От искатель
К All
Дата 16.06.2005 23:57:21
Рубрики WWII;

Осужденные командиры - грозные дни 1941

Несколько дней назад обратил внимание на заметку «В грозные дни 41-го» и решил посмотреть а как на самом деле обстояло дело.
Оказалось что все находится в допустимых пределах, если так можно сказать.
Помимо непосредственных командиров соединений и командующих флотами в наказании провинившихся командиров ПЛ принимали участие и политические органы. 8 августа 1941г. Начальником Главного политического управления РКВМФ армейским комиссаром 2 ранга Роговым была издана директива ГЛАВПУ РКВМФ о «…ПОВЫШЕНИИ ПЕРЕДОВОЙ РОЛИ КОММУНИСТОВ И КОМСОМОЛЬЦЕВ В БОЯХ С ВРАГОМ И УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ ПРОТИВ ТРУСОВ И ПАНИКЕРОВ». Эта директива обращала внимание на негативные факты имеющие место и требовала от политорганов, военкомов кораблей и частей, партийных и комсомольских организаций применять все силы для пресечения фактов трусости, шкурничества, паникерства, пораженчества и подобных им. В ней как негативные приводятся два примера с подводниками: «Командир подлодки "Щ-205" ЧФ капитан-лейтенант Дронин проявил позорную трусость и не выполнил боевого приказа. Дронин расстрелян.
Уже после исторического выступления по радио товарища Сталина в некоторых соединениях продолжают иметь место позорные случаи трусости и паникерства.
Командир дивизиона подлодок КБФ капитан 2 ранга Федотов, член партии, неоднократно проявлял трусость и растерянность. Недавно был даже такой случай: возвращаясь ночью с позиции и увидев подлодку противника в момент ее погружения, Федотов вместо того, чтобы атаковать или таранить подлодку врага, скомандовал к погружению. Федотов отдан под суд военного трибунала». Так что ничего удивительного нет в том что политорганы уделяли внимание командирам и экипажам подлодок, к сожалению как обычно система допускала перегибы которые не всегда успевали исправить. Тот же упомянутый в директиве командир 6 дивизиона ПЛ КБФ капитан 1 ранга Федотов Михаил Васильевич был отстранен в августе 1941г. от должности за нерешительность (являлся старшим на борту «Щ-310» во время похода 11 июля встретили немецкую ПЛ «U-144» и по его приказу уклонились погружением, немцы поступили также), в сентябре 1941г. он назначен командиром «Щ-405», через месяц «К-53».

На Черноморском флоте был расстрелян один командир ПЛ - Дронин Павел Севастьянович - капитан-лейтенант командир "Щ-205" 17 июля 1941г. за трусость снят с должности (в течение всего похода находился на краю позиции или за его пределами, при возвращении пытался заставить командира БЧ-1 подделать кальки похода), осужден трибуналом и расстрелян 8 августа 1941г.
Осуждены за различные проступки четыре: один за навигационную аварию - Буль Станислав Петрович – капитан 3 ранга командир «Л-6» в январе 1942г. посадил ПЛ на мель, за это снят с должности, и судом трибунала приговорен к 10 годам, с отсрочкой наказания и направления в штрафную роту; двое за систематическое пьянство - Шатский Владимир Леонидович – капитан 2 ранга командир «Л-23» 7 января 1942 арестован, 14 января осужден ВТ и направлен в штрафную роту и Косенко Андрей Антонович – капитан-лейтенант командир «Л-24» 12 января 1942 арестован, затем осужден ВТ и направлен в штрафную роту, позже летом 1943г. он вновь стал командиром ПЛ «С-19». Четвертый Стрижак Александр Иванович – капитан 3 ранга командир «Щ-201» в сентябре 1942 когда ПЛ была в ремонте за аморальное поведение был осужден на 10 лет исправительного трудового лагеря, и командованию бригады пришлось приложить немало стараний, чтобы добиться отсрочки приговора. Впоследствии Стрижаку доверили командование «М-113» и «М-120», а в июне 1944-го — даже гвардейской «Щ-215».
Помимо этого несколько командиров ПЛ были сняты с должности за отсутствие успехов и пассивные действия в их числе были: в сентябре 1941г. командир «Щ-210» капитан-лейтенант Михайлов Георгий Афанасьевич; в октябре 1942г. командир «Щ-212» капитан-лейтенант Бурнашев Ибрагим Касьянович в результате командование решило «доверить» Бурнашеву командование плавбазой «Эльбруос».

