Как грузят ТБЗ согласно «руководящим документам»:
- СПК проводит инструктаж л/с по мерам безопасности при погрузке ТБЗ;
- на пл объявляется учебная тревога для погрузки боезапаса;
- л/с занимает места согласно ТКР, готовится наружное и отсечное ТПУ;
- на мостике обязан находиться СПК или ПК (в зависимости от проекта пл);
- готовится и проверяется в действии фактическим пуском система водяного пожаротушения на надстройках;
- выносятся на надстройки переносные средства пожаротушения;
- если пл стоит у пирса, выставляется вооруженный вахтенный на корне пирса;
- на стенке находится пожарная машина с расчетом в готовности к действию;
- л/с, работающий на надстройке, должен быть в спасательных жилетах;
- при подаче ТБЗ на тележках из состава экипажа может быть выделена «торпедо-подкаточная партия» под командованием офицера;
- проверяется готовность крана к работе;
- работой крановщика при погрузке непосредственно руководит к-р БЧ-3;
- погрузка начинается после того, как к-р БЧ-3 убедится, что л/с ТПП находится на местах и готов к работе, о чем объявляет, подняв правую руку, - «ПОГРУЗКОЙ КОМАНДУЮ Я!»
Как грузят ТБЗ «на самом деле»:
Время действия – апрель 2005 года.
Место действия: п. Кронштадт, местная бкОВР.
Участвующие силы:
- МПК – выведен из состава сил ПГ, готовится к постановке в ремонт; ошвартован к стенке кормой, получил приказ сдать ТБЗ на ТР.
- ТР – транспорт-торпедовоз (одна линия вала, винт в насадке, рулевое управление из ходовой рубки и с мостика неисправно с августа 2004 года, заявлено в заводской ремонт, якобы введено в строй силами экипажа, на борту хранятся 4 боевые торпеды), ошвартован к причалу в соседней гавани (ширина наиболее узкой части прохода между гаванями не превышает 30 м).
Участники:
- Д-3 противолодочного дивизиона бкОВР (он же – ВРИО Ф-3 бкОВР, он же – единственный минный офицер на весь дивизион), старший лейтенант.
- Капитан ТР по прозвищу «семидесятилетний капитан» (по аналогии с «семнадцатилетним капитаном» Ж.Верна), ветеран ВМФ, 70 лет, 50 лет в ВМФ.
- Прочая «корабельно-судовая челядь».
За сутки до погрузки.
На ТР прибывает Д-3 и сообщает капитану о том, что «завтра в плане перегрузка ТБЗ».
Капитан кушает горсть нитроглицерина и убывает в штаб бкОВР, чтобы в очередной раз доложить о неисправностях на судне. В штабе командира бригады нет, НШ – в командировке, ВРИО НШ – отсутствует «по служебным делам». ОД подтверждает, что у ТР на следующие сутки запланирована перешвартовка к МПК и перегрузка ТБЗ
Капитан прибывает на ТР и собирает «политбюро». Посовещавшись с «соратниками», капитан принимает решение все же попытаться перешвартоваться на следующий день к МПК, т.к. через двое суток истекает срок испытания судового крана, а грузы для его проверки бер/база не может привести, т.к. «сломан грузовик».
По окончании «заседания» 2-й помощник, 2-й механик и боцман пьют портвейн, экипаж ТР сходит на берег.
В день погрузки.
09.15. На ТР закончено приготовление. Управление рулем пока в строю.
09.20. Командир МПК доложил ОД ОВР по УКВ о готовности к выгрузке ТБЗ.
09.22. Капитан ТР по УКВ доложил о готовности к перешвартовке и еще раз напомнил ОД о возможности выхода из строя управления рулем, получил «Добро» от ОД ОВР на переход к борту МПК.
09.36. ТР снялся со швартовов, начал маневр на переход в соседнюю гавань.
10.00. В самом узком месте прохода между гаванями у ТР выходит из строя управление рулем. Капитан одерживает судно реверсом главного дизеля. Рулевой переводит управление на ручное в аварийный пост.
10.10. ТР с большим трудом прошел «горлышко между гаванями» и ошвартовался к МПК.
На МПК в это время три матроса пытаются вытащить лебедкой торпеду на лоток под руководством курящих возле ТА Д-3, командира МПК и некоего «полторашника». Торпеда «не вылезает».
На стенке возле МПК свалена груда реактивных бомб, нет никаких пожарных, никаких вахтенных.
10.30. Торпеда «не вылезает». ТР приготовился к погрузке.
11.00. Торпеда, наконец, «вылезла». Начинается выгрузка.
11.02. Торпеда загружена с МПК на ТР. На МПК начинают «вынимать» торпеду из второго ТА. Торпеда «не вылезает». Д-3 и командир МПК убывают в каюты. «Руководить» остается «полторашник», который продолжает курить возле ТА.
На ТР Капитан кушает горсть нитроглицерина и объявляет «обед пораньше». 2-й помощник, 2-й механик и боцман пьют портвейн, экипаж ТР обедает.
Продолжаются попытки ввести в строй управление рулем с мостика – безрезультатно.
12.10. «Вылезла» вторая торпеда.
12.15. Вторая торпеда загружена в трюм ТР.
12.20. Капитан ТР доложил ОД по УКВ об окончании работы с правого борта МПК и о том, что управление рулем по прежнему неисправно, и тут же получил «Добро» от ОД перешвартоваться к левому борту МПК.
12.58. ТР с большим трудом перешвартовался к левому борту МПК. На МПК те же три матроса пытаются «вынуть» очередную торпеду из ТА. Не получается.
На ТР ввели в строй управление рулем.
13.30. Загрузили третью торпеду с МПК на ТР.
14.20. Загрузили четвертую торпеду с МПК на ТР.
14.40. На ТР закончили крепить торпеды, закрыли люки трюмов.
15.15. ТР получил «Добро» от ОД перейти на штатное место.
15.35. ТР перешел в соседнюю гавань и встал на штатное место.
16.00. На ТР технические средства в исходном. Капитан кушает горсть нитроглицерина, 2-й помощник, 2-й механик и боцман пьют портвейн, экипаж ТР сходит на берег.