21.11.2025 В честь 80-летия отечественной атомной промышленности — рассказ капитана 1-го ранга в отставке.
В нашем видеоинтервью ветеран морских стратегических ядерных сил Александр Евсеев вспоминает о службе на подводной лодке. Ниже мы кратко пересказываем главные тезисы.
«Ваня Вашингтон» удивил американцев Служба Александра Евсеева началась на легендарной подлодке проекта 667А — одной из тех, что стали символом технологического прорыва советского флота. В 1970-е они уже не уступали американским аналогам по вооружению, а кое в чём и превосходили их. Запас плавучести у наших лодок был в 2 раза больше, чем у ракетоносцев США, что обеспечивало им возможность всплытия в тяжёлых ледовых условиях, а также позволяло применять ракетное оружие из Арктики, чего американские корабли сделать не могли.
За сходство с подводными лодками типа «Джордж Вашингтон» в НАТО советские субмарины прозвали Yankee, а среди моряков прижилось собственное шутливое имя — «Ваня Вашингтон».
«Ревущие коровы» и тишина глубин Американцы долго иронизировали над шумностью советских подлодок первого поколения, которые они называли «ревущими коровами». Однако со временем их акустическая заметность была снижена в тридцать раз. «У первых подлодок шумность действительно была высокая, — отмечает Александр Сергеевич. — Но первый проект опередил и дал старт следующим поколениям подводных лодок. Его водоизмещение составляло 10 тысяч тонн при длине 130 метров — размером с пятиэтажный дом».
Кругосветка без единого всплытия В истории службы Александра Евсеева особое место занимает переход атомной подлодки К-408 из Северного флота на Тихоокеанский в 1971 году. Этот путь пролегал через всю планету. «Форсируя пролив Дрейка, мы были в зоне досягаемости западного побережья Соединённых Штатов. Это самый опасный участок: в летний период от Антарктиды откалываются большие айсберги, — вспоминает ветеран. — Нам выделили специальный корабль — плавучую мастерскую — и мы шли безопасно под днищем этого корабля». За 71 сутки подводная лодка ни разу не всплыла и прошла десятки тысяч километров. Маршрут К-408 стал первым межфлотским переходом такого рода.
Зачем подлодке проламывать лёд Арктический регион имеет стратегическое значение для обороноспособности России. Отсюда — кратчайшая траектория ракетного удара по территории вероятного противника, и именно поэтому Россия укрепляет свои позиции в Арктике. Ведь одно дело, когда ракета летит из глубины России, и совсем другое, если субмарина запустит её, находясь в «подбрюшье» противника. Тем более что наша лодка выходит на «огневой рубеж» подо льдом, где её не так просто обнаружить, но сначала лёд необходимо проломить. «Сам процесс всплытия во льдах — многочасовая работа, это отрабатывается в учебных центрах, — говорит Александр Евсеев. — Перед совершением манёвра применяется эхоледомер, с помощью которого определяется наименее опасный участок для всплытия».