На Балтийском флоте были расстреляны три командира ПЛ из них только один за трусость - Бойко Михаил Семенович - капитан 3 ранга, командир "С-8" 29 июня 1941 снят за трусость (выйдя на позицию обнаружив как ему показалось перископ, вернулся в Усть-Двинск, где заявил, что в море не пойдет, поскольку считает себя к войне не подготовленным), осужден и 8 августа 1941г. расстрелян. Второй попал под горячую руку для устрашения других - Максимов Владимир Васильевич – капитан-лейтенант командир «Щ-406» 22 сентября 1941г. самовольно отлучился с корабля в Ленинграде, чтобы проститься с эвакуирующейся сестрой. По возвращении на ПЛ арестован и 24.11.1941 приговорен военным трибуналом к расстрелу. Третий - Петров Николай Иванович – капитан-лейтенант командир «Щ-307» имея на счету немецкую ПЛ 1 октября 1941г. снят с командования. Военным трибуналом ЛВО 22 октября 1941 года осужден на 10 лет лишения свободы по печально известной 58 статье. Тогда же он был уволен из ВМФ. Умер находясь в заключении. 17 января 1975 года приговор в отношении Н.И.Петрова отменен и уголовное дело прекращено.
Осуждены были двое: Маркелов Александр Филиппович - капитан-лейтенант командир «Щ-308» за бездеятельность в первом походе отстранен от командования 1 октября 1941 и отдан под суд трибунала, вместе с ним осужден и военком ПЛ. Второй Маланченко Петр Петрович – капитан-лейтенант бывший командир «С-13» (11.1940-19.04.1943), помощник командира "С-12" (04—07.1943). Осужден ВТ на 7 лет в ИТЛ с направлением в 587 отд. штрафной взвод на 3 месяца. В связи с прекращением дела ВК Верховного суда СССР освобожден от наказания и 11.09.1943 назначен в распоряжение ВС БФ. Был командиром достраивающихся "Щ-412" (10.1943—04.1944) и "Щ-411» (04.1944—03.1946).
Несколько командиров ПЛ были сняты с должности за отсутствие успехов и пассивные действия в их числе были: в июне 1941 командир «М-90» старший лейтенант Татаринов Иван Михайлович с понижением, но весной 1943г. возглавил «М-77»; в июле 1941 командир «М-77» старший лейтенант Хлюпин Николай Алексеевич.
Помимо этого из-за конфликта с комиссаром от командования ПЛ в феврале 1943г. был отстранен Грищенко Петр Денисович - капитан 3 ранга командир "Л-3", направлен сперва в отдел подводного плавания, а в сентябре 1943г. в Разведотдел штаба БФ.

