Рыбаки охочи до малых суд
"Правда Севера", 10.11.04,
Эрнст Зеленин
Но им мешают чиновники на берегу
Два года назад в областной администрации решили возрождать прибрежный судовой промысел. Дошло, наконец, до властей: зачем гонять траулеры к берегам Африки, при нынешней-то дороговизне топлива, если можно ловить рыбу у себя под боком? Только канули времена, когда поморы на ботах ходили. А ведь когда-то по Белому морю до четырехсот суденышек бегало! В одной Шойне до семидесяти единиц базировалось. Старожилы еще помнят, как всю округу обеспечивали своей рыбой. Но уже полвека прошло с тех пор. Наши рыбаки на просторы Мирового океана вышли на современных траулерах. А малый прибрежный флот благополучно сгнил. Так где же его строить начать, где деньги взять?
Обратились за помощью в Норвегию. Там за счет "прибрежки" всю жизнь кормятся и отменные суда строят. Соседи наши пошли навстречу, определили инвесторов. Те деньги выделили. Мини-траулеры договорились строить на судоверфи в Соломбале. Так называемый пилотный проект предусматривал за год спустить на воду десять промысловых суденышек. Норвежцы обязались и орудиями лова обеспечить, и научить наших рыбаков работать на их технике.
Наши власти в ответ побили себя в грудь перед телекамерами, прозвучало трехкратное "ура!" И баста. Дальше - никакой помощи. Только палки в колеса.
Директор судоверфи до сих пор клянет местных чиновников. А Госкомрыболовства России под строительство судов вообще ни одного хвоста рыбы не выделил. Это значит, на пилотном проекте можно было ставить крест.
Слава Богу, Госкомрыболовства в Москве ликвидировали. В Архангельск приезжал новый главный руководитель рыбного хозяйства страны Станислав Ильясов. Побывал он на Соломбальской верфи и, оценив по достоинству международный проект, обещал помощь.
Конечно, это вдохновило и корабелов, и фирму "Сияние", руководители которой заказали два первых судна. Кстати, эта компания - единственная, кто поддержал судостроителей. Рыбакколхозсоюз, для которого, в основном, и предназначался проект, прошел мимо. Но "Сияние" возглавляют бывшие моряки, они верят: будущее - за прибрежным промыслом. Вот только квоту пришлось покупать у тех, кому не на чем ее облавливать.
... Спускать головное судно решили в срок, установленный Ильясовым. Вспоминаю праздник на причале, каких на судоверфи давно не было, потому что и таких мини- траулеров в наших краях не видывали. Встретил там старого знакомого, ветерана колхозного флота В. И. Карпова. Много лет сходились наши морские пути. У Валентина Ивановича - орден Трудового Красного Знамени. Он всю жизнь отходил стармехом на СРТ "Ягры". Потом и сына Евгения после окончания мореходки на свой корабль взял. А тот, уже будучи судоводителем, пошел дальше, осваивал новую технику на современных траулерах и около пятнадцати лет отдал морю.
В наши дни Е. Карпов - руководитель фирмы "Сияние". Экономическая реформа позволила ему по-новому взглянуть на жизнь, с большей пользой применить свои силы. Конечно, первопроходцем быть не просто, но, как говорят моряки, кто не рискует, тот шампанского не пьет. Евгений Валентинович верит, что на флотах будут заказывать такие траулеры, в них - будущее рыбаков Севера.
Волнение собравшихся разделял и руководитель проекта с норвежской стороны Эйрик Янсон. Перед спуском судна на воду он присел отдохнуть. И удовлетворенно подумал: столько копий сломано, но дождался, наконец, праздника.
"Вира"! - скомандовал крановщику начальник транспортного участка Н. Ижмяков. Один из руководителей фирмы "Сияние" разбивает о борт традиционную бутылку шампанского. Судно, которое назвали "Сияние-1", взмывает над причалом и ложится на воду.
Сегодня, рядышком с этим мини-траулером уже покачивается "Сияние-2". Ловить "малыши" могут любую рыбу: и тралом, и ярусами, и сетями. И за крабом можно ходить, благо расплодилось его столько, что промысел разрешен. Суда уже на ходовые испытания в море бегали и сети у Керецкого мыса выбрасывали. Конечно, как всегда в новом деле, недоработки выявились. Теперь их устраняют, моряки готовятся в дальний поход.
- На зиму мы в Териберку на Кольский берег идем, - рассказывает один из руководителей фирмы "Сияние" С. Черкасов. - Я побывал там, посмотрел базу. Причал есть, холодильник для хранения продукции. Суда могут в море дней на десять уходить. Но обычно они с утра на промысел выскакивают, а вечером возвращаются. Команда из двух-трех человек за день может добывать до пяти тонн трески. В Норвегии такие суда от берега удаляются до пятидесяти миль. Нам же мурманские власти, к сожалению, разрешили ходить только за две мили. Да мы на резиновой лодке плавали дальше!
И если уж говорить о проблемах, то беда в том, что у портовых властей под класс этих судов нет ни одного документа. Не существует для "малышей" четких законов. Под ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов) они не подходят, потому что рыболовецкие. Так что регистрируйтесь, говорят хозяевам, в Мурманском рыбном порту. Но под Регистр идти - так там тоже совершенно другие требования, и мурманчане открещиваются от "малышей". Там одни порядки, в Архангельске - другие. И везде - полное нежелание вникнуть в проблему.
- Суда великолепные, - делится впечатлениями капитан "Сияния-2" Александр Старицын. - Они предназначены для побережья Белого и Баренцева морей. На ходовых испытаниях во время шторма корабль показал себя просто исключительно. К тому же для рыбаков на судне созданы все удобства.
Оба экипажа подобраны так, чтобы была полная взаимозаменяемость. Теперь главное - освоить норвежские суда, научиться ловить на них рыбу и получать достойный финансовый результат.