>Могу ошибаться за давностью лет, но, кажется, при отсутствии в ЦП команидира и его заместителей (старпома или, как это ни смешно звучит, зама) в экстренной ситуации вахтцер несет всю полноту ответственности до прибытия капитана в ЦП.
Не совсем так (КУ ВМФ):
820. ... Вахтенный офицер отвечает за поддержание установленной боевой готовности корабля, внешнюю безопасность корабля, исправное несение корабельной вахтенной службы личным составом.
Вахтенный офицер на ходу корабля подчиняется командиру корабля или старшему помощнику, когда последний, замещая командира корабля, находится на ГКП (ходовом мостике). При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) вахтенный офицер подчиняется старшему помощнику командира корабля и дежурному по кораблю.
Никто, кроме указанных выше лиц и их прямых начальников, не имеет права вмешиваться в распоряжения вахтенного офицера. (Конец цитаты КУ).
Так что можно сказать, что кэп и ВО несут ответственность одновременно и совершенно независимо друг от друга. Только мера этой ответственности разная. Например, если лодка въехала в берег на моей вахте, то меня накажут за то, что "необеспечил внешнюю безопасность" совершенно независимо от наказания командира, вахтенного штурмана и КБЧ-1. При этом бесполезно ссылаться как на неточное место штурмана (ибо ст.829 обязывает меня лично определять место), так и на приказание командира (даже если "собственное" мнение ВО было записано в вахтенный журнал, тогда всё равно накажут с формулировкой "не настоял", но менее строго).
>Но юридически, наверно, Вы правы, капитан всегда на посту, даже в каюте.
Судите сами (КУ ВМФ):
132. Командир корабля ... отвечает:
а) за боевую и мобилизационную готовность корабля;
б) за выполнение кораблем поставленных задач, применение оружия и использование технических средств, оборону и защиту корабля;
в) за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние экипажа, внутренний порядок и организацию службы на корабле, укомплектованность корабля личным составом, подбор и расстановку кадров; г) за безопасность плавания и управления маневрами корабля;
д) за состояние и сохранность корпуса корабля, оружия и технических средств, боеприпасов, топлива и иных материальных средств;
е) за организацию использования выделенного ресурса и топлива, своевременное предоставление времени для технического обслуживания оружия и технических средств боевым частям и службам;
ж) за подготовленность личного состава к борьбе за живучесть корабля, исправность и готовность к действию всех средств борьбы за живучесть;
з) за санитарное состояние, финансовую и хозяйственную деятельность корабля;
и) за соблюдение действующего правового режима морских пространств и правил взаимоотношений с иностранными военными кораблями и властями;
к) за обеспечение ядерной и радиационной безопасности на корабле с ядерной энергетической установкой и предотвращение выбросов радиоактивных веществ за пределы корпуса корабля.
>Ну не совсем прямые команды. Может выразить общее пожелание подвсплыть или уменьшить ход, а ВО уж конкретизирует. Мы тут как-то рассказывали про легендарных командиров, которые доверяли ВО самостоятельно всплывать или проходить узкость. Но, увы, это исключение. У нас капитаны всегда жили в ЦП. Только на еду и обратный процесс отлучались.