Статья по "Курску" из латвийской газеты "Час"(без фото)
Курск»: три года после трагедии
Сегодня исполняется три года со дня трагической гибели атомохода «Курск». Тогда на одной из самых мощных российских субмарин, охотнике за авианосцами (24 крылатые ракеты «Гранит» на борту) погибли 118 офицеров, мичманов и матросов. На Северном флоте эта дата занесена в Книгу памяти. В этот день на флагштоках боевых кораблей и вспомогательных судов Северного флота приспустят Андреевский флаг. Вечером, после службы, военные моряки помянут экипаж «Курска» традиционным тостом «за тех, кто в море», не чокаясь, в тяжком молчании...
Фото Аssociated Рress.
АПЛ «Курск». Перед выходом на учения никто не думал, что случится трагедия.
Андрей РИСКИН, капитан 2-го ранга запаса
Для меня лично трагедия «Курска» нечто большее, чем морская катастрофа. Потому что и в августе 2000 года, когда атомоход затонул, и осенью 2001 года, когда израненный мощным взрывом корпус подлодки поднимали на поверхность, а потом неделя за неделей доставали из него останки моряков, я был там, на Северном флоте. Я помню, как встречали на вокзале рыдающих жен и матерей подводников, которые сердцем верили, что их мужья и отцы еще живы, хотя умом сознавали, что приехали на похороны. И я помню, как в день, когда «Курск» подняли на поверхность и баржа фирмы «Маммут» начала движение в Мурманск, ее провожала стая дельфинов, как почетный караул, сопровождающий героев в последнее плавание.
Гибель «Курска» - это вечная боль флота российского. Тем более странно, что и сейчас, через три года после аварии, не установили виновных в ней, не выяснили главных причин трагедии. Да, по данным следствия, взрыв торпеды-«толстушки» произошел из-за утечки окислителя торпедного топлива - пироксида водорода, который воспламеняется на открытом воздухе. Но отчего произошла утечка? От столкновения с иностранной подлодкой (этой версии по-прежнему придерживаются многие моряки, с которыми мне довелось общаться) или от обычного разгильдяйства, которое губит флот в последние годы безденежья, экономии на боевой подготовке и т. д.? Этого следствие так и не установило.
Известно только, что система контрольно-измерительных приборов, призванных фиксировать малейшую утечку окислителя, в первом отсеке была. Но для того чтобы ее запустить, пришлось звать офицера с другой лодки. Экипаж же «Курска» работе с «толстушкой» обучали наспех, по укороченной (вдвое по времени!) программе. То есть лодку с неподготовленным в этом аспекте экипажем вообще не должны были выпускать в море. Словом, положились на авось, тем более что за три десятка лет эксплуатации этой торпеды она ни разу не взрывалась самопроизвольно. При этом, как всегда, не учли чужой опыт: у англичан такая торпеда рванула еще в 50-х годах, были жертвы, и торпеду тут же сняли с вооружения.
К тому времени, когда водолазы добрались до рубки затонувшей лодки, весь экипаж «Курска» уже погиб.
Взрыв произошел в 11.30 12 августа. В это время на атомном крейсере «Петр Великий» ощутили мощный гидравлический удар. Акустики доложили пеленг, сообщили о хлопке и «вспышке» (так записано в журнале акустиков). Руководитель учений никак не отреагировал. «Курск» не произвел стрельбу, не выходил на связь в назначенное время - никаких эмоций на флагмане флота. Только в 23.30 корабль объявили аварийным. Именно после этого проложили пеленг, указанный акустиками, и уже через четыре часа нашли лежащую на грунте лодку.
Обратите внимание на время - 23.30. По данным экспертов, к этому моменту 23 подводника, находившихся в девятом отсеке, были мертвы. Они, как посчитали эксперты, были живы только 8 часов. Правда, считали, похоже, на глазок. По крайней мере следствие не отрицает записей, сделанных акустиками: 13 августа они зафиксировали 8 стуков (в том числе и сигнал SOS ), 14 августа 4 стука (опять был SOS ). Последний раз SOS подавался утром на третий (!) день после аварии. Следствие делает вывод: да, звуки были, но стуки производили неизвестные лица из подводной части надводных кораблей. Но какой моряк будет этим заниматься, зная, что под водой гибнут товарищи?
