Добрый день!
Я давно заметил, что посещение разных мест и чтение литературы даёт кусочки разрозненной информации, которые иногда вдруг неожиданно складываются в общую картинку или цепочку причинно - следственных связей. Одной такой цепочкой я и хочу поделиться с уважаемым сообществом rpf.ru
Это не байка, а просто набор реальных фактов, которые я для начала перечислю задом наперёд.
5. 1982 год. Корабль, на котором я проходил тогда службу, ставится на эллинг для текущего ремонта. Весь свободный личный состав отправляется под днище обдирать моллюсков и водоросли, наросшие с прошлого ремонта. Работа - каторжная.
4.. 1955 г. В Ленинград, на парад прибывает авианосец Флота Её Величества "Триумф". Ещё во время стоянки его на Кронштадтском рейде выпуклые морские глаза замечают, что корпус корабля ниже ватерлинии абсолютно чист. Это тем более хорошо заметно, поскольку "англичанин" сильно облегчен перед заходом в Неву и ватерлиния находилась высоко над водой. Ясно, что он покрыт краской, предотвращающей обрастание. У командования Ленинградской военно-морской базы (ЛенВМБ) тут же созревает идея добыть образец чудо - краски. Но как? Начальник разведки базы кап. 1 р. Сидоров А.Н. выдаёт блестящую идею - при буксировке авианосца совершить "неуклюжий маневр" и долбануть его буксиром с тем, чтобы слегка поцарапать. К счастью, начинается мощное наводнение, вода в Неве поднимается на 3 метра выше ординара, в связи с чем принимается решение о постановке "Триумфа" в центре города, прямо у моста Лейтенанта Шмидта. Начальник разведки переодевается в матросскую робу и переселяется на один из буксиров. Проводятся многочисленные тренировки, цель которых - чёткое выполнение задачи.
При заводке авианосца на стоянку возможности устроить "инцидент" не представилось - "липа" была бы слишком заметной. Тем более, таким опытным морякам, как англичане.
Остаётся последний шанс - долбануть корпус при съёмке со стоянки. Тоже весьма призрачный, если призадуматься. И тут родная питерская погода приходит на помощь "своим". В одну из ночей разыгрывается ураганный ветер. Корабли болтает на бочках как в открытом море. Наконец, у "Триумфа" обрывается швартов, заведённый на кормовую бочку. Корма начинает смещаться в сторону набережной. Англичане спускают 2 катера и пытаются завести на бочку запасной трос, но них ничего не выходит. Командир уже мысленно прощается с мечтой об адмиральских шевронах. Тут, как чёртик из шкатулки, появляются наши буксиры. Под скрытым руководством моего родного деда (ох, проболтался... Сделайте, пожалуйста вид, что вы ничего не заметили) они упираются носовыми кранцами в борт авианосца в районе кормы и отжимают её от набережной в сторону бочки. Англичанам морской выучки не занимать - они мигом заводят и крепят на ней трос. Все ликуют! Британцы - потому, что вернут Её Величеству принадлежащий ей же корабль в целости и сохранности. Наши - потому, что носовые кранцы буксиров густо измазаны вожделенными образцами чудо-краски.
Хотелось мне ещё приврать маленько для красного словца. Сказать, что англичане, мол, в знак благодарности предложили бесплатно отремонтировать слегка помятые буксиры силами корабельной мастерской. А наши перепугались, что при ремонте лишатся с таким трудом добытых образцов и еле отбоярились от ремонта, упирая на традиционное русское гостеприимство. Но не бойтесь, зря брехать на ветер я не буду. В любой, даже самой правдивой истории, привирать надо как борщ солить - в меру.
История и так невероятная. Сейчас скажи кому, что на Неве настоящий авианосец стоял - не поверит.
3. 1953 г. Молодой флотский лейтенант Соколов В.П. назначается в состав комиссии по приему японских эсминцев, получаемых Советским Союзом по репарации. Осматривая заведённые в док эсминцы, лейтенат сильно поражается полному отсутствию следов обрастания на их днищах.
2. 1949 год. Итальянский линкор "Джулио Чезаре" в албанском порту Влёра (Валона) передаётся в зачёт репараций представителям ВМФ СССР. Приёмная комиссия сразу же обращает внимание на то, что корпус линкора ниже ватерлинии абсолютно лишен следов обрастания. 29 октября 1955 года корабль, переименованный в "Новороссийск" по до сих пор невыясненным причинам взрывается и тонет на рейде Севастополя.
1. 1941 г. В одной из своих книг про родную Абхазию, Фазиль Искандер упоминает такой эпизод (в пересказе). Во время войны Абхазия использовалась в качестве места сбора призывников со всего СССР с целью формирования новых армейских подразделений и пополненияния уже существующих. Приезжие обратили внимание на тунг, покрытый ярко-красными, сладкими плодами. Местных жителей ещё при посадке плантаций тунга предупредили, что плоды его смертельно ядовиты. А вот презжих толи не предупредили, толи те не поверили. Плоды тунга внешне похожи на яблоки и очень привлекательны на вид. В результате участившихся смертей от отравления ими, плантации тунга были вырублены под корень. От греха подальше.
Родиной тунгового дерева является Юго-Восточная Азия. Всего существует 2 его разновидности - китайская и японская. Из плодов тунга делают масло, обладающее интересным свойством - при нанесении его на какую - нибудь поверхность, оно сохнет (полимеризуется) не от края вглубь, а сразу по всей глубине. Благодаря чему оно обладает превосходными адгезивными свойствами. При подмешивании пигментов, из тунгового масла получается краска, которая не только превосходно ложится на любую поверхность и быстро сохнет, но, в силу её ядовитости, ни один живой организм не может жить на покрашенном этой краской предмете. Лучшей по свойствам считается японская разновидность тунга. Вот собственно, и весь секрет необрастающей краски. В наше время она продаётся в любой лавочке, торгующей товарами для катеров и яхт.
А теперь отмотаем те же события в хронологическом порядке, чтобы получилась обещанная цепочка связей.
1. Еще до войны в СССР были известны замечатечательные свойства тунгового дерева. Началось успешное разведение этого удивительного растения. Но в силу обстоятельств, выращивание пришлось свернуть. И, похоже, о тунге напрочь забыли.
2-3. В руки военных моряков минимум дважды попадали корабли, покрашенные необрастающей краской. Но, делаю предположение, никому и в голову не пришло поинтересоваться её составом.
4. Был целенаправленно добыт образец необрастающей краски. Дальнейшая судьба его мне неизвестна.
5.. Как минимум, до середины 1980-х годов корабли ВМФ красились обычной краской. И требовались неимоверные затраты времени и сил, чтобы постоянно приводить днища кораблей в порядок.
Такая вот грустная история.
Интересно, кто-нибудь знает, чем сейчас красят корабли ВМФ РФ?
Кстати, как оказалось, торговые суда СССР красили необрастающими красками с 60-х годов.
С наилучшими пожеланиями