От Сергей Ответить на сообщение
К serg Ответить по почте
Дата 31.12.2018 17:16:49 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Re: Вспоминаю службу...

>Доброго времени суток!

>>по второму пункту, стало быть возражений нет?
>
>Вторым пунктом у Вас это?
>>С другой стороны, для получения информации от её носителя необходим стимул. Продвижение по службе - один из самых мощных. Вы же не будете отрицать, что особисты имели решающее влияние на этот процесс?
>
>Что по службе продвигались только стукачи - ерунда, конечно. Что продвигались и стукачи тоже - разумеется так. И что?

>Что продвижение по службе может быть стимулом - может. А могут деньги. А может отпуск летом, а не зимой. А может перевод в другое место (не обязательно с продвижением). Всех, кто получил премию, отгулял отпуск летом и перевёлся в Москву записываем в стукачи?

>Особисты на процесс влияние, конечно, имели. Но, думаю, не такое, как Вы себе представляете. Скорее, они могли блокировать продвижение по службе неблагонадёжных, с их точки зрения. А чтобы самим инициировать продвижение по службе (вне своей собственной организации) - вряд ли это было системой.

Не вызвала интереса моя монография, а зря.
Выписка из Приказа Особого отдела OГПУ Московского военного округа от 7 февраля 1924 г. № 36
С переходом Красной армии на мирное положение особенное значение приобретает соответствующий подбор войсковых начальников всех степеней, вполне подготовленных к выполнению лежащих на них сложных и ответственных задач по боевой и политической подготовке вверенных им частей, а также по дальнейшему усовершенствованию военного дела. Поэтому всестороннее и тщательное изучение служебных, политических и моральных качеств командного и административного состава Красной армии является одной из важнейших задач особых отделов, призванных к участию в аттестационной работе в армии. Приказом ГПУ от I/IX-22 года за № 200 особым отделам были даны соответствующие указания о постановке учета и ведения беспрерывного и тщательного наблюдения за ком и адмсоставом Красной армии по выявлению всякого рода преступлений и использования результатов наблюдения через своих представителей в соответствующих Аттестационных комиссиях Военного ведомства.
Опыт работы особых отделов в аттестационных комиссиях показывает, что предусмотренный приказом № 200 учет ком и адмсостава при данной обстановке не является вполне исчерпывающим. До сих пор главное внимание было обращено на выявление отрицательных сторон наблюдаемого комсостава. При объективной же оценке аттестуемого комсостава, применительно к настоящим условиям, особорганам необходимо, наряду с отрицательными данными, располагать также исчерпывающими сведениями и о положительных качествах ком и адмсостава. Отсутствие же в местных особорганах систематизированных, достаточно полных и проверенных сведений крайне осложняет работу особых отделов в соответствующих окружных и центральных аттестационных комиссиях, и в случаях экстренных запросов требуемые характеристики представляются с значительным опозданием и нередко заключают в себе весьма ограниченные, односторонние и неполные сведения.
Для устранения указанных недочетов по согласованию с ОО ОГПУ приказываю:
1. Завести на весь командный и административный состав Красной армии от комвзводов и выше и им соответствующих, т. е. на всех тех, кои проходят аттестации в соответствующих аттестационных комиссиях с участием представителя ОО ОГПУ, личные дела. В основу личного дела высшего и среднего комсостава должна быть положена копия послужного списка, а низшего – анкета. В дальнейшем личные дела пополняются периодически составляемыми характеристиками данного лица по материалам осведомительной сети и по материалам агентурных дел, находящихся в разработке. Копии послужных списков и сведения анкетного характера на низший комсостав должны быть затребованы от военкомов соответствующих штабов…Формы характеристик и личных дел изготавливаются особым отделом округа и будут разосланы подведомственным особорганам. В личном деле учитываемого комсостава, помимо основных его материалов и характеристик – должны подшиваться постановления по агентурным и следственным делам, а при передаче дела в судебные инстанции – копии решений последнего.

Приказ особого отдела OГПУ Московскою военного округа № 36 от 7 февраля 1924 года / Зданович А.А. Органы государственной безопасности и Красная Армия: Деятельность органов ВЧК-ОГПУ по обеспечению безопасности РККА (1921-1934). Приложение № 13. М.: Продюсерский центр «Икс-Хистори», Кучково поле», 2008. С.558-559.

В дальнейшем, в ходе массовых репрессий в РККА 1936 –1938 гг. работа кадровых органов проходила не просто под контролем особых отделов НКВД, но зачастую и на основе их прямых указаний . В справке по выступлениям на Военном совете в ноябре 1938 года приводится характерный диалог начальника Политического управления РККА Л.З. Мехлиса и командира 2 стрелковой дивизии БОВО комбрига С.И. Еремина: «Почему командиров полков назначает особый отдел?» – на что С.И. Еремин отвечает: «на командиров полков материалы сосредоточены в особом отделе, он выдвигают, а кадры представляют на утверждение. Рассмотрение сомнительных было в корпусе и у комиссара, а меня не пригласили» .
Справка по выступлениям на Военном совете за 21-26. 11.1938 г. // Военный совет при народном комиссаре обороны СССР 1938, 1940 гг.: Документы и материалы. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2006. С.183

Постановлением политбюро от 20 сентября 1938 г. «Об учете, проверке и утверждении в ЦК ВКП(б) ответственных работников Наркомвнудела, Комитета обороны, Наркомата обороны, Наркомата Военно-Морского флота, Наркоминдела, Наркомата оборонной промышленности, Комиссии партийного контроля и Комиссии Советского контроля» устанавливалось, что по НКО подлежали утверждению все руководство вплоть до командиров, военкомов и начальников политотделов корпусов, дивизий, бригад. По Наркомату военно-морского флота также все руководство вплоть до командиров и военкомов линейных кораблей и крейсеров и т.д. См. Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937–1938. Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.С. Плотникова. М.: МФД, 2004. С.535.

Таким образом необходимо сделать вывод, что в довоенное время влияние особых органов на назначение начальствующего состава только возрастало. Не вижу не одной причины почему в послевоенное время оно бы снизилась. Таким образом, при желании они могли любого "отблагодарить". Особенно это касалось политработников, в связи с тем, что по их специальности особых знаний и навыков не требовалось - они же не в командиры ПЛ готовились. Более того, замполит официально считался представителем советской власти и политическим контролером.
ignorare legis est lata culpa



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100