От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.11.2006 23:57:09 Найти в дереве
Рубрики WWI; Современность; Версия для печати

100 лет назад– появился сигнал бедствия SOS

100 ЛЕТ НАЗАД – 2 НОЯБРЯ 1906 ГОДА – ПОЯВИЛСЯ СИГНАЛ БЕДСТВИЯ SOS
Спасите наши души http://www.vmdaily.ru/main/viewarticle.php?id=28614

Борис ДЕНИСОВ

Илл.: ...

Один для всехВообще-то международная радиотелеграфная конвенция, согласно которой единым сигналом бедствия устанавливался сигнал SOS, была подписана на следующий день, 3 ноября 1906 года. Но это была уже формальность, главное происходило накануне. Солидные мужчины, презрев правила приличия, спорили до хрипоты, отстаивая каждый свою точку зрения. Англичане не соглашались с итальянцами, американцы возражали немцам, те в свою очередь отвергали доводы русских и так далее.И ведь нельзя сказать, что в споре родилась истина. Это предполагает, что все заинтересованные стороны пришли к компромиссу. Однако этого не произошло. Победило большинство, но в меньшинстве осталась самая могущественная в то время радиотехническая компания «Marcony Int. Company». Данное обстоятельство обещало трудную жизнь новорожденному сигналу SOS.Так и вышло. Известность и слава пришла к нему несколько лет спустя, когда… Впрочем, мы забежали вперед. Надобно остановиться, чтобы вспомнить, тем более – есть что.Начало начал7 мая 1895 года в физическом кабинете Петербургского университета проходило очередное заседание физико-химического общества. Преподаватель Кронштадтской минной школы Александр Попов должен был продемонстрировать свое изобретение.В кратком выступлении ученый сказал, что его помощник Рыбкин, в данный момент находящийся в химической лаборатории, будет передавать сигналы лучами Герца, а находящийся здесь аппарат системы Морзе примет их.Послышались удивленные возгласы, потом установилась тишина. Аппарат на столе защелкал, пришла в движение бобина с бумажной лентой, на которой стали появляться точки и тире. Расшифровав их, ассистировавший Попову профессор Петрушевский поднял ленту над головой и возвестил: – Здесь написано – Генрих Герц! Так появилось радио. Заслуги Александра Попова в изобретении радиотелеграфа были отмечены в 1900 году присуждением ему почетного диплома и золотой медали на четвертом Всемирном электротехническом конгрессе в Париже. При вручении особо подчеркивалось, что изобретение русского ученого уже спасло много жизней, и, нет сомнений, спасет еще множество. Посему его можно считать поистине выдающимся! Все так. Особенно что касается моря и моряков. Ведь как было до появления радио? Уходя в дальнее плавание, экипажи теряли всякую связь с берегом и не могли рассчитывать на помощь в случае кораблекрушения, пожара, взрыва или еще какой беды. Не могли они и общаться с другими кораблями, если те были вне зоны видимости. И вот – радио! Оно дарило надежду. Обещало спасение! В декабре 1898 года, спустя 3 года после открытия Попова, беспроволочным телеграфом было оборудовано первое судно – английский плавучий маяк «Ист Гудвин», стоявший на якорях у песчаных отмелей к северу от Дувра. И уже через три месяца, 3 марта 1899 года, на маяк налетел пароход «Мэттьюз». В этот день в эфире впервые прозвучал призыв о помощи. Сообщение было принято радиостанцией берегового маяка Саут Форленд, находящегося в 12 милях от «Ист Гудвина». Высланные буксиры отвели тонущее маячное судно на мелководье и сняли с него экипаж.В России впервые сигнал бедствия передали по беспроводному телеграфу в 1899 году. Тогда на камни острова Гогланд сел броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Для координации работ по спасению броненосца Александру Попову было предложено наладить связь между «Апраксиным» и городом Коткой. Это было сделано. И вот 6 февраля 1900 года из Котки пришла радиограмма, адресованная ледоколу «Ермак», стоявшему в тот момент рядом с броненосцем: «Около острова Лавенсаари оторвало льдину с пятьюдесятью рубаками. Окажите содействие спасению этих людей». Получив радиограмму, капитан ледокола немедленно направил свой корабль к месту происшествия, и рыбаки были спасены.Об этом событии много писали газеты, которые с тем же восторгом год спустя сообщили о достижении итальянского инженера Гульельмо Маркони, которому удалось установить радиосвязь между Корнуэллом (Англия) и Сент-Джеймсом (остров Ньюфаундленд). Так была покорена Атлантика.С каждым годом все большее количество кораблей – как военных, так и грузопассажирских, – оснащались радиостанциями. Особенно в этом преуспела «Международная компания морской связи Маркони», имевшая договоры с правительствами Англии и Италии. Согласно им она в единоличном порядке обеспечивала своей аппаратурой суда этих стран. А с учетом того, что торговый флот Англии в начале ХХ века занимал первое место в мире, составляя две трети мирового тоннажа, это было невероятным преимуществом перед конкурентами – немецкими компаниями «Телефункен» и «Сляби-Арко». Однако этого компании Маркони казалось мало, и она в приказном порядке запрещала своим радиотелеграфистам поддерживать связь с судами, оснащенными радиоустановками других систем.Первая попыткаПоложение требовалось изменить – и в корне. Такую цель ставила первая Международная радиотелеграфная конференция, в работе которой в 1902 году приняли участие представители России, Австро-Венгрии, Франции, Англии, Испании, Италии, США. Вопреки кабальным договорам, навязываемым компанией Маркони, конференция решила, что береговые и судовые радиостанции обязаны принимать и передавать радиограммы – от судов или адресуемые судам в море – независимо от системы радиоаппаратов.На конференции итальянский делегат рекомендовал принять также единый радиотелеграфный сигнал для судов, терпящих бедствие: SSS DDD. Однако из-за разногласий сигнал не был одобрен участниками конференции, и вопрос о нем остался открытым. Это позволило «Международной компании морской связи Маркони» ввести свой сигнал бедствия, состоявший из букв CQ («come quick» – «приходите быстро»). К ним позже была добавлена буква D («danger» – «опасность»), и сигнал стал звучать как CQD.И вновь решение компании Маркони вызвало полемику – прежде всего потому, что первые две буквы в CQD совпадали с кодом тревожного радиотелеграфного вызова железнодорожной телеграфной связи – CQ. Неизбежна была путаница, цена которой – человеческие жизни.Крик о помощиВ 1906 году в Берлине состоялась вторая Международная радиотелеграфная конференция, в которой участвовали делегаты из 29 стран. Основным вопросом было установление единого сигнала бедствия.Понятно, что компания Маркони настаивала на международном одобрении сигнала CQD. Против резко выступил делегат от США, предложив принять сигнал Международного свода сигналов – двухфлажное сочетание NC, означающее «терплю бедствие, нужна немедленная помощь». Однако конференция, поддержав американца в первом, не поддержала во втором.Споры продолжались и грозили вновь закончиться ничем. И тут представитель фирмы «Сляби-Арко» в качестве единого сигнала бедствия предложил принять SOE ( … – .) – сигнал, которым пользовались суда, оборудованных аппаратурой его фирмы. Во время обсуждения один из делегатов заметил, что предложенный сигнал имеет серьезный недостаток: буква «E» по азбуке Морзе передается одной точкой, которая при дальнем приеме или в перегруженном эфире может быть искажена и даже не понята. Решено было букву «E» заменить вторым «S». Получилось SOS (… – – – …).Отныне этот короткий ритмичный сигнал, состоящий из трех точек, трех тире и трех точек, который можно было передавать быстро и непрерывно, становился международным сигналом бедствия, все же остальные объявлялись «вне закона».Так родился всемирно известный крик о помощи, который потом, не являясь аббревиатурой, начал обрастать легендами и расшифровываться как «Save our souls» («Спасите наши души»), «Save our ship» («Спасите наше судно»), «Send our succour» («Пришлите нам помощь»), «Swim or sink» («Плыть или тонуть»).Победа и «поражение»Однако SOS на море прижился не сразу. Невзирая на достигнутые договоренности, компания Маркони продолжала использовать в системе своих станций сигнал CQD.Существует несколько версий, кто первым воспользовался SOS. По одной из них, впервые в эфире сигнал SOS прозвучал 10 июня 1909 года с пассажирского лайнера «Кунард», потерпевшего катастрофу у Азорских островов. По другой – 14 апреля 1912 г. с печально знаменитого «Титаника». Радист тогда передавал оба сигнала – и SOS, и CQD. Причем если CQD слышали на берегу, то SOS услышали находившиеся поблизости от гибнущего «Титаника» корабли. Именно благодаря им были спасены люди, оказавшиеся в спасательных шлюпках посреди океана…Как бы то ни было, но лишь после трагедии «Титаника» сигнал SOS стал воистину международным. И «Международная компания морской связи Маркони» вынуждена была согласиться с этим.В дальнейшем очередные радиотелеграфные конференции постановили, что сигнал бедствия должен не только пользоваться абсолютным приоритетом перед другими сигналами, но и иметь собственную частоту. Ею стала частота 500 кГц, соответствующая длине волны 600 м. Также были введены «минуты молчания»: дважды в час – с 15-й по 18-ю минуты и с 45-й по 48-ю на этой волне прекращались все передачи, чтобы случайно не «забить» своей работой возможную просьбу о помощи.С годами сигнал бедствия на море SOS стал общеупотребительным термином, обозначающим смертельную опасность, и вроде бы ничто не грозило его популярности. Но сначала появились радиотелефон, потом в космос устремились ракеты со спутниками…К концу XX века мир постепенно стал переходить на новую систему подачи сигналов бедствия ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности; английский вариант – GMDSS, Global Maritime Distress Safety System), замкнутую на сеть спутников «Инмарсат». Система спутникового слежения позволяет мгновенно определить место бедствия судна с точностью до 200 метров. Полученная спутниками информация передается в четыре мировых центра чрезвычайной помощи на море: Райстинг (Германия), Гунхилли-Даунс (Англия), Найлз-Кэньон (Калифорния, США) и Порт (Западная часть Австралии).С традиционными позывными SOS пришлось распрощаться. Наша страна подписала документы Международной конвенции по охране жизни людей на море 1974 года (СОЛАС-74) и поправки к ней 1988 года. Выполняя свои обязательства, Россия перешла на новую систему с 1 февраля 1999 года.И все же… Азбуку Морзе и сигнал SOS и сегодня обязан знать каждый рулевой, потому что иногда информацию с корабля на корабль передают световыми сигналами. Да что там «должен»… Его знают все! Ему по-прежнему доверяют! Когда затонул «Курск», находившиеся на нем моряки выстукивали по обшивке не свой сигнал SSS, предназначенный специально для подводных лодок, а его – SOS.Спаси, Господь, их души.



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100