От mk Ответить на сообщение
К mk
Дата 09.12.2005 18:13:17 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Ещё статья из загашников

http://www.rv.ru/content.php3?id=5363

14.12.2004: ВСТРЕЧИ НА НИЖЕГОРОДСКОЙ ЗЕМЛЕ - 2

Конструктор "Барракуды"

Легендарный конструктор подводной лодки "Барракуда" Герой России, генеральный директор и генеральный
конструктор ЦКБ "Лазурит", лауреат премии правительства РФ, почетный гражданин Нижегородской области, доктор,
академик Российской Академии транспорта Николай Иосифович Кваша вошел в приемную вслед за нами, поздоровался,
протянув каждому сухую твердую руку.
- Ну что ж, пойдемте...
Он жестом пригласил нас в кабинет. Обычный, немного удлиненный стол, несколько фотографий подводных лодок
на стенах, большая карта мирового океана, вот и все убранство. Он тут же перешел к сути разговора. Стал
рассказывать о деле, которому посвятил всю свою жизнь. Конструкторское бюро, которым он руководит, создано не
на голом месте, а на базе конструкторов завода "Красное Сормово", которые и работали-то по обслуживанию
строительства подводных лодок.
- Самое сложное дело, - Кваша аж уперся руками в стол, - подобрать кадры. Достать, выбить, - это, конечно,
тоже важно. Но самое главное - кадры...
Первая подводная лодка была заложена на заводе "Красное Сормово" в 1929 году. Ну а мы, конструкторы,
сначала занимались обслуживанием четырех заводов: "Комсомольский", "Николаевский", "Красное Сормово",
"Ленинградский", а затем перешли к своим подводным лодкам.
Коллектив рос, набирался опыта и вскоре достиг 700 человек. В это время дали серьезное задание -
проектировать атомную подводную лодку. С атомными крылатыми ракетами, подводным стартом. Красивейшее зрелище,
когда они выходят из-под воды и, словно стрижи, меняя направление из стороны в сторону несутся на бреющем над
волнами, чтобы их нельзя было сбить.
Одновременно проектировали и дизель-электрические подводные лодки, спасательные, с электрохимическими
генераторами. Проводили испытания, получили определенные результаты, но так все и заглохло из-за начавшейся
"перестройки". Я называю это разрушением страны, ее обороны. Я тут не стесняюсь в выражениях.
И тут задаю первый вопрос конструктору:
- А вот что из этого разрушения вы больше всего ощущаете на себе? На каком из примеров это видно?
- Я вам говорю, что сейчас ничего нет, - не сдерживается конструктор. - Лодки не проектируются и не
строятся. Одну лодку, дизель-электрическую, достраиваем для Китая, и все... Бендукидзе, слышали такого, уехал
в Грузию, а свои 66% акций выставил на торги.
Завод, расчлененный физически, денежно обескровленный, вряд ли способен строить подводные лодки. Мы пока
проектировать еще способны. Когда начинали первую атомную подводную лодку, нас было порядка восьмисот человек,
сейчас четыреста. Тогда не было такой электроники. Сейчас есть хорошая электроника, и мы способны
проектировать любые подлодки.
Мы спроектировали АПЛ "Барракуда", титановую, многоцелевую, я был ее конструктором, с очень мощным
боезапасом, на которой ходил в 100-суточный поход. Ходили мы в Северную Атлантику, к берегам Англии. Такие
подлодки очень часто ходили и в Мексиканском заливе. Причем американцы знали, что они там, но найти их не
могли.
Наша лодка была одной из лучших в мире. До этого говорили, что у нас лодки шумят. А мы ее шум довели до
уровня шума морского прибоя. Обтянули сверху резиной, и она стала недоступной для противника.
Сейчас головная подводная лодка стоит на ремонте. Но ремонт не собираются делать, потому что ее списали. А
списали потому, что ремонт...
До анекдота доходит. Руководство российского Военно-Морского Флота и правительство знают, но ничего не
предпринимают.
Какой был раньше порядок? Лодка доходит до первого заводского ремонта. Ремонтируется. Потом еще один
заводской ремонт. Потом капитальный ремонт. Потом еще один заводской ремонт и только тогда уже списывают. А
теперь лодка доходит до первого заводского ремонта, но ее не ремонтируют, а сразу же списывают.
Проще? Проще. А титановую подводную лодку еще выгоднее списывать. Даже завод заинтересован. Титан
