От ОГТ Ответить на сообщение
К OldSalt Ответить по почте
Дата 20.09.2003 01:16:29 Найти в дереве
Рубрики Курск; Версия для печати

Re: истинная причина взрыва у "Комсомольца"

Уважаемый Oldsalt! Я просто не успел написать огромную статью, о том, что звука взрава Курска НЕ БЫЛО, с подробнейшими доказательствами, как возникла эта - новая дискуссия. Но ваше предположение о взрыве торпед на Комсомольце от удара о дно - ошибочно.
Ну не позволяет вставить мне еще одну картинку!
1.03.2001
ПРЕЛЮДИЯ К ВЗРЫВУ "КУРСКА"
ВЗРЫВ АПЛ "КОМСОМОЛЕЦ"
Автор - Олег Тесленко
Всем хорошо известна трагедия советской атомной подвод-
ной лодки "Комсомолец", погибшей в апреле 1989 г. Об этой
катастрофе в свое время очень много сообщали все средства
массовой информации. Не представляет особой загадки и причи-
на ее гибели. Дело было в следующем: как принято в совет-
ском флоте, на этой подводной лодке (также как и на всех ос-
тальных в то время) - атмосфера внутри отсеков была нес-
колько отличной от обычного воздуха, которым дышат все люди
Земли. То есть, там было более высокое содержание кислорода:
вместо обычных 22,5%, - внутри "Комсомольца" содержание кис-
лорода было порядка 24-25%. Это достигалось простейшим спо-
собом - регулировкой системы регенерации воздуха. Такая ме-
ра принимается подводниками на случай возможной аварии, ког-
да людям придется дышать тем воздухом, что останется в отсе-
ках, и тогда важен будет каждый грам кислорода. Но вот имен-
но этот лишний кислород и погубил "Комсомолец". Хотя многим
кажется, что процентное различие кислорода слишком мало -
всего какие-то два процента по сравнению с обычным, но по
законам химии это дает очень существенный эффект. Дело в
том, что вступление веществ в самопроизвольную реакцию: нап-
ример возгорание, зависит в ЧЕТВЕРТОЙ степени от их процен-
тного содержания. Отсюда ясно, что увеличив содержание кис-
лорода всего лишь на два процента, вероятность самовоспламе-
нения возрастает раз в десять.
Есть и еще один параметр, так же сильно влияющий на хи-
мические реакции - это температура. Даже при небольшом уве-
личении температуры, вероятность самопроизвольной реакции
также возрастает в четвертой степени. Это значит, что если
температура реагирующих веществ возрастет всего на нес-
колько градусов, то вероятность возгорания возрастает в де-
сятки раз. Причем, вот эти два фактора: процентное содержа-
ние кислорода и температура - они действуют не врозь, а сов-
местно - взаимно усиливая друг друга.
На подводной лодке "Комсомолец" произошло следуюшее:
вероятно лопнула небольшая трубочка подачи масла к подшипни-
кам, и под давлением машинное масло стало бить струей из
этой трубки. Струи масла попали на горячие механизмы паро-
вой турбины, и под совместным воздействием температуры и по-
вышенного содержания кислорода - они вспыхнули. А потом на-
чался большой пожар, который просто не смогли потушить.
Отчасти это потому, что человек, находящийся в том отсеке,
задохнулся почти сразу, и тушить было просто некому, а из
трубки масло било струей, и остановить его поток не было
возможности - ведь в отсеке бушевал сильнейший огонь. Пожар
не смогли локализовать, и он распространился в другие отсе-
ки. От воздействия пламени корпус субмарины в кормовых отсе-
ках потерял герметичность - выгорели прокладки, и постепен-
но корма заполнилась водой. Все это длилось целых пять ча-
сов. В конце концов лодка утонула. Но, несмотря на пожар,
всем достоверно известно, что никакого взрыва на АПЛ "Комсо-
молец" - не было!
Однако, в процессе глубоководных погружений, которые
выполняли 2 батискафа "Мир" с судна-носителя подводных аппа-
ратов "Академик Мстислав Келдыш" к затонувшему
"Комсомольцу", появились новые - необычные факты. Вот цита-
та из статьи заместителя руководителя экспедиции научно-ис-
следовательского судна "Академик Мстислав Келдыш" - адмира-
ла запаса В. Самойлова, и технического руководителя этой эк-
спедиции Н. Носова в статье "Глубина 1700 м. У борта "Комсо-
мольца"... Выдержка из журнала "Морской сборник" N4 1992 г
стр 35-36:
"Весьма важным и, надо прямо сказать, неожиданными для
нас оказались результаты обследования корпуса подводной лод-
ки. По материалам обследования в 1989 г. считалось, что
прочный корпус если и мог получить какие-то повреждения, то
только в кормовой части, где много часов бушевал пожар. Тог-
да не было получено данных о его повреждениях в носовой час-
ти АПЛ.
При обследовании в 1991 г. один из аппаратов "Мир" был
дополнительно оснащен малогабаритной телекамерой, установ-
ленной на манипуляторе, и с ее помощью удалось заглянуть в
некоторые отверстия и разрывы легкого корпуса. При этом бы-
ло обнаружено, что прочный корпус в районе носовых отсеков
имеет некоторые разрушения в верхней его части. Кроме того,
предполагалось, что передние крышки торпедных аппаратов
прочно закрыты и аппараты сохранили герметичность. Нес-
колько сдвинув в сторону манипулятором волнорезные щиты и
просунув туда телекамеру, удалось зафиксировать на видеоп-
ленке, что крышки торпедных аппаратов в различной степени
приоткрыты...
Характер разрушений прочного корпуса в 1-м отсеке, а
также состав и вид поднятых поврежденных предметов свиде-
тельствуют о том, что в носовой части лодки, очевидно, прои-
зошел взрыв.
Расположение предметов на дне и на палубе ПЛ указывает
на то, что взрыв произошел, когда лодка уже лежала на грун-
те или ударилась об него. Причиной взрыва, по заключению
специалистов, явилась, вероятно, детонация газовоздушной
смеси, образовавшейся в 1-м отсеке при взаимодействии акку-
муляторных батарей с морской водой, заполнившей АПЛ при ее
затоплении"...
Не представляет никакой сложности описание истинной
картины взрыва на АПЛ "Комсомолец". Ее корпус был рассчитан
на погружение до 1000 метров. Однако глубина моря в месте ее
аварии составила 1700 м. Во время падения на грунт корпус
этой субмарины выдержал глубину порядка 1500 метров, и это
вместо тысячи, поскольку во всех расчетах прочности заклады-
вается коэффициент запаса прочности равный 1,5. Но потом на-
чали мгновенно одна за другой лопаться все поперечные пере-
борки, и вода залила последний - носовой отсек. А в нем кро-
ме торпед находилась еще и огромная лодочная аккумуляторная
батарея. Она всегда заряжена, на случай внезапной остановки
ядерного реактора и необходимости прокачки его водой в тече-
ние многих суток. Но как только вода залила аккумуляторную
яму, тотчас произошло короткое замыкание всех контактов АБ
соленой морской водой. И под действием мощного электротока
из воды выделилось большое количество водорода и хлора. Хлор
не оказал никакого действия, а водород смешался с остатками
воздуха в этом отсеке, и образовал "гремучий газ".

