В интернете можно часто встретить ошибочные определения и термины по отношению к экипажам немецких подводных лодок, которые мешают восприятию информации, а равно и последующей полемике. Например, «капитан», «старпом», «торпедная БЧ» и т.д. Попробуем немножечко расставить точки над «Ö».
Командир лодки. И именно так: командир, а не капитан. Капитан – это в торговом флоте и на прогулочной яхте. На боевом корабле только командир, и никак иначе. Во всяком случае, в русском флоте и в немецком, а нас в данный момент интересуют именно немецкие подводные лодки. По-немецки – Kommandant. В обращении – «Herr Kommandant». Однако каждый из них имел ещё и воинский чин. Чаще всего лодками командовали капитан-лейтенанты (хотя было много обер-лейтенантов; куда меньше было корветтен-капитанов, совсем мало фрегаттен-капитанов, а изредка попадались даже капитаны цур зее в должности командира лодки). Флотские люди всегда ценили и ценят ёмкость и краткость в командах и в обращении друг к другу, а потому от слова «капитан-лейтенант» (Kapitänleutnant) родилось сокращение «Kaleun» – ровно то же самое, что и «каплей» в советском и российском флоте. Это стало общеупотребительным в обращении к командиру и почти официальным; «Herr Kaleun» могли сказать и обер-лейтенанту (если он был командиром, и ему было приятно), и корветтен-капитану (который ничего особо крамольного в этом обычно не видел, традиция же). Конечно, интересно, как реагировали на такое обращение фрегаттен-капитаны и капитаны цур зее (если такое было), но не будем отвлекаться. Просто вспомним засмотренный до дыр фильм «Das Boot»: «Ну что, готовы в поход? – «Яволь, херр Калёйн!»
Кстати, говоря об офицерских военных чинах, проводить аналогии между немецким флотом и русским (советским) куда проще, чем, например, с английским, американским и французским. Даже нашивки на рукавах похожие, и «табель о рангах» почти один к одному. Но обращение к командиру лодки «господин капитан» – это нонсенс.
Командир, как полагается, отвечает за всё. За состояние «железа», за людей, за их подготовку, здоровье и морально-боевой дух, за снабжение лодки, за безопасность и точность кораблевождения, за связь и за тактику действий, за применение оружия, за последствия… Это много, очень много аспектов, весьма непростых, и это очень тяжёлый груз ответственности. Нужно очень много уметь, нужно очень много знать. Есть на флоте расхожая поговорка: «Любой штатский дурак возьмётся командовать полком, но ни один штатский дурак не возьмётся командовать крейсером». В общем, у командира лодки для всего этого было два штатных помощника.
Сразу оговоримся: освещать вопрос будем исходя из штатного состава лодки типа VIIC. На других лодках было практически то же самое с небольшими отклонениями по численности и с отдельными исключениями.
Итак, два помощника. 1-й помощник и 2-й. 1-й по иерархии старше, но старшим помощником или старпомом его никто не называл. Эти два помощника исполняли обязанности вахтенных офицеров, а всё остальное, наваленное на их плечи, суть «приятное дополнение». Поэтому правильное наименование – «1-й вахтенный офицер» и «2-й вахтенный офицер» (1 Wachtoffizier и 2 Wachtoffizier). Они попеременно стояли ходовую вахту вне зависимости от надводного или подводного положения лодки, а командир мог делить с ними эту обязанность, а мог и не делить (или делить частично), это зависело от обстоятельство похода, от обстановки и от конкретного командира (одни стояли так называемую командирскую вахту, другие ограничивались общим руководством, а вахтенные офицеры отдувались на мостике одни). Впрочем, не одни, но об этом ниже.
Вахтенные офицеры обычно имели чин лейтенанта или обер-лейтенанта; капитан-лейтенант в должности вахтенного офицера – редкая редкость. Командир и вахтенные офицеры были из плавсостава (в Кригсмарине было много всяких разных служб, которые вроде бы как относились к кораблям и к их вооружению, но в плавсоставе всё же не числились). Обучение и подготовка офицеров плавсостава Кригсмарине – это отдельная и очень обширная тема; достаточно сказать, что стать офицером подводной лодки было крайне трудно, и они по праву считались элитой.
Экипаж лодки делился на два дивизиона – морской и технический. В морской входили «хозяева моря» – обитатели носового торпедного отделения: торпедисты, наблюдатели верхней вахты (они же сигнальщики), артиллеристы и зенитчики, боцманская команда. В каких-то вопросах они были взаимозаменяемы, в каких-то нет. В каждой из этих команд были младшие унтер-офицеры (по немецкой классификации «унтер-офицеры без портупей»), мааты и матросы, хотя почти любой матрос на подводной лодке очень быстро вырастал до обер-гефрайтера (старшего ефрейтора).
1WO отвечал за снабжение лодки и за всё, связанное с торпедным оружием. Торпедистами он командовал через старшего боцмана, который обычно был старшим унтер-офицером, по-немецки это «унтер-офицеры с портупеями». Старший боцман отвечал за всё «торпедное железо» от собственно «угрей» до запчастей к «трубам» и за работу торпедистов, а при торпедной стрельбе работал с торпедным вычислителем T.Vh.Re.S3. Кроме того, на нём «висело» всё палубное оборудование: тросы, брашпиль, надувная шлюпка – в общем, как на всяком нормальном боцмане, без которого, согласно старой флотской поговорке, «и вода не святится». Также 1WO непосредственно выполнял торпедную стрельбу в надводном положении – прицеливался через UZO, вырабатывал стрельбовые данные и, получив от командира разрешение на выстрел, командовал «Los!». При повседневной службе он также отвечал за проведение «партийно-политической работы» с экипажем, читая им лекции и повышая их морально-боевой дух.