быстренько изрезать, продать и деньги получить. И отвечать ни за что не надо, списана. А если отремонтируют -
шиш, ничего не получишь.
Кстати, мы одну такую титановую подлодку давали в аренду Индии на три года. Она им очень понравилась.
Конечно, говорить о своем бюро, доказывать, что оно лучшее, не совсем похвально. Но вот то, что мы ни
одного конкурса не проиграли ни "Рубину", ни "Малахиту", уже говорит само за себя. Даже на тему гражданских
судов конкурс у "Рубина" мы выиграли, что еще надо?
Это говорит, что у нас своеобразное мышление, своеобразное решение поставленных задач. У нас очень
творческий и трудолюбивый народ.
Мы создали лучшую в мире атомную подводную лодку. И если на то пошло, она и сейчас не превзойдена. Самое
главное - это ее высокая скрытность, бесшумность и мощный боезапас. Американцы много о ней писали, ее боялись.
И хотя мне сейчас 75 лет исполняется, я уходить не собираюсь, голова у меня работает. Прекрасно понимаю,
что без меня нашим людям будет трудно. Многие сейчас хотели бы потянуть конструкторское одеяло на себя.
Повторяю, у нас создался очень спаянный трудовой коллектив, который и сейчас способен на выполнение самого
большого и серьезного задания.
Несмотря на так называемую "перестройку", разрушение промышленности, мы максимально стараемся сохранить
кадры конструкторов-подводников. Мы проектировали две спасательные подводные лодки. Это очень хорошие лодки.
При аварии "Курска" они могли бы сыграть колоссальную роль, поскольку могут ходить на глубине 300 метров и
погружаться на 30 суток без всплытия. Представляете, без декомпрессии.
Там был отсек длительного пребывания "ОДП". Человек заходил туда, и поскольку давление выровнено, открывал
люк и мог работать. Закончил, заходи в отсек пребывания, там уже ждет врач. Подводника осмотрят, накормят и
уложат спать. Отдохнул, и снова за работу, не всплывая.
Но их, таких электродизельных подводных лодок, было построено всего две. Одна на Севере, другая на Дальнем
Востоке. Ко времени аварии "Курска" они уже были списаны. Мы хотели построить атомную, потому что только она
могла заходить подо льды. Даже начали конструировать, но потом все это дело погибло...
Когда мы свою лодку делали, был адмирал Горшков, он понимал меня, и очень многое удавалось сделать. Ведь
мы получили "Барракуду" после страшного конкурса. Против нас было выставлено четыре проекта. Я еще раз говорю:
то, что мы не проиграли ни одного конкурса, заслуга нашего бюро, наших ребят. Они просто творят чудеса.
Очередной вопрос:
- Ваш взгляд на либеральные реформы. Президента Белоруссии частенько обвиняют в том, что он не спешит с
приватизацией. Ваш взгляд на эти проблемы?
- Лукашенко совершенно прав. У него есть трудности, я понимаю. Но где и у кого их нет. А у нас? Что
касается реформ, то я их не вижу. Ведь кроме пустой болтовни, ничего нет. Грабеж есть... А таких реформ,
которые бы повысили ответственность за содеянное, нет.
Вот был дефолт, провал страшнейший. Кто-нибудь понес наказание за это? Нет! Поэтому самая страшная беда у
нас в стране, что у власти, причем на всех уровнях, не профессионалы. Они просто плохо знают то дело, которым
занимаются. И потом, сейчас вместо какого-то улучшения одно ухудшение. Если взять последнюю пенсионную
реформу, то это абсолютная глупость. Пойдешь в аптеку, а маленькая пачка лекарств стоит 400-500-600 рублей.
Вот тебе и денежные компенсации.
Мне сказали, что денег одного Березовского или Гусинского хватило бы на то, чтобы восстановить всю
промышленность России. Не знаю. Во всяком случае, думаю, денег там собралось немало. Поэтому мне кажется,
может быть, наши и боятся объединяться с Белоруссией, потому что надо будет разбираться, куда деньги страны
девались...
Россия должна 125 миллиардов долларов. Кому? За что? Когда? Семь лет назад наша губерния взяла сто
миллионов долларов долга, из которых 50 миллионов еще нашли. А остальные пятьдесят миллионов неизвестно куда
делись. Пытались провести реформы сельского хозяйства, одно разорение и нищета получились.
Зато Бендукидзе, как я уже говорил, купил "Красное Сормово", купил завод "Теплоход", купил "Электросилу" в
Питере, купил заводы на Урале. Откуда деньги?..
