Мои соображения таковы:
1. Саблин был, хоть и замполит, но всё же флотский офицер (извините за банальность). Он прекрасно понимал, что ни в какой Ленинград он ни малейших шансов дойти не имеет через все ОВРы, погранпосты, Кронштадтский крепостной район и т.п. Будь оперативный дежурный в Риге потрезвее, они и из Даугавы бы не вышли. А если захотел «трибуну для обращения к народу», то по радио и из Риги бы услышали не хуже, и ходить никуда не надо.
2. У меня отец служил в то время в политотделе рижской бригады и, естественно принимал участие во всех «разборах полётов». Когда о Саблине начали писать в газетах, я долго у него допытывался, были ли там какие-нибудь признаки лейтенанта Шмидта? Так вот, НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ БЫЛО! Я отцу в этом плане совершенно доверяю, т.к. слышал от него много всяких вещей, далёких от «генеральной линии партии», но в данном случае никаких признаков диссидентства Саблина не просматривалось.
У нас пресса давно насобачилась делать героев-стахановцев-передовиков-павликов-морозовых. Перестройка потребовала новых героев. Вот и откопали Саблина и сделали из него борца за свободу отработанным способом. На самом деле всё было прозаичнее.