От Куст
К All
Дата 23.11.2025 05:45:02
Рубрики Современность; Байки;

Вокруг света за 71 день: интервью с командиром подлодки


Взято с сайта игры "Мир кораблей"

http://korabli.su/ru/news/media/interview-with-a-submarine-commander/?utm_campaign=lgc-news&utm_source=lgc-mk&utm_medium=application

21.11.2025
В честь 80-летия отечественной атомной промышленности — рассказ капитана 1-го ранга в отставке.

В нашем видеоинтервью ветеран морских стратегических ядерных сил Александр Евсеев вспоминает о службе на подводной лодке. Ниже мы кратко пересказываем главные тезисы.

«Ваня Вашингтон» удивил американцев
Служба Александра Евсеева началась на легендарной подлодке проекта 667А — одной из тех, что стали символом технологического прорыва советского флота.
В 1970-е они уже не уступали американским аналогам по вооружению, а кое в чём и превосходили их. Запас плавучести у наших лодок был в 2 раза больше, чем у ракетоносцев США, что обеспечивало им возможность всплытия в тяжёлых ледовых условиях, а также позволяло применять ракетное оружие из Арктики, чего американские корабли сделать не могли.

За сходство с подводными лодками типа «Джордж Вашингтон» в НАТО советские субмарины прозвали Yankee, а среди моряков прижилось собственное шутливое имя — «Ваня Вашингтон».

«Ревущие коровы» и тишина глубин
Американцы долго иронизировали над шумностью советских подлодок первого поколения, которые они называли «ревущими коровами». Однако со временем их акустическая заметность была снижена в тридцать раз.
«У первых подлодок шумность действительно была высокая, — отмечает Александр Сергеевич. — Но первый проект опередил и дал старт следующим поколениям подводных лодок. Его водоизмещение составляло 10 тысяч тонн при длине 130 метров — размером с пятиэтажный дом».

Кругосветка без единого всплытия
В истории службы Александра Евсеева особое место занимает переход атомной подлодки К-408 из Северного флота на Тихоокеанский в 1971 году. Этот путь пролегал через всю планету.
«Форсируя пролив Дрейка, мы были в зоне досягаемости западного побережья Соединённых Штатов. Это самый опасный участок: в летний период от Антарктиды откалываются большие айсберги, — вспоминает ветеран. — Нам выделили специальный корабль — плавучую мастерскую — и мы шли безопасно под днищем этого корабля».
За 71 сутки подводная лодка ни разу не всплыла и прошла десятки тысяч километров. Маршрут К-408 стал первым межфлотским переходом такого рода.

Зачем подлодке проламывать лёд
Арктический регион имеет стратегическое значение для обороноспособности России. Отсюда — кратчайшая траектория ракетного удара по территории вероятного противника, и именно поэтому Россия укрепляет свои позиции в Арктике. Ведь одно дело, когда ракета летит из глубины России, и совсем другое, если субмарина запустит её, находясь в «подбрюшье» противника. Тем более что наша лодка выходит на «огневой рубеж» подо льдом, где её не так просто обнаружить, но сначала лёд необходимо проломить.
«Сам процесс всплытия во льдах — многочасовая работа, это отрабатывается в учебных центрах, — говорит Александр Евсеев. — Перед совершением манёвра применяется эхоледомер, с помощью которого определяется наименее опасный участок для всплытия».


От nick191
К Куст (23.11.2025 05:45:02)
Дата 25.11.2025 13:10:09

Re: Вокруг света...

"Знакомые всё лица..." (с)
nick191.