Штаб ВМФ требовал, чтобы на учения в море вышли спасательные суда. Ни одно не вышло! Капитан самого крупного спасательного судна Северного флота - именно на нем находились спасательные аппараты - даже не знал об учениях. Утром 14 августа, когда в девятом отсеке еще оставались живые люди, подводный аппарат «АС-34» не смог осуществить посадку на комингс-площадку отсека: аккумуляторные батареи оказались слабо заряжены. А ближе к вечеру, когда их подзарядили, в море заштормило и от спуска пришлось отказаться.
У нас так всегда: героизм одних вызван разгильдяйством других. Кто умудрился нарезать лодке длиной 150 метров район со стометровой глубиной? Это же как кита посадить в консервную банку. Кто выпустил в море экипаж, еще не отдохнувший после длительного плавания? Ведь «Курск» был в море 78 суток. Но у нас ведь практика: пришел из автономки, и тебя тут же гонят на учения. Мол, вы самые боеготовые, у вас сработанный экипаж, вам и флаг в руки. А люди ходят еле живые, уставшие. Сколько раз при пожарах в отсеки давали воздух высокого давления вместо фреона. Это же как в костер керосина добавить! Причем клапаны разные, находятся в разных местах отсека, а моряк уверен, что сделал все правильно. К тому же до этой злосчастной стрельбы экипаж «Курска» трое суток практически не спал. По личному опыту знаю: подготовка, выход, первые вахты...
На флоте, кстати, давно уже не надеются получить ответ и на такой вопрос: куда делись аварийно-спасательные силы флота, почему нет водолазов, а спасательные суда проданы за копейки за рубеж или пущены «на иголки»?
Как ни странно, виновных так и не оказалось. Через полтора года после трагедии сняли с должности командующего и начштаба флота. С туманной формулировкой «за недостатки в организационной работе». Если сняли за «Курск» - почему так поздно? А если не за «Курск», то за что? Ведь Северный флот наконец-то стал ходить в море, подъем «Курска» обеспечивали десятки судов и кораблей флота, все задачи были выполнены нормально. А самое главное: почему остался в своем кресле «главный флотоводец» современной России адмирал флота Владимир Куроедов? Кстати, за две недели до гибели «Курска» Куроедов защитил докторскую диссертацию. Что-то там о стратегическом развитии флота.
В одной из песен о «Курске» есть такие строки: «Россия, береги своих детей, не то одна останешься на свете». Чтобы беречь моряков, их нужно выводить в море. Потому что моряками становятся в море, а не на берегу.
Флот демонстрирует миру Андреевский флаг
Чтобы преодолеть «синдром «Курска», российскому флоту понадобилось почти три года. После долгих лет прозябания у причальных стенок ВМФ России выходит на просторы Мирового океана. Это во многом связано и с тем, что в этом году флот получил ассигнований на 50% больше, чем в предыдущем.
В мае в акватории Индийского океана состоялись самые мощные за постсоветское время совместные учения флотов двух стран INDRA-2003 . С российской стороны в них приняли участие корабли Тихоокеанского и Черноморского флотов: большие противолодочные корабли, ракетный крейсер, большие десантные корабли, сторожевики и т. д. С воздуха российский ордер прикрывала стратегическая авиация. Об учениях на Балтике «Час» уже сообщал. И здесь флот России был представлен мощной армадой, включающей в себя даже атомный ракетный крейсер «Петр Великий». В августе наступит очередь Тихоокеанского флота: в учениях примут участие не только морские, но и все сухопутные и воздушные соединения Дальнего Востока.
Ожидается, что вскоре флот пополнится новыми боевыми единицами. Это в первую очередь атомный подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий», который спустят на воду через три года. Он будет оснащен новой твердотопливной баллистической ракетой, носящей условное название «Булава». На очереди также многоцелевая атомная лодка «Северодвинск» и дизель-электрическая подводная лодка проекта «Санкт-Петербург». Все они являются головными в серии.
Начато строительство серии из 20 (!) корветов проекта 20380, головной корабль - «Стерегущий» - заложен еще в 2001 году. В следующем году будет начат конкурс на постройку головного корабля класса «фрегат». А после 2010 года, как заявил на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко, будут строиться авианосцы. Похоже, урок «Курска» пошел впрок...