Из собственного опыта, наблюдая разные ситуации как изнутри, так и снаружи, пришёл к следующему выводу.
Оптимальная ситуация с точки зрения сплочения экипажа и успешного выполнения задач:
Командир - добрый дедушка, в некотором роде барин. Поощряет, облегчает тяжести и лишения, заступается за экипаж перед начальством.
Старпом - злая собака, строгий уставник, педант и зануда. Нещадно гоняет л/с, не даёт спуска и послабления.
При этом командир нещадно дерёт (или ласково наставляет) старпома сугубо в тишине каюты, вдали от чужих глаз и ушей.
Их профессиональные качества выносим за скобки, подразумеваем нормальными.
Именно такая пара "добрый/злой следователь" имхо наилучшим образом позволяет мобилизовать человеческий потенциал экипажа.
Именно эта комбинация способствует лучшему психологическому климату в любом трудовом коллективе, но на корабле - особенно.
Какие есть мнения по этому поводу?
С уважением, КМ
И не путайте подводную лодку с подледной водкой (с)