SpyLOG   От VOICE Ответить на сообщение
К VOICE Ответить по почте
Дата 15.10.2004 12:42:57 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Re: Разруха и непонимание, что со всем этим делать...

>>НЕСТАНДАРТНЫЙ АДМИРАЛ
Дата публикации: 15 ОКТЯБРЯ 2004 ГОДА


Контр-адмирал в отставке Александр Иванович Гольдшмидт. Фото Сергея Попова
Удивительна судьба человека... За свою долгую флотскую службу контр-адмирал в отставке Александр Иванович Гольдшмидт был пограничником, артиллеристом, подводником, разведчиком, военным строителем, снабженцем и начальником курсов взрывопожаробезопасности
Василий Буслаев
Юнга из Одессы
...Его служба на флоте началась более 72 лет тому назад совершенно неожиданно для интеллигентной и дружной еврейской семьи. Представьте: мама - врач, папа - музыкант, родственники и близкие - уважаемые в городе юристы и директора торгсинов, а воспитанный мальчик Саша из известной семьи Гольдшмидтов стал босяком, матросом! И ладно бы пошел на "дубок" контрабандистов, снабжавших многоголосый рынок на Молдаванке фильдекосовыми чулками и пластинками Вертинского, вывезенными из благословенных Констанцы и Варны. Так нет же! Двенадцатилетний "бедный Шурик" бросил школу и стал юнгой на пограничном катере.
Первой ступенью к истинно флотской профессии для Александра стала учеба в школе сигнальщиков, потом было Военно-морское артиллерийское училище им. ЛКСМУ в Севастополе. В мае 1941 года курсант Гольдшмидт проходил практику на подводной лодке - здесь и застала его война. Медаль "За боевые заслуги" стала первой из 45 наград моряка: субмарина летом сорок первого совершила два боевых похода и участвовала в обстрелах побережья, занятого фашистами. Лихим командором оказался курсант-артиллерист! А потом стало и вовсе не до учебы - в составе курсантского батальона Александр оборонял город-герой.
Морской Арсеньев


