>Здравствуйте !
>>То есть, там было более высокое содержание кислорода:
>>вместо обычных 22,5%, - внутри "Комсомольца" содержание кис-
>>лорода было порядка 24-25%. Это достигалось простейшим спо-
>>собом - регулировкой системы регенерации воздуха. Такая ме-
>>ра принимается подводниками на случай возможной аварии, ког-
>>да людям придется дышать тем воздухом, что останется в отсе-
>>ках, и тогда важен будет каждый грам кислорода. Но вот имен-
>>но этот лишний кислород и погубил "Комсомолец".
>
>Уважаемый, Вы что, бредите?
>При 25%кислорода весь экипаж уже по тревоге разбегается, а химика гоняют как вшивого по бане....
>Кому рассказать, не поверят :) Подводники специально повышают содержание кислорода в отсеках до 25%. Это чтобы пожар невозможно было потушить?
>Уважаемый, я видел как при 23% горел толстенный прибор. Хорошо горел с искрами. ЖЕЛЕЗО ГОРЕЛО. И никак не удавалось его потушить. А ВЫ 25%.
>С уважением, Boris.
СОДЕРЖАНИЕ КИСЛОРОДА В ОТСЕКАХ
20.09.03
Уважаемый Boris!
Во-первых Ваы не правы, что сталь горит в атмосфере с
повышенным содержанием кислорода. Таке возможно только при
условиии, если стальное изделие перед этим нагрето докрасна.
А в холодном состоянии сталь не горит даже в атмосфере
состоящей на 100% из одного только кислорода. Доказательство
этого вам всем хорошо известно: сжатый кислород может годами
храниться в холодных стальных баллонах, и ни один еще
стальной баллон от этого не сгорел. Но конечно, если ее
нагреть - то и сталь будет гореть в кислородной атмосфере.
**************
Второе: та статья у меня очень старая, и каюсь, что я
ее давно не поправлял. И там действительно не совсем верная
цифра содержания кислорода в концевом отсеке "Комсомольца".
На самом деле в седьмом его было не 25%, а гораздо больше -
30-35%. Об этом Вы можете прочитать в самой достоверной
книге об этой аварии - расследовании вице-адмирала Евгения
Чернова "Тайны подводный катастроф")"изд-во "ОЛМА-ПРЕСС",
2002 г) на страницах 98-99:
"Термодинамические расчеты показывают, что если бы в 7
отсеке до возникновения первичного возгорания объемное
содержание кислорода было нормальным (21%), то при
воспламенении турбинного масла, разлитого на площади о
полутора метров, горение прекратилось бы через 6-8 минут
из-за "выгорания" кислорода до его содержания в воздухе 12%.
Различного рода металлические конструкции, в т.ч. арматура,
от такого пожара прогрелись бы в поверхностном слое примерно
о 100С, а давление в отсеке за счет температурного
расширения воздуха приблизилось бы к одной избыточной
атмосфере.
Объективные данные и расчеты показывают, что пожар в
7-ом отсеке до начала поступления в него свежего воздуха из
разгерметизированной арматуры ВВД продолжался не менее 15
минут. За счет чего же происходило горение в отсеке?
Расчеты убеждают: для того, чтобы горение
поддерживалось в течение 15 минут ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОСТУПЛЕНИЯ
СВЕЖЕГО ВОЗДУХА, в 7-ом отсеке еще до возгорания должно было
присутствовать НЕ МЕНЕЕ 30% КИСЛОРОДА. Тогда температура в
отсеке могла достичь и превысить +500С, давление могло
подняться почти до двух атмосфер, а арматура системы ВВд -
прогреться более чем до +200С.
В этих условиях синтетические прокладки арматуры
некоторых систем ВВд теряют рабочие качества, и в отсек
начинает поступать свежий воздух, поддерживающий пожар..."
**********
Страница 102:
"Невнимание к концентрации кислорода в воздухе уже
неоднократно становилось причиной возгораний, переходивших в
пожары высокой интенсивности, которые унесли немало жизней
подводников." (это слова Героя Советского Союза
вице-адмирала Евгения Дмитриевича Чернова).
"Следствие Главное военной прокуратуры установило, что
превышение концентрации кислорода в 7-ом отсеке было
замечено уже НА КОНТРОЛЬНОМ ВЫХОДЕ корабля перед началом
похода.
******************
Страница 103:
"Учитывая изложенное, нет никаких оснований утверждать,
что первичное возгорание имело электрическое происхождение.
При концентрации кислорода в 7-ом отсеке 30-35%
первичное возгорание могло произойти от самовозгорания
промасленной ветоши, от работы на электрозаточном станке,
или от случайной искры любого происхождения.
