>Вопрос по американской системе SOSUS. Как известно, американцы наставили эти стационарные системы не только по периметру своей границы с Тихим и Атлантическим океаном, но и на выходе из Охотского моря, в стратегическом проходе Гренландия-Исландия-Великобритания, и, скорее всего, от мыса Нордкап до острова Медвежий (Северная Норвегия). Получается, где бы не находились наши атомоходы, везде они потенциально могут быть обнаружены этими системами (за исключением, возможно, Арктических льдов и Охотского моря).
Вообще говоря, обнаружение подводных лодок - это лишь одна из задач, решаемых системой СОСУС. В частности, она эффективна для освещения надводной обстановки в районе ее развертывания. А если цели шумные и при благоприятной погоде и гидрологии, то эти цели можно обнаружить довольно далеко от антенн. К примеру, антенны, развернутые вдоль побережий США позволяли обнаруживать шумные советские ПЛА первого поколения иногда на расстояниях в тысячи км благодаря тому, что низкочастотный звук в океане может распространяться очень далеко. Дальность обнаружения аналогичных целей для антенн, развернутых на рубежах (например, м. Нордкап - о-в Медвежий), значительно ниже по двум причинам: на мелководье потери при распространения звука существенно выше, чем в океане, и выше естественный шум, вызванный ветром или другими факторами. Поэтому такие антенны поставлены прежде всего, чтобы фиксировать прохождение кораблей или ПЛ через рубежи. Понятно, чем шумнее цель, тем на большем расстоянии ее можно обнаружить. А дальше - идет команда патрульной авиации и "Орионы" или вертолеты отправляются на поиск и сопровождение целей по целеуказанию СОСУС. Я все это к тому, что ошибочно считать, что раз уж у американцев есть СОСУС, то весь океан и северные моря они контролируют. Ничего подобного.
>Вместе с тем, в прессе неоднократно сообщалось о том, как наши АПЛ проходили незамеченными сквозь SOSUS вплоть до американского побережья.
Да, так не редко бывало. Обычно лодки снижают скорость при прохождении рубежей, чтобы снизить шумность, или идут на небольшом удалении от шумного "парохода", так что СОСУС фиксирует их как одну цель. Возможно, и погоду подгадывают. Приемов тактических на самом деле много. А потом, ведь СОСУС не всегда находится в состоянии "полной боеготовности". В обычном режиме обработка данных ведется лишь "грубая". И уж если американцы ожидают прохода наших лодок через рубеж, тогда и приводят свои вычислительные мощности на режим полной боеготовности. К примеру, были ситуации когда место гибели лодок (Трешера или Скорпиона - точно не помню) американцы постфактум находили по данным СОСУС.
>Спрашивается: что, SOSUS потеряла свою эффективность с появлением таких проектов, как 671 РТМ, 971, 949А?
Да, так и случилось в конце 70-х, когда 671-е появились. Американцы по этому поводу очень были встревожены в то время.
> Или её еффективность изначально была рассчитана на более шумные РКПСН, а не на АПЛ и ПЛАРК?
СОСУС была эффективна против ПЛА первого-второго поколений. Тем более, что руководство советского ВМФ тогда еще не осознавало всей серьезности ситуации с шумностью ПЛ. Любопытно, что 667А шли на патрулирование по строгому графику, и, понаблюдав, американцы быстро установили закономерности и уже знали, когда ждать лодки на рубежах.
> Каков основной принцип её работы, использует ли она гидролокаторы только в пассивном режиме?
Да. СОСУС - стационарная, пассивная система.
> У Российского ВМФ, скорее всего, есть точные карты расположения всех этих систем.
Наверно есть. Но сейчас американцы все менее полагаются на СОСУС. Да и наши лодки значительно реже стали ходить "за угол".