодки абсолютно неповреждена. Во всяком случае ее верхняя
часть - это каждый мог увидеть и на видеокадрах и на
многочисленных фотоснимках. Так же неповреждена и нижняя
часть корпуса "Курска". А если кто с этим не согласится, то
я потом могу привести точный пример с одним танкером,
который сел на камни, и почти полностью разрушил себе все
днище - на 70% его площади. Так вот, для плавучести в случае
с тем танкером и с "Курском" играет роль только целостность
верхней части корпуса, но никак не нижняя. Потому, что как
только спасатели герметично закрыли все отверстия в палубе
того танкера, и наддули его отсеки возудхом - выжав вниз
воду из них, как танкер тут же подвсплыл и легко снялся с
камней. Так мало того - вот на этом судне они прошли еще
сотни миль до ближайшего порта, в котором имелся док
большого размера, для приема того танкера. То есть - если
обеспечена целостность обшивки в верхней части корпуса, и
она герметична, то воздух в таком отсеке - НЕ СМОЖЕТ ВЫЙТИ
ИЗ НЕГО, и в принципе способен находится там сотни лет. Ну,
я думаю, что всем известны случаи с подъемом затонувших
подводных лодок, у которых в отсеках нередко десятки лет
сохранялся слой воздуха в верхних частях отсеков.
Так вот - если бы моряки "Курска" попытались продуть
кормовые ЦГБ - то воздух в них так и остался бы до ближайшей
спасательной операции - и при прорезке обшивки водолазами -
стал бы тут же выходить большими пузырями. Но поскольку
никакого выхода воздуха не было, то не может быть сомнения,
что подводники кормовых отсеков "Курска" НЕ СДЕЛАЛИ НИКАКОЙ
ПОПЫТКИ подать воздух в кормовые ЦГБ, хотя воздуха для этой
цели у них было более чем достаточно. Напомню, что запас
воздуха для всплытия субмарины этого типа обеспечивается с
глубины 400 метров, а в реальности "Курск" лежал на глуюбине
100 м - это четырехкратная разница, не только в глубине но и
в давлении. А это значит, что если объема воздуха на глубине
400 м хватает для полной продувки (да еще с запасом), то на
глубине 100 м объем вышедшего воздуха увеличивается В ЧЕТЫРЕ
РАЗА. Но моряки "Курска" не сделани никакой попытки чтобы
попробовать обеспечить всплытие кормы в надводное положение.
пусть и с дифферентом около 40 градусов, но все же -
кормовой выходной люк АСЛ в этом случае находился бы над
водой...
А Вы еще не догадались, почему моряки "Курска" НЕ
ЗАХОТЕЛИ подать воздух в кормовые и средние ЦГБ?