Однако, маленькая загадка состоит в поиске причины вос-
пламенения этого взрывоопасного газа. Дело в том, что смесь
воздуха и водорода сама по себе - без всякой причины не
взрывается. И если не будет источника огня, то она может
храниться столетиями без всякого взрыва. А в мертвой подвод-
ной лодке "Комсомолец", полностью залитой водой и безостано-
вочно падавшей на дно океана, просто не могло быть никакого
источника огня!
Разгадка состоит в том, что воздух внутри 1-го отсека
все-таки был. Лодка погружалась кормой вперед, и весь воз-
дух из ее корпуса поднимался вверх - в первый отсек. Однов-
ременно с этим воздух сжимался: давление на глубине 1700 м
равно 170 атмосфер, значит воздух сжался ровно в сто семьде-
сят раз. Но при этом - в точном соответствии с законом
Гей-Люссака этот сжатый воздух чрезвычайно сильно нагрелся -
вплоть до того, что самовоспламенилась смесь воздуха с водо-
родом. Дело в том, что от сжатия любой газ сильно нагревает-
ся. Вспомните, что в самом обычном типе двигателей - дизеле,
совсем нет никакой системы зажигания, но из-за того, что
давление сжатия у него достигает 17 атмосфер, то воздух наг-
ревается до 400 градусов, и тоже происходит самовоспламене-
ние топлива, температура вспышки солярки всего 300 градусов
Цельсия. А ведь в подводной лодке давление повысилось не на
40, а на 170 атмосфер. Ясно, что там, несмотря на охлажде-
ние морской водой, температура была очень высока. За те ко-
роткие секунды падения холодная морская вода просто не успе-
ла охладить воздух.
vzr

Но из-за того, что подводная лодка "Комсомолец" все
время падала на дно кормой вперед, то вода очень долго не
могла достать до самого верха вертикального корпуса - до ак-
кумуляторной батареи первого отсека. Поэтому водород и не
выделялся, и взрывоопасной смеси не было. И лишь когда лод-
ка упала на дно, то она легла в горизонтальном положении. И
только в этот момент вода залила батарею, и началось выделе-
ние водорода. Но на это все равно потребовалось несколько
секунд: процесс электролиза не может произойти слишком быс-
тро. Как только содержание водорода в воздухе достигло 4% -
минимально возможное для воспламенения этой смеси, так сра-
зу грянул несильный взрыв. Сильным он быть не мог, потому,
что водорода было мало - 4% это крайний минимум. А сразу
после взрыва в обшивке корпуса образовались небольшие трещи-
ны, и хотя водород и впоследствии выделялся несколько суток
из аккумуляторной батареи, но весь он утекал наверх - через
трещины в обшивке.