От искатель Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.06.2005 23:57:21 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Осужденные командиры - грозные дни 1941

Несколько дней назад обратил внимание на заметку «В грозные дни 41-го» и решил посмотреть а как на самом деле обстояло дело.
Оказалось что все находится в допустимых пределах, если так можно сказать.
Помимо непосредственных командиров соединений и командующих флотами в наказании провинившихся командиров ПЛ принимали участие и политические органы. 8 августа 1941г. Начальником Главного политического управления РКВМФ армейским комиссаром 2 ранга Роговым была издана директива ГЛАВПУ РКВМФ о «…ПОВЫШЕНИИ ПЕРЕДОВОЙ РОЛИ КОММУНИСТОВ И КОМСОМОЛЬЦЕВ В БОЯХ С ВРАГОМ И УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ ПРОТИВ ТРУСОВ И ПАНИКЕРОВ». Эта директива обращала внимание на негативные факты имеющие место и требовала от политорганов, военкомов кораблей и частей, партийных и комсомольских организаций применять все силы для пресечения фактов трусости, шкурничества, паникерства, пораженчества и подобных им. В ней как негативные приводятся два примера с подводниками: «Командир подлодки "Щ-205" ЧФ капитан-лейтенант Дронин проявил позорную трусость и не выполнил боевого приказа. Дронин расстрелян.
Уже после исторического выступления по радио товарища Сталина в некоторых соединениях продолжают иметь место позорные случаи трусости и паникерства.
Командир дивизиона подлодок КБФ капитан 2 ранга Федотов, член партии, неоднократно проявлял трусость и растерянность. Недавно был даже такой случай: возвращаясь ночью с позиции и увидев подлодку противника в момент ее погружения, Федотов вместо того, чтобы атаковать или таранить подлодку врага, скомандовал к погружению. Федотов отдан под суд военного трибунала». Так что ничего удивительного нет в том что политорганы уделяли внимание командирам и экипажам подлодок, к сожалению как обычно система допускала перегибы которые не всегда успевали исправить. Тот же упомянутый в директиве командир 6 дивизиона ПЛ КБФ капитан 1 ранга Федотов Михаил Васильевич был отстранен в августе 1941г. от должности за нерешительность (являлся старшим на борту «Щ-310» во время похода 11 июля встретили немецкую ПЛ «U-144» и по его приказу уклонились погружением, немцы поступили также), в сентябре 1941г. он назначен командиром «Щ-405», через месяц «К-53».

На Черноморском флоте был расстрелян один командир ПЛ - Дронин Павел Севастьянович - капитан-лейтенант командир "Щ-205" 17 июля 1941г. за трусость снят с должности (в течение всего похода находился на краю позиции или за его пределами, при возвращении пытался заставить командира БЧ-1 подделать кальки похода), осужден трибуналом и расстрелян 8 августа 1941г.
Осуждены за различные проступки четыре: один за навигационную аварию - Буль Станислав Петрович – капитан 3 ранга командир «Л-6» в январе 1942г. посадил ПЛ на мель, за это снят с должности, и судом трибунала приговорен к 10 годам, с отсрочкой наказания и направления в штрафную роту; двое за систематическое пьянство - Шатский Владимир Леонидович – капитан 2 ранга командир «Л-23» 7 января 1942 арестован, 14 января осужден ВТ и направлен в штрафную роту и Косенко Андрей Антонович – капитан-лейтенант командир «Л-24» 12 января 1942 арестован, затем осужден ВТ и направлен в штрафную роту, позже летом 1943г. он вновь стал командиром ПЛ «С-19». Четвертый Стрижак Александр Иванович – капитан 3 ранга командир «Щ-201» в сентябре 1942 когда ПЛ была в ремонте за аморальное поведение был осужден на 10 лет исправительного трудового лагеря, и командованию бригады пришлось приложить немало стараний, чтобы добиться отсрочки приговора. Впоследствии Стрижаку доверили командование «М-113» и «М-120», а в июне 1944-го — даже гвардейской «Щ-215».
Помимо этого несколько командиров ПЛ были сняты с должности за отсутствие успехов и пассивные действия в их числе были: в сентябре 1941г. командир «Щ-210» капитан-лейтенант Михайлов Георгий Афанасьевич; в октябре 1942г. командир «Щ-212» капитан-лейтенант Бурнашев Ибрагим Касьянович в результате командование решило «доверить» Бурнашеву командование плавбазой «Эльбруос».