На Северном флоте расстрелян был один командир ПЛ - Малышев Алексей Кирьянович - капитан 3 ранга командир "Щ-422» 8 июня 1942 на основании политдонесения военкома ПЛ политрука А.Е. Табенкина арестован. К этому моменту имел на счету два потопленных судна, награжден орденом Ленина но стал жертвой политотдела как раз когда тот вел борьбу за повышение результативности походов (даже по докладам число удачных торпедных атак в первые три месяца 1942 года, по сравнению с концом 1941-го, резко сократилось). Дальнейшая его судьба содержит немало белых пятен. Уже на первых допросах он, якобы. признался. что пропустил немецкий конвой 2 июня преднамеренно. Официально считается, что остававшийся в распоряжении штаба СФ Малышев погиб в результате воздушного налета 4 сентября 1942 года, однако абсолютно точно известно, что ни в этот, ни в предыдущие или последующие 2—3 дня налетов ни на Полярное, ни на Мурманск немецкая авиация не производила. Похоронен в г. Полярное.
Осужден за трусость и паникерство один командир ПЛ - Лысенко Дмитрий Яковлевич – старший лейтенант командир «М-172» в июле 1941 и приговорен к 7 годам заключения.
По разным причинам отстранены от командования несколько командиров ПЛ: Константинов Филипп Васильевич капитан-лейтенант командир «Д-3» в октябре 1941г. по итогам первых четырех боевых походов снят с должности, направлен в длительную командировку; Кунец Иван Андреевич – капитан-лейтенант командир «М-173» в феврале 1942, за неумелое руководство и отсутствие успехов, назначен командиром БЧ-2-3 на «С-102» с понижением в звании, в июле 1943г. восстановлен в должности - командир «М-172» с ней и погиб.; Никифоров Михаил Иванович – капитан-лейтенант командир «С-104» 21 февраля 1944 за систематическое пьянство снят с должности и разжалован в рядовые; Трофимов Евгений Николаевич - капитан 3 ранга командир «С-101» в августе 1944г. за высокую аварийность снят с должности, но он в ноябре уже снова был назначен командиром «С-17».
Кроме того 24 февраля 1944г. после возвращения из похода не имея успехов в каюте покончил жизнь самоубийством командир «С-15» Мадиссон Александр Иванович - капитан 3 ранга. В предсмертной записке он указал, что «не может перенести позор шкурника и труса, и что в последующих походах ему не будет верить личный состав». Следует учесть что в мае 1938 он был необоснованно репрессирован и провел в заключении год.

От Илья
К искатель (16.06.2005 23:57:21)
Дата 18.06.2005 03:00:56

толковая подборка!

Огласите весь список источников.
Очень интересно.

От искатель
К Илья (18.06.2005 03:00:56)
Дата 18.06.2005 20:58:53

Re: толковая подборка!

Еще одно дополнение в Северном флоте - Жуков Аркадий Алексеевич – капитан-лейтенант командир «К-21» в марте 1942г. за излишнюю лихость и злоупотребление алкоголем отстранен от командования ПЛ, был назначен командиром СКР «Рубин».
>Огласите весь список источников.
Литература.
--- Морозов М.Э. «Подводные лодки в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» Часть 1 Краснознаменный Балтийский флот. «Полигон» 2001г. стр27, 29, 43, 60, 63.
--- Морозов М.Э. «Подводные лодки в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» Часть 2 Черноморский флот. «Стратегия КМ» 2003г. стр23, 24, 25, 63.
--- Морозов М.Э. «Подводные лодки в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» Часть 3 Северный флот. «Стратегия КМ» 2005г. стр42, 45, 52, 62, 78.
--- Колышкин И.А.«В глубинах полярных морей». Воениздат. 1964 стр29, 127-128, 179-180.
--- Платонов А.В. Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок. 1941-1945г.». Санкт-Петербург. 1999г. стр26, 50, 54, 58, 62.
--- Кулагин К.Л. Морозов М.Э. «Подводные лодки типа «Щ» (III,V,V-бис и V-бис-2 серии). «Морская коллекция» № 2 2002г. стр21, 24, 25, 29.
--- Кулагин К.Л. Морозов М.Э. «Подводные лодки типа «Щ» (X и X- бис серии.) «Морская коллекция» № 4 2002г. стр21, 22, 30.
--- ж. «ФлотоМастер» № 5 2004г. Морозов М. «Подводные силы Балтфлота накануне войны». стр38.
--- ж. «ФлотоМастер» № 5 2002г. Норченко А. «Судьба командира».
--- Керенский П.А. «Записки офицера флота». Выборг. «Фантакт». 1993г. стр27-28.
--- Власов Л.А. «В отсеках тишина». Москва. Воениздат. 1964г. стр34.
--- Зарембовский В.Л. Колесников Ю.И. "Морской спецназ". Санкт-Петербург. 2001г. стр138.
--- Сергеев К. М. Лунин атакует «Тирпиц»! — СПб.: ГУП СПМБМ «Малахит», 1999. Книга на сайте: militera.lib.ru/h/sergeev_km/index.html

