От mk Ответить на сообщение
К Aqwa
Дата 31.10.2003 09:07:25 Найти в дереве
Рубрики Матчасть; Версия для печати

Re: Еще вопрос...

Здравствуйте, Уважаемая Юлия!

> Я ни в коей мере не являюсь специалистом по ядерным реактором подводных лодок.

Это заметно ... скажем так ... немного ...

Понимаете, в чем дело - "транспортная" АЭУ отличается от АЭС как катер от баржи. Вторая основное время
эксплуатируется на режимах постоянной мощности, желательно максимальной. Цель - снизить себестоимость
получаемой энергии. Первая - существенно переменной. Только этот фактор (даже не размеры!) тянет за собой
столько, что проектами занимаются существенно разные команды.

> Например, про газовые контуры я совершенно не в курсе,
> так как это практически не используется в АЭС.

Для расширения кругозора: есть идея сделать АЭУ, у которой теплоносителем первого контура является газ. Его
можно подать прямиком на турбину, без всяких промежуточных ступеней в виде парогенераторов, что существенно
увеличит КПД всей установки. Единственная проблема - всё это грязное.

> Там в целях безопасности есть то, что невозможно сделать в подлодке из-за неимения места.
> Система аварийного сброса реакторной начинки в борову воду - аварийное гашение.

Эээээ, как Вы это себе представляете? Берём зону и кидаем её в воду? А борова вода - это из свиньи мужского
рода (простите, не удержался :-)). Боюсь, получиться тепловой взрыв - вода мновенно закипит, и всё это вместе
вылетит наружу.

Делают впрыск водных растворов соединения бора, хорошо поглощающих нейтроны, в рабочую среду первого контура
для надёжного прекращения всех и всяческих реакций. Естественно, потом контур приходиться конкретно мыть, т.е.
этот способ явно аварийный, так сказать, последнее желание. На корабельных АЭУ, кстати, он тоже применяется, с
вышеперечисленными оговорками.

Основная проблема не реактивность, а остаточное тепловыделение. Хотя решаемая, конечно.