На прошлой неделе было объявлено об отставке сразу троих генерал-полковников, замначальников Генштаба: начальника Главного оперативного управления (ГОУ) Александра Рукшина, начальника связи ВС Евгения Карпова и председателя Военно-научного комитета ГШ Александра Скворцова. А в прошлом месяце был отправлен замсекретарем в Совбез начальник Генштаба Юрий Балуевский и уволен начальник аппарата Минобороны Андрей Чоботов. Только Скворцов был уволен по достижении 60 лет. Балуевскому в декабре Владимир Путин указом продлил возможный срок службы до 2010-го. Остальные генералы и вовсе не дослужили до 60.
Уволенные генералы занимали ключевые посты. ГОУ — это сердцевина Генштаба, в его состав входит Центральный командный пункт (ЦКП), осуществляющий в реальном времени управление стратегическими ядерными силами России. Внятных официальных объяснений беспрецедентной серии отставок нет. Первые сообщения о «бунте генералов» против планов реформ, предложенных министром обороны Анатолием Сердюковым, появились в марте, но их официально опровергли. Теперь ясно, что окончательное подавление «бунта генералов» было отложено на время после президентских выборов, когда будет сформирована новая структура исполнительной власти.
Военную оппозицию Сердюкову принято связывать с планами сокращения роли и численности военных структур управления при одновременном создании гражданского аппарата в составе Минобороны. До 70 процентов военных врачей, юристов, журналистов и тыловиков планируют сделать гражданскими контрактниками, а также испробовать популярную в мире бизнеса систему аутсорсинга — передачи на контракт частным коммерческим организациям на основе конкурсов непрофильных функций Минобороны. Моряков возмущало предложение перевести Главный штаб ВМФ в Питер, а ракетчиков — перевести Академию РВСН от Кремля в Подмосковье — все ради высвобождения недвижимости в центре Москвы.
ВМФ и РВСН пока решили не трогать, хоть Академия ВВС им. Жуковского была все же переведена в Подмосковье из исторического замка на Ленинградском проспекте. Но трудно представить, что высшее руководство Генштаба пошло на открытый конфликт с министром из-за врачей, журналистов, юристов, моряков, ракетчиков или летчиков или из-за того, как распоряжаться ценной недвижимостью. С 91-го года было столько преобразований, сокращений и слияний, как военных академий, так и штабов. Столько недвижимости уплыло без всяких аукционов и без адекватной компенсации. Главкомат ВВС вывели в Подмосковье, бывшие Нижние торговые ряды на Красной площади (штаб службы тыла) были утрачены военным ведомством и варварски переделаны в самый дорогой в стране торговый, жилой и бизнес-центр, а генералы молчали, бунтов не устраивали.
Нынешний конфликт о другом — о стратегическом выборе пути дальнейшего развития вооруженных сил, а в конечном итоге и всей страны. За последние 20 лет в мире произошла военно-техническая революция, появилось массовое недорогое сверхточное оружие, информационные технологии управления войсками в бою в реальном времени. Современные армии способны эффективно вести любые операции, в том числе наступательные, в любое время суток, практически в любую погоду. А бывший главком ВДВ Александр Колмаков, которого Сердюков в прошлом году назначил своим первым замом, утверждает, что боевая подготовка наших войск соответствует уровню 40—50-летней давности.
Мировая военно-техническая революция прошла мимо России. Отставание таково, что перешло в военно- и внешнеполитическую импотенцию. Наши дипломаты и генералы горло сорвали, в совершенно недипломатических выражениях возмущаясь «односторонними действиями» США и НАТО, да никто их не слушает. До недавнего времени высшее военное руководство проблему в общем признавало, но требовало только больше денег на в принципе неисполнимую задачу воссоздания советской военной мощи. Генерал Рукшин, в частности, предлагал создавать самодостаточные военные группировки на всех стратегических направлениях. Но у страны нет на то возможностей, а наш ВПК практически полностью утратил способность самостоятельно производить современное оружие.
Нашлись среди военных союзники Сердюкова. На днях командующий космическими войсками Владимир Поповкин назначен замминистром обороны по вооружению. Поповкин в феврале первым из наших генералов публично признал, что мы вынуждены закупать для сложной военной техники иностранные электронные компоненты, но тайно, к тому же дешевые и негодные, потому, в частности, наши спутники постоянно выходят из строя. Официально закупать у стран НАТО — главных потенциальных противников — ничего нельзя.
На прошлой неделе на выставке оружия в Нижнем Тагиле Рособоронэкспорт подписал с французской компанией Thales контракт на несколько млн долл. на оборудование 25 новых танков Т-90 тепловизорами. Поповкин там же объявил: «Сейчас военная техника настолько сложна, что нельзя опираться только на свои силы, мы будем использовать зарубежный опыт, параллельно ведя свои разработки». Для экспорта отечественная техника давно оснащается иностранным оборудованием, но для своих — было нельзя. Теперь же с помощью французских телекамер «можно будет вести точный огонь из танков в ночное время».
Конечно, у нас более 20 тыс. танков, и они останутся ночью слепы, как были, а 25 новых когда еще появятся и мало что изменят. Но важно принципиальное решение: начать перевооружение и модернизацию с военно-технической поддержкой Запада, поскольку других реальных вариантов давно уже нет. Поповкин объявил, что к 2016 году «у России будет армия нового образца». Не исключено, что Сердюков и его сторонники вправду чего-то добьются там, где военачальники советской школы вместе с ВПК горазды были только разорять страну.