>известны случаи столкновения пл под водой, когда носовая часть АПЛ получала серьезные повреждения без каких-либо последствий для торпедного оружия в ТА, хотя сами ТА и были повреждены.
Вот это меня в основном интересовало.
>А вообще, одна из главных претензий к командиру пл у Высокого суда могла быть - несоблюдение МППСС по организации наблюдения. Ведь Кубынин нигде не упоминает о работающей РЛС.
Да, РЛС не работала. Насколько я помню, тогда это было нормальной практикой практикой, внедряемыми сверху мерами скрытности. После этого случая пошёл откат, навигационную безопасность стали ставить выше скрытности.
>Адмирал Макаров писал (близко к тексту и смыслу), что "все мы, выходя в море, совершаем ошибки. Если они не приводят к тяжелым последствиям, то часто остаются незамеченными. Но если ошибки влекут гибель людей, или корабля, разгневанная общественность требует найти и строго наказать виновных. Однако, пусть тот моряк, который не знает за собой служебных огрехов бросит в них камень. Я лично от этого отказываюсь". ("Мир не вечен". С.О.Макаров). К такой оценке добавить нечего.
После любого навигационного происшествия, если собрать комиссию экспертов и дать им поработать с материалами недельку-другую, то они гарантированно смогут найти вариант, при котором этого происшествия можно было бы избежать, причём даже действиями одной стороны при столкновении.
Вся беда в том, что командиру приходится порой искать этот вариант в течение секунд и в условиях неполной или противоречивой информации.
С уважением, КМ
И не путайте подводную лодку с подледной водкой (с)