При посещении музея ТОФ Александр Гольдшмидт с интересом осмотрел вооружение времен Великой Отечественной войны. Фото Сергея Попова
С января 1942-го лейтенант-артиллерист Александр Гольдшмидт служит на Тихоокеанском флоте. Сначала был помощником командира 100-миллиметровой стационарной батареи Владимиро-Ольгинской базы. Вспомним, что всю войну Дальний Восток ждал нападения японской армады с Сахалина через узенький Татарский пролив, поэтому береговая линия восточного Приморья была буквально утыкана укрепрайонами и военно-морскими базами. Но уже через год Гольдштейн - офицер оперативного отдела штаба. Под руководством юного "морского Арсеньева" топографами и саперами укрепрайона впервые было создано оперативно-тактическое описание необжитого и дикого тогда побережья.
- Владимир был в те годы укрепрайоном, из которого после войны выросла огромная военно-морская база: у пирсов стояли боевые корабли и ракетные атомные подводные лодки. Кстати, Ракушанский дивизион ПЛ был создан в 1936 году из лодок Малого Улисса, потом, уже в годы моей службы в Ракушке, он был преобразован во 2-й отдельный дивизион ПЛ под командованием Героя Советского Союза Трипольского.
Во время короткой осенней войны с Японией в сорок пятом старший лейтенант Гольдшмидт вместе с десантом из Владимира принял участие в бою у японского порта Маоко (ныне Холмск) на Сахалине. А позже недалеко от острова Шикотан Александр с тремя матросами захватил шхуну с важнейшими документами и лично пленил японского генерала. За эту операцию был награжден орденом и именным оружием "За храбрость". А дальше - высадка десантов на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан, два ранения, короткие передышки между боями и награды перед строем... Все это не бравада ветерана, а скупые строки из личного дела офицера.
- Вообще, японские части на Сахалине и Курильских островах напоминали армию начала века. Форма куцая, ноги в обмотках, на вооружении только устаревшие винтовки. Интересно, что на пилотках японские солдаты носили звезду - как красноармейцы. Только лучи у нее были длинными, напоминая острия боевых сюрикенов.
Строитель и созидатель
Успехи молодого офицера в возведении оборонительных сооружений не остались незамеченными. В дальнейшем Александр Иосифович Гольдшмидт участвовал в строительстве и обустройстве многих береговых объектов Тихоокеанского флота. Но в 1950 году комТОФ удовлетворил его просьбу и снова перевел в подводники. В 1950-м он уже начальник штаба дивизии подводных лодок на Малом Улиссе. Затем - служба в бухте Ольга, на острове Русский... И всюду командование ценит его как высококлассного специалиста, умного и порядочного человека.
В это время боевой офицер оканчивает историко-филологический факультет ДВГУ. И получает назначение на строительство первой базы атомных ПЛ в Павловске. Того самого скального укрытия, в котором ТОФ долгие годы прятал самые современные атомоходы. С заданием Гольдшмидт справился успешно: неслучайно же в 1967 году он получил новое назначение - на Черноморский флот. Здесь Гольдшмидт успешно реализовал себя в качестве начальника тыла Балаклавской дивизии подводных лодок, где строилась аналогичная скальная база.
- На Улиссе тогда базировалась дивизия ПЛ, в которую входили две "местные" бригады. 123-я бригада состояла из "эсок", командовал ею герой войны Володя Цветко; в составе 124-й были "щуки" и новые лодки 613-го проекта. Командовал бригадой Кучин. А 171-я бригада нашей дивизии - "малютки" - базировалась тогда в Находке. Позже, когда порт открыли для иностранцев, лодки перебазировали в Магадан...
Погоны от Путина
В 1974 году капитан 1 ранга Гольдшмидт принимает, наверное, самое трудное для него решение - уволиться в запас. Официальная причина - выслуга лет и здоровье, подорванное двумя фронтовыми ранениями. Но с флота Гольдшмидт не ушел - не отпустили, назначив запасника в учебный отряд на офицерскую должность начальника противопожарных курсов "Пламя"! И свое нынешнее адмиральское звание Гольдшмидт получил в этой же должности. Правда, уже в отставке. Подписал указ о присвоении звания отставнику президент России Владимир Путин. Кстати, Александра Иосифовича нередко спрашивают: кто еще из евреев достиг высшего флотского звания?
- Вице-адмирал Александр Орлов, в годы войны начальник технического управления ВМФ, и вице-адмирал Абрам Генкин, в послевоенные годы начальник радиотехнического управления ВМФ. Я был дружен с замечательным моряком-подводником Наумом Израилевичем Цирульниковым. Такое имя-отчество не помешало командованию присвоить ему звание контр-адмирала в 1949 году - в разгар борьбы с космополитизмом. Еще один мой сослуживец - Даниил Гилелевич Шиндель - стал контр-адмиралом в 1965 году. Пойми теперь наших партийных начальников, которые в конце 1960-х решили, что все евреи - тайные или явные друзья Израиля...
- Александр Иосифович, каким вам показался Тихоокеанский флот спустя 40 лет?
- Я потрясен и счастлив. Потрясен тем, что кое-где наблюдал картину откровенного распада. И счастлив тем, что вновь увидел эти благословенные места. Каждое из них для меня - кусочек жизни. Взять хотя бы гарнизон залива Владимира. Там началась моя служба на Тихом океане, это моя первая военно-морская база. Самым волнующим и неожиданным стало то, что я встретил в поселке Ольга своего племянника, который до этого меня совершенно не знал... А вот в Павловске было тяжело. Я вспоминал, с какой железной настойчивостью создавался атомный подводный флот, как не жалели мы ни сил, ни времени. И что теперь? Разруха и непонимание, что со всем этим делать...




SpyLOG Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100