2WO отвечал за подготовку и несение верхней вахты (наблюдатели и сигнальщики), за состояние артиллерийского оружия (палубное орудие и зенитные автоматы), за состояние, хранение и выдачу стрелкового оружия (ручные пулемёты, пистолет-пулемёты, пистолеты и ракетницы). При применении артиллерии он получал у командира разрешение на открытие огня и непосредственно командовал действиями расчётов, выдавая целеуказания и контролируя результаты стрельбы. Кроме того, он был старшим офицером по связи – отвечал за шифр-документы и за работу с шифровальной машинкой «Энигма».
Был и 3WO, но: нештатный. Это штурман. Он был старшим унтер-офицером; отвечал за точность кораблевождения, за составление всевозможных отчётов по боевому маневрированию и торпедным атакам, а также фактически выполнял обязанности нештатного 3-го вахтенного офицера, то есть нёс ходовую вахту на мостике и в центральном наравне с офицерами. Что удивительно: рулевые ему подчинялись только как вахтенному офицеру.
Другой дивизион был техническим. Это машинисты (дизелисты), электромотористы, радисты, рулевые, операторы горизонтальных рулей и клапанов забортных систем в центральном, а также кок. У машинистов, электромотористов и радистов были старшие и младшие унтер-офицеры (хотя в каких-то случаях можно встретить различные отклонения от норм). Командовал техническим дивизионом инженер-механик (обычно лейтенант-инженер или обер-лейтенант-инженер, хотя попадались и капитан-лейтенанты-инженеры). Инженер-механики не числились в «классическом» плавсоставе и составляли отдельную службу, и вообще в этом вопросе разобраться весьма непросто – в Кригсмарине всего было 16 служб, и в каждой свои воинские чины по служебной иерархии, это отдельный вопрос, причём непростой. Однако инженер-механик в вопросах эксплуатации «железа» лодки и её систем был фактически первым лицом после командира, потому что практически всё на лодке зависело от того, насколько качественно работает технический дивизион.
Радисты, хоть и числились в техническом дивизионе, но по вопросам радиосвязи замыкались на 2WO и даже напрямую на командира. Они же были и гидроакустиками, и важность установления тонкого и точного взаимопонимания между акустиком и командиром трудно переоценить. А рулевые несли вахту на вертикальных рулях и к штурману никакого отношения не имели, хоть и назывались с ним почти одинаково (Steuermann).
В повседневном плавании было два варианта боевых тревог. Первый – срочное погружение ввиду обнаружения противника (широко известное «Alarm!!! К боевым постам!»), второй – просто «К боевым постам!» при выходе в торпедную атаку. Всё остальное время на боевых постах находилась только вахта, остальные либо занимались повседневным обслуживанием заведования, либо отдыхали. Расписание несения вахт для разных боевых постов было различным и могло меняться в зависимости от обстоятельств.
Кока привлекали к каким-либо прочим задачам крайне редко, ибо кок на корабле должность особая и чуть ли не святая, а уж на подводной лодке тем более. Впрочем, такое отношение было на всех флотах.
Штатных докторов (сиречь врачей) на лодках, как правило, не было. А был унтер-офицер, который прошёл соответствующее обучение с экзаменами и числился фельдшером. У него были дежурные лекарства (от йода до морфия), нехитрый набор медицинских инструментов и перевязочный материал, а также толстая книга – талмуд под названием «Медицинский справочник для подводных лодок» («Ärztlicher Ratgeber für Unterseeboote»). Этого не всегда было достаточно, но штатные врачи имелись только на «дойных коровах» (тип XIV) и на одной из «девяток», когда они действовали удалённой группой. Что интересно: фельдшер был на всякой лодке, даже на той, где имелся штатный врач.
Кроме этого, на лодках обычно имелся нештатный сварщик из механиков, нештатный водолаз и пр. нештатные специалисты, прошедшие специальную дополнительную подготовку. В аварийную партию назначались люди, не задействованные в данной обстановке на своих боевых постах. Всегда приветствовалось и поощрялось обретение дополнительных специальностей и взаимозаменяемость в бою – это и увеличивало шансы лодки на успех, и позволяло подводникам прочувствовать себя «в чужой шкуре», сплачивая экипаж, ибо на подводной лодке без сплочённости в единый организм, подчинённый выполнению задач во что бы то ни стало, – никак.
Кроме уже указанных офицеров в поход на лодку мог быть назначен сверхштатный личный состав – дублёры (стажёры) командира, вахтенных офицеров, инженер-механика и штурмана, а также офицеры радиоразведки и пассажиры (метеорологи, шпионы-диверсанты и пр.). А иногда лодки уходили в поход недоукомплектованными – например, U-869 в свой первый и последний поход ушла без 2WO, которого на ней вообще не было изначально.
Приложением к заметке служит несколько интересных PDF-файлов. В подробное изучение их можно погрузиться очень даже надолго (и всё равно вопросов будет множество). ignorare legis est lata culpa