От VOICE Ответить на сообщение
К VOICE Ответить по почте
Дата 19.03.2005 23:22:35 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Версия для печати

Re: "Атрина".

В России отмечают День подводника
http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_title_id=75606&p_news_razdel_id=1&p_pagenum=2
Без малого сто лет назад по указу императора Николая Второго субмарины были выделены в отдельный класс боевых кораблей.

Об одной из самых засекреченных операций отечественного подводного флота - когда дивизия советских подлодок незамеченной прошла через всю Атлантику к побережью США - Сергей Косарев.

Крупнейшая операция советского флота готовилась в обстановке небывалой секретности. О ней знали лишь несколько человек из командования ВМФ и даже политическое руководство страны, включая генсека Горбачева не поставили в известность о ее проведении.

Для названия специально придумали новое слово "Атрина". Это красивый, но бессмысленный набор звуков, который не значил ничего, чтобы опытные аналитики Пентагона не смогли догадаться, что речь идет о тайных маневрах подводных сил.

В марте 87-го от причалов базы Северного флота отошли несколько атомоходов. Командиры получили задачу уже в море - избегая контакта с противником выйти в Атлантику и провести разведку. Лодки двигались обычным маршрутом и американцы, не особо тревожась, следили за ними с помощью системы дальнего обнаружения. Но между Исландией и Гренландией субмарины внезапно изменили курс, и пропали с экранов гидролокаторов. В американских штабах началась паника.

Владимир Чернавин, главком ВМФ СССР в 1985-1992 гг.: "Это был шок для них. Доложено было Президенту США, что в их сторону идет дивизия атомных подводных лодок стратегического назначения, и с какой целью она идет туда? Они не знают ничего об этой операции".

Проходили часы и дни, а русские лодки оставались неуловимыми. По боевой тревоге были подняты все силы атлантического флота США. В море вышли 6 атомных субмарин, авианосцы, крейсера и эсминцы. Патрульная авиация обшаривала океан милю за милей и ничего не могла найти. Слежка была настолько плотной, что нашим командирам приходилось проявлять предельную осторожность.

Анатолий Шевченко, командир 33-й дивизии атомных подводных лодок СФ СССР: "Менее 1 минуты на перископе, а иногда это время равнялось 20-30 секундам. Мы подвсплыли, передали информацию на космический аппарат, памятуя, что главное - это скрытность".

Противолодочная оборона атлантического побережья Америки оказалась бессильной. Больше недели в непосредственной близости от главных баз американского флота находилась целая дивизия советских атомоходов. Первую лодку вероятный противник обнаружил только на восьмые сутки операции. Это была катастрофа. И сразу начался второй этап "Атрины" - теперь подводники учились отрываться от слежки. Впервые в мирное время им разрешили использовать практически боевое оружие - имитаторы подводных лодок. Иногда американские моряки часами следили за ложными целями, не подозревая, что сами являются мишенью. В самые напряженные моменты нашим лодкам помогала авиация с кубинских баз.

Владимир Чернавин, главком ВМФ СССР в 1985-1992 гг.: "Когда мы видели, что они вот-вот как следует зацепятся, авиация выставляла ложные цели, отвлекала на ложные направления, а лодки уходили в другую сторону".

Через два месяца самых рискованных маневров в своей истории дивизия вернулась в родную базу. Подводники доставили ценнейшие разведданные - районы патрулирования и систему охранения подводных американских ракетных крейсеров. Это означало, что в условиях войны субмарины вероятного противника были бы немедленно уничтожены. А сам противник так и не смог выяснить ни цель операции, ни количество советских лодок, ни маршруты их следования. Такой пощечины американский флот не получал со времен Перл-Харбора.

Командование ВМФ высоко оценило эти результаты - капитан первого ранга Шевченко, например, из похода вернулся контр-адмиралом. Американцы действия своих военных оценили совсем по-другому.

Анатолий Шевченко, командир дивизии атомных подводных лодок СФ СССР: "Я недавно встречался с одним подводником, очень известным в НАТО, и он меня спросил, что было после "Атрины". Я сказал, что стал начальником штаба эскадры. А вы? - А я был уволен в запас".

Главным результатом "Атрины" подводники считают не бесценный опыт и не сведения, которые до сих пор хранятся под грифом секретно. Главное в другом - они сумели доказать руководству своей страны и своему вероятному противнику, что наш флот способен проводить дерзкие операции в любом районе мирового океана.




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100