Тут совсем недавно был снимок, где командир немецкой ПЛ ныряет с рубки, было раъяснение, что в другом таком случае командир погиб. Всё это произошло во время войны, командир имел 19 побед (19 утопленых судов).
Остановлюсь на некоторых решениях командиров подводных лодок и их начальников. На Северном флоте атомная подводная лодка К-21 ( командир капитан 1 ранга В.Н. Чернавин) провела испытания специальных торпед для подрыва ледяного поля, чтобы образовать полынью. После взрыва торпед подводная лодка всплыла, командир с группой офицеров ( в т.ч. и штурман) оставили подводную лодку и направились на поиски полыньи. Резко изменились погодные условия (пошёл снег, темнело). Штурман провалился в одну из трещин, еле вытащили. Хорошо, что на подводной лодке приняли своевременные меры: стали пускать сигнальные ракеты, включили тифон и сирену. Всё обошлось, группа благополучно вернулась. Где же тут была предусмотрительность ? Предпосылка к гибели людей, подводная лодка лишилась бы командира и штурмана, чтобы её ожидало дальше – можно предвидеть. При переходе подо льдами Арктики в боевом распоряжении командиру подводной лодки, как правило, рекомендуют всплыть в полынье 1 – 2 раза ( по усмотрению командира ПЛ или старшего на переходе). Повторяю – рекомендуют, т.к. всплытие в полынье, не приспособленных для этого подводных лодок, есть потенциально опасный маневр. К-42(627 пр.) ( старший на переходе адмирал Михайловский) в результате таких манёвров получила в легком корпусе рваную дыру размером 1,5 на 2 метра, т.е. ещё чуть-чуть и был бы частично разрушен трубопровод воздуха высокого давления, а подводной лодке ещё нужно было идти далее подо льдами. Но это не остановило старшего на переходе от дальнейших странных решений. Подводная лодка всплыла в 4 км от дрейфующей станции "СП-16", с подводной лодки на лёд спустилась группа подводников во главе с адмиралом Михайловским и пошла к "СП-16", проваливаясь по пояс в ледяной воде. И в этот раз судьба была к ним милостива. Хотя говорят: "Не испытывай судьбу!"
Командир ПЛ (я уже не говорю о командире дивизии) должен быть примером перед всем личным составом в вопросах выполнения требований всех документов, наставлений и т.д.
Но довольно часто мы видим головокружение от успехов, в результате которого гибнут люди и лодки. Пофантазируйте, пожалуйста, по этим трем случаям... Вывод: учиться, учиться и учиться. Любое знание пригодиться. Споры как у средневековых монахов:"Сколько чертей помещается на кончике иголки?" С уважением, Берзин