На Балтийском флоте были расстреляны три командира ПЛ из них только один за трусость - Бойко Михаил Семенович - капитан 3 ранга, командир "С-8" 29 июня 1941 снят за трусость (выйдя на позицию обнаружив как ему показалось перископ, вернулся в Усть-Двинск, где заявил, что в море не пойдет, поскольку считает себя к войне не подготовленным), осужден и 8 августа 1941г. расстрелян. Второй попал под горячую руку для устрашения других - Максимов Владимир Васильевич – капитан-лейтенант командир «Щ-406» 22 сентября 1941г. самовольно отлучился с корабля в Ленинграде, чтобы проститься с эвакуирующейся сестрой. По возвращении на ПЛ арестован и 24.11.1941 приговорен военным трибуналом к расстрелу. Третий - Петров Николай Иванович – капитан-лейтенант командир «Щ-307» имея на счету немецкую ПЛ 1 октября 1941г. снят с командования. Военным трибуналом ЛВО 22 октября 1941 года осужден на 10 лет лишения свободы по печально известной 58 статье. Тогда же он был уволен из ВМФ. Умер находясь в заключении. 17 января 1975 года приговор в отношении Н.И.Петрова отменен и уголовное дело прекращено.
Осуждены были двое: Маркелов Александр Филиппович - капитан-лейтенант командир «Щ-308» за бездеятельность в первом походе отстранен от командования 1 октября 1941 и отдан под суд трибунала, вместе с ним осужден и военком ПЛ. Второй Маланченко Петр Петрович – капитан-лейтенант бывший командир «С-13» (11.1940-19.04.1943), помощник командира "С-12" (04—07.1943). Осужден ВТ на 7 лет в ИТЛ с направлением в 587 отд. штрафной взвод на 3 месяца. В связи с прекращением дела ВК Верховного суда СССР освобожден от наказания и 11.09.1943 назначен в распоряжение ВС БФ. Был командиром достраивающихся "Щ-412" (10.1943—04.1944) и "Щ-411» (04.1944—03.1946).
Несколько командиров ПЛ были сняты с должности за отсутствие успехов и пассивные действия в их числе были: в июне 1941 командир «М-90» старший лейтенант Татаринов Иван Михайлович с понижением, но весной 1943г. возглавил «М-77»; в июле 1941 командир «М-77» старший лейтенант Хлюпин Николай Алексеевич.
Помимо этого из-за конфликта с комиссаром от командования ПЛ в феврале 1943г. был отстранен Грищенко Петр Денисович - капитан 3 ранга командир "Л-3", направлен сперва в отдел подводного плавания, а в сентябре 1943г. в Разведотдел штаба БФ.

На Северном флоте расстрелян был один командир ПЛ - Малышев Алексей Кирьянович - капитан 3 ранга командир "Щ-422» 8 июня 1942 на основании политдонесения военкома ПЛ политрука А.Е. Табенкина арестован. К этому моменту имел на счету два потопленных судна, награжден орденом Ленина но стал жертвой политотдела как раз когда тот вел борьбу за повышение результативности походов (даже по докладам число удачных торпедных атак в первые три месяца 1942 года, по сравнению с концом 1941-го, резко сократилось). Дальнейшая его судьба содержит немало белых пятен. Уже на первых допросах он, якобы. признался. что пропустил немецкий конвой 2 июня преднамеренно. Официально считается, что остававшийся в распоряжении штаба СФ Малышев погиб в результате воздушного налета 4 сентября 1942 года, однако абсолютно точно известно, что ни в этот, ни в предыдущие или последующие 2—3 дня налетов ни на Полярное, ни на Мурманск немецкая авиация не производила. Похоронен в г. Полярное.
Осужден за трусость и паникерство один командир ПЛ - Лысенко Дмитрий Яковлевич – старший лейтенант командир «М-172» в июле 1941 и приговорен к 7 годам заключения.
По разным причинам отстранены от командования несколько командиров ПЛ: Константинов Филипп Васильевич капитан-лейтенант командир «Д-3» в октябре 1941г. по итогам первых четырех боевых походов снят с должности, направлен в длительную командировку; Кунец Иван Андреевич – капитан-лейтенант командир «М-173» в феврале 1942, за неумелое руководство и отсутствие успехов, назначен командиром БЧ-2-3 на «С-102» с понижением в звании, в июле 1943г. восстановлен в должности - командир «М-172» с ней и погиб.; Никифоров Михаил Иванович – капитан-лейтенант командир «С-104» 21 февраля 1944 за систематическое пьянство снят с должности и разжалован в рядовые; Трофимов Евгений Николаевич - капитан 3 ранга командир «С-101» в августе 1944г. за высокую аварийность снят с должности, но он в ноябре уже снова был назначен командиром «С-17».
Кроме того 24 февраля 1944г. после возвращения из похода не имея успехов в каюте покончил жизнь самоубийством командир «С-15» Мадиссон Александр Иванович - капитан 3 ранга. В предсмертной записке он указал, что «не может перенести позор шкурника и труса, и что в последующих походах ему не будет верить личный состав». Следует учесть что в мае 1938 он был необоснованно репрессирован и провел в заключении год.



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100