Торпедный катер в разрезе
В 1955-ом или в 1956-ом году, когда у власти в стране был Маленков и Булганин. Булганин приехал на Северный флот, и командование флота решило показать ему, что может флот. В ряду развлечений для высокого начальства, была предусмотрена совместная атака двумя дивизионами торпедных катеров крейсера, на котором находился Булганин, и его охранения…
Всё было выполнено по науке, один дивизион атаковал ордер с правого борта, другой с левого борта, катера дымзавесщики по всем правилам химической и метеорологической науки поставили дымовые завесы, атакующие катера, по сигналу, начали атаку с разных направлений и в самый завершающий момент этого действа, произошло ЧП.
Дело в том, что сближение с целью на носовых курсовых углах происходит чуть быстрее, чем на углах близких к траверзу. Катер, атаковавший с носовых курсовых углов, прорезал дымовую завесу, произвёл залп и пошёл на отрыв от «противника», катер, атаковавший с траверза, в этот момент входил в дымовую завесу. Там они на скорости в 45 узлов нашли друг друга. Выходящий из атаки, своим форштевнем ударил идущий в атаку впереди торпедного аппарата, отстрогал торпедный аппарат с торпедистом и надводный борт от каютного отсека до топливного. Попутно была выведена из строя вся система электроснабжения, и катер остался без связи, навигации и освещения. Выходящий из атаки катер видимых повреждений не получил, но как оказалось, через несколько минут, у него лопнули связи между бортами и днищем, и во всех отсеках началась фильтрация забортной воды. К нему тут же подошёл эсминец и с него, попробовали завести подкильные концы, и не дать катеру утонуть. Концы не выдержали веса катера, лопнули, но людей успели снять с катера.
Погода была достаточно спокойная, и командир катера, потерявшего аппарат и торпедиста, понял, что как только он потеряет ход, катер мгновенно уйдёт на дно. Машины работали прекрасно, и винты выдавливали корпус из воды. Не допуская резких поворотов, он повёл катер в базу. В этой истории только тут есть доля юмора.
Сигнальщики на кораблях и СНП приучены докладывать кратко и ясно. Сигнальщик с сигнально наблюдательного поста на входе в губу Долгая Западная позвонил ОД и доложил:
«торпедный катер в разрезе, опознавательных и позывных не даёт».
На вопрос ОД что значит «в разрезе», сигнальщик ответил, что он видит мотористов в машинных отделениях.
Командир катера аккуратно выбросил катер на мелкое место, и началось разбирательство и ожидание раздачи слонов.
Когда Булганину доложили об этом происшествии, он принял мудрое решение «командиров не наказывать, что бы не боялись лезть в дымовую завесу»