От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 03.02.2005 19:33:52 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Версия для печати

«Плавание совместно с советскими кораблями было "приятным событием"»

«Плавание совместно с советскими кораблями было "приятным событием"»

ОПАСНЫЕ МАНЁВРЫ
Дата публикации: 4 ФЕВРАЛЯ 2005 ГОДА
Ежедневные новости,Владивосток

9 мая 1967 года. Северо-восточная часть Японского моря. Американский эсминец "Уолкр", нарушая Международные правида предупреждения столкновения судов в море, пересекает курс советского эсминца "Веский"

Столкновения военных кораблей СССР и НАТО были неотъемлемой частью "холодной войны" на море
Михаил Храмцов, специально для "Н"
От редакции
Имя капитана 1 ранга в отставке Михаила Храмцова, автора двух книг воспоминаний о жизни и службе доблестных советских военморов, хорошо известно читателям "Н". Сегодня мы публикуем еще один отрывок из будущей, третьей книги каперанга Храмцова. Одним из ее героев стал капитан 1 ранга (ныне в отставке) Анатолий Соболев.
Из воспоминаний Соболева:
В марте 1967 года я был назначен командиром эсминца "Веский", который входил в состав 201-й бригады 9-й дивизии кораблей ПЛО (противолодочной обороны). Это был корабль проекта "56", самый современный эсминец того времени. Он обладал высокими мореходными качествами, скоростью хода до 35 узлов. Артиллерийское вооружение состояло из двух 130-миллиметровых спаренных башенных установок скорострельностью 12 залпов в минуту. Дальность стрельбы по морским и береговым целям - 156 кабельтовых (около 27 км), по воздушным целям - до 20 км. Кроме главного калибра, имелись четыре счетверенных 45-миллиметровых автомата с дальностью стрельбы до 7 км. Минно-торпедное вооружение состояло из двух пятитрубных торпедных аппаратов, двух бомбометов и кормового бомбосбрасывателя. Корабль был насыщен радиолокационными станциями: навигационными, обнаружения надводных и воздушных целей и стрельбовыми.

Слежение переменными курсами


Момент расхождения кораблей после навала американского эсминца "Уолкер"

В этом же году корабль стал в ежемесячный планово-предупредительный ремонт. Нужно было отремонтировать экономайзер (трубчатый теплообменник) на одном из котлов. Работа громоздкая, требующая нескольких дней. И надо было случиться, что 8 мая, когда работы еще не были закончены, в Японское море через Сангарский пролив вошло авианосное соединение американских боевых кораблей. В составе его был авианосец "Хорнет". Шла так называемая "холодная война", и приближение американцев к нашим берегам считалось из ряда вон выходящим ЧП. Мне было приказано экстренно свернуть работы и через два часа выйти в море в район Сангарского пролива с задачей обнаружить американскую авианосную группу, установить с ней визуальный и радиолокационный контакты, вести разведку ее деятельности и передавать данные в штаб флота о месте, курсе, скорости и случаях массового подъема авиации с палубы авианосца.
С прибытием на корабль разведгруппы штаба флота в 18.00 местного времени мы снялись со швартовых и с соблюдением полного радиомолчания на трех исправных котлах вышли в море и легли на курс к Сангарскому проливу. Ночь прошла спокойно. Ближе к утру по штурманскому радиопеленгатору обнаружили сигналы приводного радиомаяка авианосца, который работает при полетах палубной авиации. Легли на пеленг радиомаяка и начали сближение с авианосцем.
Был День Победы - в том году он впервые стал официальным праздником СССР после Великой Отечественной. Но для нашего экипажа он ничем не отличался от напряженных боевых будней - все матросы и офицеры находились на боевых постах по готовности № 1. Около 8.00 часов 9 мая сблизились с авианосцем на визуальную видимость. Он заправлялся топливом с танкера в охранении двух эсминцев типа "Флетчер" (ЭМ "Тейлор", бортовой номер "468", и "Уолкер", бортовой номер "517") и одного сторожевого корабля типа "Гарсиа" (СКР "Дэвидсон", бортовой номер "1045"). Пройдя вдоль левого борта авианосца в расстоянии 3-4 кабельтовых (с правого борта находился танкер) и проведя киносъемку авианосца и самолетов, находящихся на верхней палубе, мы заняли позицию на курсовом угле 135-140 градусов авианосца в расстоянии 25-30 кабельтовых и начали наблюдение.
Профессия - папарацци
В составе кораблей охранения авианосца находился СКР "Дэвидсон". По тому времени это был один из новейших противолодочных кораблей, входивших в состав 7-го флота ВМС США. Поэтому одной из задач "Веского" являлась фоторазведка - получение четких фотографий корабля. Но, чтобы заснять "Дэвидсон" в деталях обычным советским "Зенитом", нужно было приблизиться на дистанцию 1-2 кабельтова (200-300 метров). Это оказалось не так-то просто. Американцы опомнились и стали принимать решительные меры по оттеснению "Веского" подальше от походного порядка своих кораблей. Как только нам удавалось сблизиться со сторожевиком "Дэвидсон", последний, видимо, по команде с флагмана сразу увеличивал ход и переходил на противоположную сторону ордера, пряча хищные обводы за высоким бортом авианосца.
Все же "Дэвидсон" был сфотографирован, и теперь наша задача стала проще - не отставать от авианосца и вести за ним постоянное наблюдение. Но авианосец увеличил ход до 20 узлов, а эсминцы, сначала "Тэйлор", а потом "Уолкер", начали на больших скоростях проходить вдоль левого борта "Веского" с опасным пересечением курса нашего корабля впереди, по носу, подняв при этом для блезиру сигнал по международному своду "Не мешайте моим действиям". Нам приходилось стопорить ход и даже отрабатывать машинами назад, резко отворачивая влево или вправо, чтобы избежать столкновения. При этом мы в ответ тоже поднимали сигнал по международному своду сигналов: "Вы нарушаете МППСС (международные правила предупреждения столкновения судов в море)" - опасность аварии была вполне реальна.
Крутой "Уолкер"