Теперь другое. Как должен работать капиталист? Купил ряд предприятий, смотри, чем они занимаются. Дальше -
мощный маркетинг. Что делается в стране в этом направлении, за рубежом? Пойдет ли твоя продукция и куда? Потом
свое производство. Если надо - технологию перестроить, станки поменять, научить людей и заставить работать. И
расширять производство, чтобы иметь больше прибыли и давать рабочим больше заработать.
Он же этого ничего не сделал. Только требовал, чтобы ему платили по его акциям.
Я, пока живой, делать этого не буду. Я сказал: нет! Я пускаю деньги только на развитие предприятия и на
зарплату рабочим.
- Вот вы сфотографированы вдвоем с Путиным, встречались с ним, - спешу с очередным вопросом. - Вы говорили
ему о ваших проблемах?
- О проблемах - нет. Там была другая обстановка. А вот о том, что разберемся, у кого откуда деньги, он
сказал. Если деньги, говорит, действительно от торговли или производственной деятельности - ладно. Если
ворованные или награбленные - заставлю все возвратить.
Теперь у меня вопрос. Если у человека есть деньги, то почему он их вкладывает за рубежом? Почему в Россию
не вкладывают? Ведь в той же Америке, когда шло накопление капитала и богатели по-разному, деньги все равно
вкладывали в свою страну. Почему?
Отвечаю: там созданы лучшие условии для применения капитала, чем у нас. А куда смотрит наше правительство?
Многие чиновники смотрят, чтобы набить собственный карман, взять взятку.
- Какое у вас осталось впечатление от вашего первого губернатора Немцова?
- Не очень хорошее. Немцов жил еще на тех жирах, которые оставались от советской власти и пожинал лавры. А
сейчас новый губернатор получил разоренную губернию с долгом порядка ста миллионов долларов. Откуда ему взять
столько денег на погашение? Еле наскреб, насобирал полбюджета, нужные для области. Старается бережно их
расходовать и прижимает тех, кто с большим карманом.
Поэтому они сейчас и начали против него войну и стараются протянуть кого-либо из своих, подставить ему
ножку, критикуют. Это естественно, иначе и быть не может.
Но задаю еще один, последний вопрос, на который со знанием дела может ответить генеральный конструктор
боевых подводных лодок.
- Многие сейчас говорят, что хватит нам бряцать оружием, что мы уже давно в единой мировой системе и
никаких, даже потенциальных противников, нет.
Снова твердеет, наливается силой голос конструктора.
- Смею вас заверить, что ни Югославии, ни Ирака не было бы, если бы был Советский Союз. Американцы свои
ракетные шахты не разбирают, а у нас все взрывают. И сейчас мы в таком положении, что хуже некуда. Скажу о
Военно-Морском Флоте. Мы теперь имеем подводных лодок порядка двадцати двух, точно не помню. Американцы,
англичане и французы имеет около 170 атомных. Как же тут сравнивать?
Мы в три-четыре раза уступаем немцам на Балтике. Мы даже шведам уступаем. Так где же наш флот? У нас три
подводные лодки на Черном море. Две наши, одна украинская. Дизельные. Причем ни одна из них не плавает, потому
что нет аккумуляторных батарей. А в Турции шестнадцать плавающих подводных лодок.
А дальше элементарный вопрос. Представьте, что с Грузией резко обострились отношения. Возможен такой
вариант? Так, как ведут себя грузины, возможен. А у них договор с американцами. Вы представляете, какие
последствия могут быть?
У нас еще есть хорошие ракеты, нас побаиваются. Но время идет, а американцы наглеют. Если хотите, то
сейчас вся эта борьба с терроризмом приобретает несколько иной характер. Потому что главный террорист -
правящая верхушка Соединенных Штатов Америки. Они подминают под себя одну страну за другой, непокорных, как
Югославия, Афганистан, Ирак, они просто уничтожают...
- Во имя чего столько слез и крови?
- Господи! Мировая власть. Мировая власть!..
Аж приподнялся главный конструктор. Ну и чудаки эти журналисты, в самом деле не понимают, что творится в
мире или только прикидываются?
Кто его знает. В мире всегда тревожно, когда пахнет чужим порохом. Значит, свой надо держать сухим!

Иван БЕЛОУС,
Нижний Новгород - Минск.
(Окончание следует).




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100