Важно другое: из-за НЕМЫСЛИМО ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
КИСЛОРОДА в отсеке это возгорание в течение 15-20 минут
переросло в пожар такой силы, что разгерметизировалась
арматура ВВД, и в отсек стал интенсивно поступать свежий
воздух из баллонов всех групп ВВД...
***************
Страница 155:
Эксперты, произодившие расследование доказали, что на
"Комсомольце" К-278:
"Установлено, что первичный пожар в 7-ом отсеке мог
перерасти в пожар, температура и продолжительность которого
стали достаточными, чтобы повредить (разгерметизировать)
находящуюся в отсеке арматуру ВВД, не отключенную от
трубопроводов, подающих воздух из носовых отсеков корабля,
только в том случае, если содержание кислорода в атмосфере
отсека ко времени начала пожара достигало 30-35% (при норме
21%).
Только эти обстоятельства послужили причиной
перерастания первичного пожара в пожар ПРЕДЕЛЬНЫХ ДЛЯ АПЛ
ПАРАМЕТРОВ..."
**************
Страница 209:
8. Контрольный выход в море.
Контроль содержания кислорода в отсеках корабля.
На контрольном выходе К-278 со вторым экипажем перед
боевой службой из-за повышения содержания кислорода в
атмосфере 7-гт отсека (не менее 30%) была создана
пожароопасная обстановка. Данное обстоятельство
подтверждается показаниями свидетелей А.Д. Улитовского, В.Т.
Тарасенко, и В.А. Грегулева.
В.Т. ТАРАСЕНКО:
Из показаний свидетеля В.Т. Тарасенко следует, что в
феврале 1989 г. в составе второго экипажа на К-278 он
выходил на контрольный выход в качестве трюмного
специалиста, и нес вахту в 7-ом отсеке.
Во время одной из вахт он обнаружил, что в отсеке
повышено процентное содержание кислорода. При замере
содержания кислорода в атмосфере отсека с помощью
переносного газоанализатора, он обнаружил, что кислорода в
отсеке больше положенной нормы.
Ручка реохорда не позволяла точно определить содержание
кислорода в отсеке, так как с помощью переносного
анализатора возможно произвести замер кислорода только до
30%, А В ДАННОМ СЛУЧАЕ ОНО ПРЕВЫШАЛО 30%.
Он сначала не поверил этим показаниям прибора и решил
произвести проверочный замер в смежном 6-ом отсеке.
Произведя замер, убедился, что прибор исправен и процентное
содержание кислорода в 6-ом отсеке в норме. Тогда он
вернулся в 7 отсек и еще раз произвел замер. Газоанализатор
опять показывал повышенное содержание кислорода БОЛЕЕ 30%.
Свидетель А.Д. Улитовский показал, что на контрольном
выходе в течение трех суток из четырех ОН ЛИЧНО ДОКЛАДЫВАЛ
НА ПОДВЕДЕНИИ ИТОГОВ в ЦП капитану 1-го ранга Ванину о
повышеном содержании кислорода в 7-ом отсеке, доходившем до
29-30%.
ТАКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КИСЛОРОДА В КОРМОВОМ ОТСЕКЕ БЫЛО
ПРАКТИЧЕСКИ ПОСТОЯННО.
**************
Лейтенант А.В. Зайцев:
Свидетель А.В. Зайцев заявил, что на контрольном выходе
в море перед боевой службой вахтенными 7-го отсека
отмечалось повышение содержания кислорода в этом отсеке до
30%. Он помнит, как при нем на контрольном выходе капитан
2-го ранга Бабенко возмущенно говорил, что Грегулев
"накачал" кислорода в 7-1 отсек больше нормы.
В.А. Грегулев:
Свидетель В.А. Грегулев сообщил, что причина большого
процентного содержания кислорода в 7-ом отсеке состояла в
том, что на К-278 раздача кислорода по отсекам производилась
путем открывания клапана на коллекторе раздачи кислорода,
расположенном во 2-ом отсеке.
Конкретно по этому вопросу свидетель пояснил: во время
контрольного выхода ему лично пришлось возиться с системой
автоматики "Сорбент" и потому на то, что было с кислородом в
7-ом отсеке он тогда не обратил внимания. На контрольном
выходе в феврале 1989 г. он был просто задерган
командованием и пропустил повышение кислорода в 7-ом отсеке.
