Этот снимок сделан российским разведывательным спутником 19 августа 2000 года с высоты 40 тысяч метров. Это — норвежская военно-морская база Хоконсверн, расположенная на берегах Гримстад-Фьорда в провинции Хордаланн, в девяти километрах к юго-западу от города Берген. Географические координаты базы: сш = 60-20-20, вд = 5-13-53, Н = +20м. ВМБ Хоконсверн используется для базирования надводных малых и средних кораблей — до фрегатов включительно. База не рассчитана на подводные лодки.
19 августа в Хоконсверн вошла атомная субмарина класса “Лос-Анджелес” и стала на ремонт у стенки причала, рядом с фрегатом типа “Осло”. Субмарина ошвартовалась у стенки, а не в доке, потому что ремонтные доки Хо-консверна, повторим, не рассчитаны для подводных лодок, тем более атомных. Предположительно название этой лодки “Мемфис” или “Толедо”. Обе они относятся к классу “Лос-Ан-джелес”. Субмарины этого типа имеют длину 109,7 метра. Их высота — 10,1 метра. Ширина — 9,9 метра. Водоизмещение 6000 тонн.
Зашедшая для ремонта лодка имела значительные повреждения в носовой части, что и зафиксировано средствами оптико-электронной разведки. Толстая резинокера-мическая обшивка субмарины была содрана, как кожура с банана. По всей видимости, стальной, “лёгкий” корпус был тоже повреждён.
Лодку ремонтировали у стенки 8 дней. 27 августа во второй половине дня она покинула базу и отправилась к берегам Британии. Лодка обогнула с востока Британские острова, вошла в порт Саутгемптон на южном берегу Англии и стала на ремонт в закрытый док.
Катастрофа с “Курском” в Баренцевом море произошла 12 августа. Повреждённая подводная лодка класса “Лос-Анджелес” пришла на базу Хоконсверн 19 августа, то есть через неделю после гибели “Курска”. А теперь стоит вспомнить сообщения информационных агентств, которые поступили вскоре после официальной информации о катастрофе в Баренцевом море. На ленте агентства Интерфакс промелькнуло и осталось незамеченным сообщение о том, что, по данным российской разведки, некий подводный объект массой до 9000 тонн дрейфует от Баренцева моря к берегам Норвегии. Другое сообщение: директор ЦРУ Джордж Теннет прибыл в Москву. Оба эти факта связаны между собой.
“Курск” и американская подводная лодка класса “Лос-Анджелес” столкнулись 12 августа. От столкновения сдетонировали боеприпасы в носовом отсеке “Курска”. Российская лодка затонула. Как известно, рядом с ней на дне наш разведывательный спутник засёк объект, напоминающий вторую подводную лодку, водоизмещением поменьше. Вскоре, как передали информационные агентства, этот объект исчез. Придя в себя после столкновения, экипаж американской субмарины сумел вывести лодку из района катастрофы. Повреждения были сильными, лодке требовался срочный ремонт. Было принято решение зайти для оперативного ремонта в норвежскую базу Хоконсверн, несмотря на то что база эта не предназначена для подводных лодок. Однако из-за повреждений скорость лодки была ничтожной. Путь от района катастрофы в Баренцевом море до побережья Норвегии занял 7 дней. (В нормальных условиях это расстояние подводная лодка может пройти за 2 дня.) Американская субмарина была тем самым объектом, который “дрейфовал” в сторону Норвегии. Оперативный ремонт занял 8 дней. После чего субмарина полным ходом ушла в Саутгемптон для капитального ремонта в приспособленном закрытом доке.
Директор ЦРУ прилетел в Москву, чтобы замять конфликт и предотвратить вероятную войну. Ибо российское руководство прекрасно знало об истинной причине катастрофы. 19 августа публикуемый нами фотоснимок со спутника лёг на стол министра обороны России и на стол главнокомандующего, отдыхавшего в Сочи. Россия и США в очередной раз оказались на грани вооружённого конфликта. Соглашение двух сторон о неразглашении истинных причин трагедии предотвратило его. На фотоснимки, запечатлевшие военно-морскую базу Хоконсверн и повреждённую субмарину у стенки причала, поставили гриф “Сов. секретно”.