>Петербуржец смастерил подводную лодку
Наталья ВЕРЕЩАК.
nat@kppublish.ru.
Фото автора и из архива
Михаила Пучкова
Михаил считает, что подводные походы полезны для здоровья.
Михаил Пучков рассекает на субарине воды Финского залива и мечтает доплыть до Великобритании
Торпеда в ящике
В один прекрасный день, в 1985 году, он решил: построю лодку, а уж где поплавать на ней - найду.
Первая трудность, с которой столкнулся Михаил, - это нехватка материалов и денег.
- Я уже даже не помню, как у меня получалось доставать все составляющие детали для лодки, - улыбается Михаил. - Каждый раз помогало какое-то везение. Очень многое приносили друзья и всегда кстати. Иногда заканчивались все деньги, и я думал: ну все, пора сворачиваться. Но потом по какому-то волшебству снова появлялись средства, и я их вкладывал в реализацию своей безумной мечты. Помню только, что деньги всегда были последние...
А когда лодка была уже почти готова, Михаил понял, что настало время менять место жительства. Он уже было решился перебраться из Рязани поближе к Черному морю, когда кто-то его отговорил. На южных морях, мол, пограничники строгие. Тогда Миша заколотил свое недостроенное сокровище в ящик, загрузил его в попутный грузовик и отправился в Петербург.
- В ящик лодку я заколотил не только для того, чтобы ее не повредить по дороге, - вспоминает Михаил. - Самое главное, чего я боялся, так это посторонних глаз. Раньше с этим строго было - пришлось бы регистрировать ее, объяснять во всевозможных инстанциях, для каких целей я ее строю. А мне никакой волокиты не хотелось...
В Питере жизнь завертелась с новой силой. Появилась интересная работа, которой нужно было отдавать много времени, новые друзья. Но даже за этой суматохой он выкраивал свободную минутку, чтобы посвятить ее своей «Синей торпеде» (так Михаил любовно называет свою лодку. - Прим. авт.).
Попался в сети КГБ
В 1988 году лодка была построена и уже неоднократно опробована в водах Финского залива, теперь уже подводник Миша решился на длительное путешествие.
- Если баки до отказа заполнить бензином, то на ней можно несколько дней плавать, - рассказывает Михаил. - Вот летом 89-го года я и решил поплавать по местным рекам. По Неве поплыл в сторону Тосно. И, что называется, приплыл... Там мужики бревна в реке вылавливали, расставили сети металлические. Вот в них я и попался. Пролежал на дне целые сутки. Потом вылез на поверхность, высушил одежду. Подкрался к рабочим, которые те самые бревна сплавляли. Говорю шепотом: «Мужики, помогите лодку подводную вытащить». Они на меня посмотрели, как на ненормального: «Какую лодку, ты в своем уме?!» Потом, правда, помогли. Но не прошло и получаса, как появилась милиция - кто-то из местных уже успел доложить! А вслед за милицией и товарищи из КГБ подоспели. Они решили, что я - шпион. На их территории завод оружейный находится: «Ага! - говорят. - Залег на дно и фотографировал военный объект?!»
Уплыть на «Синей торпеде» обратно Михаил не мог довольно долго. На место преступления приезжали специалисты из Высоцкого (под Выборгом. - Прим. авт.) конструкторского бюро и представители служб национальной безопасности. В подводной лодке искали жучки и встроенные видеокамеры - не нашли. Зато отыскали водителя того грузовика, на котором несколько лет назад Миша перевез в ящике подлодку. Допрашивали обоих.
Когда же Михаилу все-таки удалось убедить кагэбэшников, что плавает он только ради собственного удовольствия, а вовсе не по заданию ЦРУ, его отпустили. Вот только лодку не сразу отдали. Конструкторы из Высоцка долго дивились ей, а потом сказали: «Иди-ка ты, парень, поучись в кораблестроительном институте, а потом приходи к нам работать».
Пришлось учиться.
Отвоевал пространство
- Специальное образование мне, конечно, помогло, - рассуждает Михаил. - Ведь до этого я даже ни одной книги об устройстве подводных лодок не прочитал. Строил ее на интуитивном уровне. А теперь я знаю, как ее можно усовершенствовать. Поэтому на все предложения купить у меня мою «торпеду» я отвечаю: «Если заплатите мне столько, что мне хватит денег на постройку более совершенной подлодки, - то, пожалуйста». Но если я возьмусь строить новую лодку сейчас, то на нее уйдет не менее $50 000. А на такие деньги раскошелиться пока никто не решается...
Хотя Михаил и мечтает о строительстве новой лодки, старая, как он сам признался, его тоже вполне устраивает.
- Мне удалось отвоевать у воды кусочек пространства, в котором в любой момент можно уединиться. Когда находишься на глубине 10 метров - вокруг такая безмятежность царит, и переполняет чувство, что тебя здесь никто и ничто не достанет. Даже мыслить начинаешь иначе. Весь негатив словно растворяется в толще воды, которая тебя окружает. Я после плавания всегда такой обновленный на берег выхожу. А когда у меня настроение плохое, говорю себе: «Мишка, не хандри! Ты же из породы людей, которые на Северный полюс ходят и горные вершины покоряют». Становится легче.
Киногерой
Когда этим летом до режиссера-документалиста Александра Киселева дошел слух, что воды Финского залива рассекает чудак на самодельной подводной лодке, он решил найти его и непременно снять о нем фильм.
- Герои всех моих фильмов - неординарные личности, - рассказал корреспондентам «КП» Александр Васильевич. - А Миша Пучков очень неординарен. Название фильму я еще не придумал, он даже еще не смонтирован. Кино будет 30-минутным, а времени на съемки мы затратили почти 3 месяца. Но работалось нашей съемочной группе с ним очень приятно. Надеюсь, что это кино станет участником ближайшего фестиваля, который пройдет во Франции. Вы, кстати, знаете, что у Миши мечта - выкрасить лодку в желтый цвет отправиться на ней в Англию? Вот только средств у него пока на это нет. Мы надеемся, что после фестиваля у него появится много иностранных спонсоров, и он наконец-то совершит свое самое дальнее плавание...
КОНКРЕТНО
ТТХ подводной лодки «Синяя торпеда»
Вес (с топливом) - 2300 кг.
Вес (без топлива) - 2100 кг.
Длина - 5 м.
Высота - 130 см.
Мощность двигателя - 8 л.с.
Развивает скорость до 7 км/ч.
Погружается на глубину до 10 м.
Вмещает в себя два человека.
.