Вот как действия этих командиров в воспоминаниях описал И.А.Колышкин.
О Лысенко - «Командир сто семьдесят второй «малютки» Лысенко до войны представлялся нам грамотным подводником и требовательным начальником. Лодкой он управлял без грубых ошибок, экипаж под его руководством хорошо сдавал учебные задачи. Словом, на поверхности все было благополучно.
Но в первом же боевом походе Лысенко показал свою полную несостоятельность. Едва началось плавание, слепой страх обуял его. Ему всюду мерещилась опасность. То и дело совершал он странные маневры, «уклоняясь» от противника, которым поблизости и не пахло. Это нервировало экипаж, вселяло в людей неуверенность. Где уж тут было искать вражеские корабли!
Худшее произошло на обратном пути в базу. Приняв свои самолеты за неприятельские, Лысенко произвел срочное погружение близ берега. Лодка ударилась носовой частью о подводную скалу. И тут, потеряв остатки всякого самообладания, командир впал в самую настоящую панику. «Это магниты! — закричал он. — У немцев специальные магниты, чтобы притягивать наши лодки. Мы в ловушке!»
Лодку надо было спасать, но что мог сделать командир в таком состоянии. И если б не мастерство и хладнокровие инженер-механика Каратаева, «М-172» никогда бы не всплыла на поверхность и не вернулась домой.
«Малютку» срочно поставили в док. А Лысенко, разумеется, немедленно убрали с корабля.
По-видимому, Лысенко никогда всерьез не задумывался о том, к какой конечной цели направлена служба кадрового флотского командира, не старался представить себе, что и как придется делать ему в случае войны, не тренировал свой мозг в решении возможных боевых задач. Не старался он изучить и вероятного противника, его сильные и слабые стороны. Парадная сторона службы, привилегии командирской должности — вот что прельщало его. Этим он и жил.» (Колышкин И.А.«В глубинах полярных морей». Воениздат. 1964 стр29.)
О Кунце – «… командир – капитан-лейтенант Кунец был вроде бы грамотный, обладающий немалым опытом моряк. Но вот недоставало ему находчивости, решительности, тактической смекалки. За восемь месяцев войны лодка не раз выходила в море, не раз встречала противника, но во время выхода в атаку Кунцу фатально не везло. То он запаздывал с принятием решения, то медлил с расчетами, то отдавал путанные и неточные приказания. И атака срывалась. В конце концов стали ясны причины такого «невезения». Это был случай, когда природа не наделила человека качествами подводного бойца. Поэтому и последовало единственно правильное решение: перевести Кунца помощником командира на «эску», а на его место назначить другого человека». (Колышкин И.А.«В глубинах полярных морей». Воениздат. 1964 стр127-128.) Виноградов в своих воспоминаниях охарактеризовал его также «Я, честно признаюсь, с симпатией относился к Кунцу, в общем-то, обаятельному и приятному в общении молодому командиру. Но недаром же говорят: «Нет такой должности — хороший парень». После случившегося пришлось поставить вопрос об отстранении капитан-лейтенанта Кунца от командования «малюткой».» (Виноградов Н.И. «Подводный фронт». Воениздат. 1989г. стр82.)
О Малышеве - «В июне, возвращаясь из похода с Шуйским, я с изумлением узнал, что, пока мы были в море, Малышева отстранили от командования лодкой и осудили за трусость.
До сих пор мне нелегко отдать себе отчет, что случилось с этим командиром. В январском походе он, по моим наблюдениям, без опаски вел поиск и атаки, не проявлял растерянности, когда лодка камнем летела вниз под аккомпанемент взрывов глубинных бомб.
Но после Малышев несколько раз выходил в море и возвращался с неизрасходованными торпедами, хотя, судя по всему, израсходовать он их мог — «Щ-422» имела встречи с противником. Комиссар лодки старший политрук Дубик, превосходно знавший командира, не мог отрицать, что его действия при встречах с врагом носили печать чрезмерной, трудно объяснимой осторожности.
В июне Малышев вышел в море с новым комиссаром—старшим политруком Табенкиным. Через несколько дней Табенкин дал радиограмму в базу с просьбой отозвать лодку ввиду явной трусости командира.
Оказывается, на лодке вышел из строя гирокомпас. Малышев, в прошлом дивизионный штурман, взялся самолично ввести его в строй. Но после ремонта компас пришел в безнадежное состояние.
На суде Малышев, говорят, признался, что испортил компас нарочно, страшась предстоящего похода. Но всех подробностей выяснить мне не удалось. Еще до моего возвращения из похода, во время воздушного налета на главную базу, бомба попала в помещение, где содержались арестованные. Малышев погиб.
Как объяснить все случившееся? Может быть, обвинение, предъявленное Малышеву, было поспешным и недостаточно обоснованным. Но повод к этому он, безусловно, дал сам. Я не имею никаких оснований сомневаться в мнении людей, которым бросалась в глаза его чрезмерная осторожность, или робость, или нерешительность в действиях, или трусость — суть здесь в объективных поступках, а не в субъективном их определении.
Остается предположить, что январский поход с его свирепыми бомбежками, ставившими лодку на грань гибели, морально надломил Малышева. Гибель же «М-175» и следующих за ней лодок была тем окончательным психологическим толчком, который пробудил у этого недостаточно твердого человека неодолимое чувство боязни.
Впечатление, которое произвели на подводников первые боевые потери, не следует преуменьшать. И если естественно, что подавляющее большинство из них сумело отлить свои чувства в сплав ненависти к врагу, то не удивительно, что в крупном коллективе все же нашелся человек, душу которого разъела ржавчина страха». (Колышкин И.А.«В глубинах полярных морей». Воениздат. 1964 стр179-180.)