Для того, чтобы в дальнейшем избежать перенасыщения
7-го отсека кислородом, он составил график подачи туда
кислорода. Как только вахтенные 6-го отсека докладывали ему
или в ЦП о том, что в отсеке ПРЕВЫШЕНИЕ кислорода, иногда
доходившее до 30% (и более), он немедленно отключал подачу
кислорода в 7-й отсек и принимал меры по нормализации
газового состава воздуха в кормовых отсеках (путем его
перемешивания в отсеках) (Прим. О.Т. Правда ничего не
говорится о том, что будет, если пожар возникнет как раз
именно в этот период - когда еще не успели уменьшить
количество кислорода методом "перемешивания" с другими
отсеками).
Следствием установлено, что вахтенными 7-го отсека
второго экипажа допускалось НЕБРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ к замерам
газового состава воздуха в отсеке. Так, несмотря на
превышение процентного содержания кислорода в 7-ом отсеке во
время контрольного выхода, вахтенными Бухникашвили и
Козловым ДАННЫЙ ФАКТ ОБНАРУЖЕН НЕ БЫЛ. Подтверждением этому
служат показания самого Козлова. (то есть, если вахтенные
из-за их халатности не замечали содержание кислорода в
отсеке сверх всякой меры, то они соответственно и не
докладывали об этом, и офицер не производил попыток
уменьшения кислорода даже убогим методом "перемешивания".)
******************
Страница 211:
8.2. Автоматический ГАЗОАНАЛИЗАТОР-ДОЗАТОР кислорода
7-го отсека.
Произведенный по акту N 510.46 от 18 октября 1988 г.
ремонт газоанализатора по объему не соответстовал его
фактическому дефекту, и ГАЗОАНАЛИЗАТОР БЫЛ ОТКЛЮЧЕН
лейтенантом А.В. Зайцевым перед боевой службой.
Представленная в Правительственную комиссию химслужбой
Северного флота "выписка из журнала проверочных работ", в
которой значится, что газоанализаторы К-278 прошли проверку
5 мая 1988 г., является ПОДЛОЖНОЙ, т.к. количество и
заводские номера указанных в ней газоанализаторов не
соответствуют количеству и заводским номерам
газоанализаторов, установленных заводом-строителем."
Попросту говоря, химслужба флота совершила
преступление, поскольку все газоанализаторы "Комсомольца"
были изношены. Прим. О.Т.
****************
****************
Уважаемый Boris утверждает, что при превышении
содержания кислорода свыше 25% объявляется тревога, и весь
экипаж занимает места по штатному расписанию. Однако мы
видим из показаний оставшихся в живых, что на "Комсомольце"
не только не объявлялось тревоги при содержании кислорода
свыше 30-35%, но несмотря на то, что командиру этой
подводной лодки - капитану 1-ранга Ванину в течение ТРЕХ
СУТОК сообщалось о таком превышении содержания кислорода -
НИ РАЗУ НИКАКОЙ ТРЕВОГИ ОБЪЯВЛЕНО НЕ БЫЛО... Да честно
говоря, имеется слух, что в день гибели "Комсомольца" его
командир - Ванин был просто пьян, и слабо реагировал на
сложившуюся обстановку.
А вот еще выдержка из книги вице-адмирала Чернавина.
Стр. 208:
В связи со слабой подготовкой второго экипажа и его
недобросовестным отношением к материальной части от выхода
на боевую службу с этим экипажем по разным причинам
уклонились мичман Бобровников, капитан 3-го ранга Боровский,
майор медицинской службы А.Д. Улитовский. Еще до выхода они
имели мнение, что на боевую службу НЕ ПОЙДУТ, и приняли все
меры чтобы не пойти. Мичман Ткач идти на боевую службу в
этот поход также не желал...
Свидетель В.В. Геращенко по этому вопросу дал
показания, что еще до выхода он слышал от майора медицинской
службы Улитовского, что многие просто боятся идти на боевую
службу с их экипажем. Сам Улитовский говорил, что он ни под
каким предлогом не пойдет на боевую службу. Мичман
Бобровников так и сказал: "Только самоубийцы могут идти с
вами на боевую службу. Я с вами не пойду".
Свидетель А.Д. Улитовский, начальник медицинской службы
ПЕРВОГО ЭКИПАЖА К-278, показал, что такая взаимная
неуверенность друг в друге явилась главной причиной
многочисленных отказов офицеров и мичманов второго экипажа
идти на боевую службу. Искали всякие причины. Например,
капитан 3-го ранга Боровский просто уперся, сказав что болен
и по состоянию здоровья не может идти в море, и не пошел на
боевую службу..."
******************
"ТОЛЬКО САМОУБИЙЦЫ МОГУТ ИДТИ С ВАМИ НА БОЕВУЮ СЛУЖБУ.
Я С ВАМИ НЕ ПОЙДУ"