От VOICE Ответить на сообщение
К VOICE Ответить по почте
Дата 28.02.2007 16:14:25 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

«Лепсе» утилизируют на «Нерпе»

«Лепсе» утилизируют на «Нерпе»
Издание «Полярная правда»
Выпуск N 28 от 28 февраля 2007
Решается судьба опасного объекта

Плавтехбаза «Лепсе» уже давно стала головной болью. Причем не только для экологов всех калибров, но в первую очередь - для специалистов, занимающихся эксплуатацией судов атомно-технологического обслуживания. А уж для обывателя это судно и вовсе превратилось в страшилку, которой разве что детей не пугают.

Не для галочки

Среди множества предлагаемых проектов решения проблемы утилизации, похоже, определился главный. Его и предстоит реализовать на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске. Но предварительно там прошли общественные слушания.

Подобная процедура не блажь и не игра в поддавки с населением. Она предусмотрена федеральным законом «Об экологической экспертизе» и другими нормативными актами. Год назад, например, одна из мурманских компаний, работающая в северных морях, объявила в местной газете о проведении общественных слушаний - обсуждался план работ на нынешний год. Деятельность того предприятия вызывает интерес разве что у очень узких специалистов и не имеет того общественного резонанса, как, скажем, атом и все, что с ним связано. Тем не менее, сообщили организаторы, проводить слушания они должны, хотя бы для формы - иначе, мол, Москва не утвердит план работ и будут проблемы с финансированием.

Не то с «Лепсе». На всех последних совещаниях говорили о плавтехбазе, не раскрывая карт - это уже начинало вызывать раздражение. А в Снежногорске и экологи, и горожане смогли узнать о решении проблемы, что называется, из первых уст.

Организатором слушаний стала региональная общественная организация «Беллона-Мурманск». Как сообщил ее директор Сергей Жаворонкин, на встречу удалось пригласить практически всех специалистов, имеющих отношение к проблеме, причем отовсюду - от Северодвинска с Нижним Новгородом до Москвы с Петербургом и Германии.

Они объясняли присутствовавшим детали будущих работ с ПТБ «Лепсе». Еще в прошлом году тендер Еврокомиссии на управление проектом выиграла автономная некоммерческая организация «Аспект-конверсия». Она же вместе с зарубежными специалистами и сделала выбор в пользу «Нерпы». Кроме Снежногорска рассматривались предприятия «Звездочка» в Северодвинске, «Атомфлот» в Мурманске, завод в Полярном. Но по всем параметрам эксперты сочли наиболее подготовленным судоремонтный завод «Нерпа». Главным преимуществом стала возможность работать с объектом на твердом стапельном основании, поскольку утилизировать «Лепсе» на воде признано слишком опасным. В активе Снежногорска оказался и опыт утилизации атомных подводных лодок, в том числе уникальный - с «Курском».

Без кривотолков

При очень упрощенном изложении то, что предлагается сделать с «Лепсе», схематично выглядит так. Все, что возможно, будет отправлено для переработки на спецкомбинат «Маяк» в Челябинскую область. Поврежденные тепловыделяющие сборки с отработанным ядерным топливом предлагается замонолитить (забетонировать) и поместить на площадки долговременного хранения в губе Сайда. Ну а что-то из металла может пойти и на переплавку. Но прежде предстоит очень большой объем подготовительных работ.

Технический директор «Аспект-конверсии» Вячеслав Тарасов обрисовал основные ориентиры. На подготовку технического проекта и транспортировки «Лепсе» с базы «Атомфлота» может уйти полтора года. Очень многое нужно предусмотреть и на самом заводе «Нерпа». Например, в целях безопасности персонала все операции с отработанным топливом должны выполняться с помощью радиоуправляемых манипуляторов с предварительным моделированием на стендах-макетах, с использованием компьютеров. Предусмотрено сооружение защитных укрытий над объектами наиболее опасных работ и т.д., и т.п. В проект заложена даже запроектная ситуация - падение самолета. Допуская гипотетическую возможность подобной аварии, проектанты рассчитали запас прочности, чтобы и в этом случае не было вреда. Более того, как заметил главный инженер СРЗ Ростислав Римдёнок, необходимо учесть возможность «разумного отступления или паузы» в том случае, если вдруг «что-то пойдет не так». Другими словами, уже на нынешнем этапе, надо сделать все, чтобы минимизировать потенциальную угрозу при утилизации «Лепсе». Тогда, считает он, после выполнения работ у нас будет право заявить: «Мы сделали это!» »

У общественности в лице работников «Нерпы», жителей Снежногорска - из тех, кто откликнулся на приглашение поучаствовать в обсуждении, нашлись вопросы к специалистам. В общем-то все понимают, что в нашем случае выбор места для «разделки» судна не дает гарантию безопасности при выходе ситуации из-под контроля. Расстояние или наличие высокой сопки не будет преградой для радиации, где бы ни находился объект. Просто в силу многих объективных обстоятельств наиболее квалифицированно выполнить комплексную утилизацию сегодня можно только на «Нерпе».

Анатолий КАРЕЛИН. Наш спецкор. Снежногорск.

Для справки

С 1981 года ПТБ «Лепсе» используется только для хранения ОЙТ, РАО, технологической оснастки и приспособлений. Выведенному из эксплуатации в 1988 году судну присвоен класс: «стоечное, несамоходное, с ограниченным районом плавания».

Плавтехбаза находится на отстое у причала ФГУП «Атом-флот» неподалеку от сложного судоходного фарватера Кольского залива, еще не исключена опасность аварии (навала или тарана другим судном), недопустимого крена иди дифферента из-за плохих погодных условий. При нынешнем состоянии судна не исключено его затопление и, как следствие, загрязнение радиоактивными веществами акватории залива и части территории Мурманска.

Суммарная активность «Лепсе» на 1 января 2007 года составляет около 750 тысяч кюри.
http://www.b-port.com/info/smi/pp/?issue=2447&article=46598



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100