10 мая 1967 года. Американский эсминец "Уолкер" идет на столкновение
Так продолжалось всю вторую половину 9 мая. 10 мая "Уолкер" начал действовать еще более нагло. На больших скоростях он стал проходить вдоль нашего борта в расстоянии всего 20-30 метров и в 12 часов 20 минут, выйдя на траверз левого борта "Веского", на расстоянии около 20 метров при скорости около 28 узлов навалился своим правым бортом на левый борт нашего корабля. При этом кронштейном штыревой десятиметровой антенны, находящейся на кормовой надстройке, сорвал нашу шлюпку с кормовых талей (шлюпка на всякий пожарный была вывалена по-походному). Шлюпка повисла на носовых талях, а американский кронштейн вместе с антенной вырвало из надстройки "Уолкера", и они упали на палубу нашего корабля.
По нашему сигналу "Прошу застопорить ход. Имею важное сообщение" "Веский" и "Уолкер" застопорили ход, и на "Уолкер", а через него командиру соединения американцев была передана нота протеста против грубого нарушения МППСС американским эсминцем. Вещдок (антенна и помятые борта кораблей) преступления был налицо, поэтому к нам подошел "Тэйлор", а "Уолкер" полным ходом убыл к авианосцу - хотелось бы, чтобы за парой "горячих"...
Штаб ТОФ передал на "Веский" телеграмму о том, что в район нахождения американцев следует БПК "Гордый" с командиром 9-й дивизии кораблей ПЛО контр-адмиралом Николаем Ивановичем Ховриным на борту. БПК "Гордый" прибыл в район ночью 10 мая, передав мне приказание следовать на банку Ямато для заправки топливом с танкера "Алатырь".
После заправки днем 10 мая "Веский" прибыл в район слежения. Первое, что мы увидели: "Гордый" и два американских эсминца - "Уолкер" и "Тэйлор" - стояли на стопе. Связавшись с командиром дивизии, мы получили от него сообщение о том, что пару минут назад неугомонный "Уолкер" таранил носом корму "Гордого", пробив борт выше ватерлинии. К счастью, повреждения оказались незначительные, и "Гордый" продолжал выполнять задачу.
После этих двух инцидентов американская сторона пыталась всю вину за столкновение кораблей в Японском море свалить на советских моряков. Когда же в Москве американцам был показан кинофильм о маневрировании ЭМ "Веский" и американских кораблей, снятый в майские дни оператором разведгруппы штаба ТОФ, нападки на советскую сторону со стороны американцев прекратились, а командующий 7-м флотом США на Тихом океане даже заявил, что никаких претензий к маневрированию советских кораблей в Японском море 10-го и 11 мая 1967 года не имеет и что плавание совместно с советскими кораблями было "приятным событием".




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100