От Shtefanov
К искатель (18.06.2005 20:58:53)
Дата 19.06.2005 21:35:23

Re: толковая подборка!

>На суде Малышев, говорят, признался, что испортил >компас нарочно, страшась предстоящего похода. Но всех >подробностей выяснить мне не удалось. Еще до моего >возвращения из похода, во время воздушного налета на >главную базу, бомба попала в помещение, где содержались >арестованные. Малышев погиб.

А вот я читал, кажется в мемуарах А.Головко, что Малышева все же расстреляли. Причем, чуть ли не показательно при народе. И в Полярном до сих пор показывают скалу, у которой "командиров лодок расстреливали".
Интересно, знает ли кто правду?

С уважением,
Дмитрий

От искатель
К Shtefanov (19.06.2005 21:35:23)
Дата 21.06.2005 22:51:07

Re: толковая подборка!


>А вот я читал, кажется в мемуарах А.Головко, что Малышева все же расстреляли. Причем, чуть ли не показательно при народе. И в Полярном до сих пор показывают скалу, у которой "командиров лодок расстреливали".
>Интересно, знает ли кто правду?
Скорей всего придется пользоваться официальной версией.

От Илья
К искатель (21.06.2005 22:51:07)
Дата 27.06.2005 23:40:46

Re: толковая подборка!


>>А вот я читал, кажется в мемуарах А.Головко, что Малышева все же расстреляли. Причем, чуть ли не показательно при народе. И в Полярном до сих пор показывают скалу, у которой "командиров лодок расстреливали".
>>Интересно, знает ли кто правду?
>Скорей всего придется пользоваться официальной версией.

Версия с расстрелом Малышева подтверждается. И ее "официальный" вариант тоже.
А вот и место, по преданию в котором расстреливали. Спма скала называется им. Ленина, наверху стояла стелла Сталину, которую взорвали.
Внизу деревянные склады, на год старше Полярного, а совсем как новые.
Фото смотрите.





От Илья
К Илья (27.06.2005 23:40:46)
Дата 27.06.2005 23:41:51

обшипка


вторая фотка вот: