>Конечно, любовь моя – 613-й. Простая, удобная, доведенная до ума почти во всем. Не знаю, какова в ней доля немецкой инженерной мысли, но лодка эта была реально создана для моря, для войны. На 641-м проекте при естественном его прогрессе присутствовала все же какая-то «заторможенность», причем не из-за большего водоизмещения, а в целом по управляемости, расположению и удобству эксплуатации механизмов и т.д.
Удивительно, как Ваши наблюдения совпали с моими, хотя моя тематика - несколько мелкотравчатей. Морской тральщик пр. 254 разработки и постройки 40-50 гг. был настоящим кораблем, идеально приспособленным для траления/постановки мин. Блестяще зарекомендовал себя при боевом тралении, например Суэцкого залива в 74 г. А вот пришедший ему на смену пр. 266 не был тральщиком вообще. Видимо, это была общая "приливно - отливная", а точнее "прогрессно - регрессная" тенденция развития нашего кораблестроения.
>А для этого, в частности, надо строить пл меньшего числа проектов, но большими сериями. Недоведенность до ума хорошей по первоначальному замыслу техники – наша большая беда.
Вы забываете о таком важном субъективном факторе, как присвоение Лениниской премии за освоение нового проекта корабля и выпуск нового вида оружия. Для конечных исполнителей - от ГШ ВМФ до НИИ и ЦКБ это означало легальное получение реальных крупных сумм в конкретные руки, права на внеочередную покупку автомобиля и пр. Тут, как ни парадоксально, смыкались интересы заказчика и подрядчика - и тем, и другим было выгоднее принимать на вооружение много разнообразных образцов, хотя бы и в единичном экземпляре, чем выпускать один образец большими сериями.
С наилучшими пожеланиями