>>Получается, что ВМФ СССР было неинтересно знать как торпеды реально наводятся на цели, скажем, в Атлантике и на Тихом океане? А вот ВМС США специально искали по всему миру акватории с разными характерными гидрологиями, чтобы быть уверенными в надежности и эффективности оружия. При этом моделируя и самые различные боевые ситуации.
>У нас же торпедные стрельбы можно грубо разделить на 3 вида:
>1. Стрельбы в интересах боевой подготовки. Основная задача - проверка не торпед, а командиров и экипажей на умение их применять.
>2. Стрельбы в интересах НИОКР и госиспытаний.
>3. Приемо-сдаточные испытаний годовых партий. Цель - убедиться что изделия, изготовленные в данном конкретном году - работают в штатном режиме. Все. Как они реагируют на случайные факторы будет выяснено в боевой, упаси, Боже, обстановке.
>>Имея достаточно большой опыт натурных стрельб, могу констатировать, что с каждым годом все бОльшую часть такой работы ВМФ сваливал на промышленность. И к 1985-1990гг в-основном «надзирал» за опытными стрельбами промышленных НИОКР и «участвовал» в госах.
>Те стрельбы, что проводятся по п.2 и 3 - дело как раз промышленности. По аналогии, когда Вы покупаетет телевизор, Вы так же точно "сваливаете" на продавца демонстрацию его функций и возможностей, а сами только "надзираете". По-моему так.
Вот тут то собака и зарыта. Вы все правильно перечислили в п.п. 1-3, но в нашем ВМФ отсутствовала еще одна важнейшая составляющая – независимый от промышленности «оценочный орган» флота.
ВМС США имеют специальную организацию Naval Undersea Warfare Center (NUWC), которая сама, без участия промышленности, проводит громадное количество различных натурных испытаний оружия и систем. Причем не только опытных, но и вполне себе серийных образцов. На своих полигонах (в том числе новомодных - мобильных)и на полигонах союзников (Австралия, Канада и т.д.). С привлечением, в случае необходимости, кораблей и ЛА флота. Именно таким образом, через реальные стрельбы, они более-менее адекватно оценивают состояние оружия, видят проблемы и намечают пути развития.
У нас этого не было в принципе.
Приснопамятный «Институт оружия» (в.ч. 31303) таких возможностей не имел. И занимался, в основном, бумажной работой. Кроме нужных флоту работ по аналитике и прогнозированию, они занимались еще и «чистой наукой» - защищались диссертации по технике, писались изобретения и т.д. (Кстати, кто-нибудь подсчитывал сколько всего тысяч (!) изобретений было сделано в институтах ВМФ (и сколько из них оказались полезными)? У меня все еще лежат несколько авторских, где соавторами являются офицеры 31303:)))