> все эти штампы типа "не имеет аналогов в мире", "появление вызвало фурор" итп. порядком надоели. Почему бы не сделать объективный сюжет, без поливания грязью, но с указанием недостатков?
Сюжет был больше про историю создания. ;)
Про недостатки Вот выдержки из сюжета...
Не имея опыта и, наверное, чтобы не рисковать сразу по-крупному, размерность вертикально взлетающего ударного самолета для ВВС и Флота военные выбрали минимальную – в полтора-два раза меньше, чем у обычных ударных самолетов того поколения Су-17, Су-25 и МиГ-27. Для «сухопутного» применения это было не так важно, но для корабельного явно недостаточно, так как было определяющим для дальности полета и боевой нагрузки.
Если вспомнить, что в тот же период в США шла разработка тяжелого палубного истребителя F-14 в классе размерности Су-27,заранее можно было себе представить, с каким противником придется встретиться в воздухе над океаном нашему легкому штурмовику. Это обстоятельство впоследствии сыграло свою роковую роль в судьбе Як-36М.
Впервые необходимость повышения взлетного веса в жаркую погоду возникла еще на первых летних боевых службах «Киева» в Средиземном море. А при переходе второго авианесущего крейсера «Минск» вокруг Африки в 1979 году недостаточная вертикальная тяга стала уже серьезно мешать выполнению боевых задач.
Уже до начала испытаний было ясно, что в условиях жаркого высокогорного климата Афганистана вертикальный взлет Як-38 будет неэффективным.
. Было еще раз доказано – технические возможности самолета, его большую тяговооруженность и разгонные характеристики нужно грамотно использовать. Тем более, если машину собираются применять в условиях пониженной плотности воздуха и в жарком климате…
Как и следовало ожидать, в укор разработчикам, а не заказчикам, регулярно ставилась и невысокая дальность полета. До освоения взлета с коротким разбегом, сами пилоты жаловались на недостаточную боевую нагрузку самолета.