От georg Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 23.06.2020 00:34:29 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Re: РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК


При современных авиационных средствах обнаружения и поражения у подводной лодки (ПЛ) шансы выжить в военное время на закрытых театрах военных действий и в шельфовых морях весьма ограничены, если она рассчитывает защититься только скрытностью, без активного противодействия, т.е. поражения противолодочной авиации [1, 2]. Поэтому для обеспечения боевой устойчивости ПЛ путем поражения противолодочных вертолетов и самолетов разрабатываются различные варианты зенитно-ракетных комплексов (ЗРК).
В целом концепция использования зенитных ракет с борта подводной лодки насчитывает несколько десятков лет, причем разрабатываются различные вариант решения:
Пуск зенитной управляемой ракеты (ЗУР) с ПЛ в надводном положении, в том числе использование стандартных переносных ЗРК.
Пуск ЗУР с перископной глубины с использованием различных подъемно-мачтовых устройств, обеспечивающих надводный старт ракете
Подводный старт из торпедного аппарата, вертикальной пусковой установки или транспортно-пускового контейнера, на глубине более перископной.
Выпуск беспилотного аппарата, при этом обнаружение и пуск ракеты с него происходит на некотором удалении от ПЛ в автоматическом режиме.
В частности в Англии в 1972 г был разработан и испытан комплекс SLAM (Submarine-Launched Air Missile) на основе ЗРК Blowpipe, испытания проводились на ПЛ HMS Aeneas (SSG-72).
Выдвижная конструкция включала стабилизированный подвес с 6 ракетами, антенну командной радиолинии и телекамеру. Угол наведения по азимуту – 360°, по углу места – от –10° до +90°. Наведение SLAM на цель по азимуту осуществлялась синхронно с поворотом перископа, после чего оператором комплекса осуществлялся допоиск цели по углу места. После пуска ракета сопровождалась с помощью телевизионной камеры и наводилась на цель оператором.
Компания «Daimler Chrysler Aerospace/ European Aeronautic Defence and Space Company» разрабатывала управляемую ракету «Тритон» для оснащения подводных лодок. Ракета предназначалась для поражения воздушных целей, надводных кораблей, а также мобильных и стационарных береговых целей. В состав бортовой аппаратуры входят инерциальная система управления, лазерный высотомер, автопилот, тепловизионная головка самонаведения и приемопередающее устройство. на подводных лодках ракеты предполагалось хранить в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), которые в свою очередь загружаются в торпедные аппараты. Первоначальное обнаружение цели осуществляется гидроакустическим комплексом подводной лодки. При старте ракета выталкивается из торпедного аппарата, на безопасном расстоянии от ПЛ включается твердотопливный двигатель и раскрывается крыло ракеты. Обмен данными между ПЛ и ракетой, получение изображения объекта атаки, а также целеуказание на конечном участке траектории осуществляется по оптоволоконному каналу. Принятие УР «Тритон» на вооружение подводных лодок ВМС Германии ожидалось в 2002 – 2003 годах [3].
Компаниями «Aérospatiale / European Aeronautic Defence and Space Company» (Франция) и «Messerschmitt-Bolkow GmbH» (Германия) разработан комплекс Polypheme SM. За основу для зенитной ракеты подводного запуска взят ее противовертолетный вариант. Однако, в отличие от него, вместо стандартной ТВ-камеры ракета подводного комплекса Polypheme-SM получил тепловизионную/инфракрасную камеру. Исходные данные о наличии цели обеспечивает бортовой ГАК ПЛ. Пусковой контейнер после отстреливания всплывает по заданной траектории. Ракета заключена в прочную водонепроницаемую капсулу диаметром 240 мм, длинной 1,95 м и весом 105 кг, выбрасываемую из подводной лодки сжатым воздухом и снабженную собственным двигателем и катушкой с оптоволоконным кабелем. Стартовый двигатель позволяет капсуле с ракетой пройти под водой расстояние до 900 м. При выходе на поверхность капсула раскрывается и освобождает ракету, на которой включается двигатель, раскрывается оперение, затем включается тепловизионная камера. Запуск ракеты с ПЛ возможен с глубины до 300 м. Принятая компоновка ракеты обеспечивает дальность полета 10 км. на начальном участке полета оператор на борту ПЛ осуществляет поиск цели, используя для этого один из двух режимов: если дальность и пеленг цели определены с достаточной точностью, ЗУР выходит на траекторию перехвата; когда точное местоположение цели неизвестно, ЗУР набирает высоту с разворотом и тепловизионная камера сканирует пространство. Оператор на борту ПЛ оценивает воздушную обстановку, идентифицирует цель и захватывает ее. Наведение ракеты на выбранную цель после ее захвата осуществляется автоматически, но остается под контролем оператора [4].
Принятие на вооружение комплекса Polypheme планировалось в ВМС Германии в 2002 году, во Франции – в 2004 году [3].
Французская компания DCNS представила два варианта зенитного ракетного комплекса A3SM, предназначенного для самообороны подводных лодок. Первый вариант комплекса (A3SM Mast) представляет собой поворотную трубу с находящейся внутри ракетой переносного зенитного ракетного комплекса MBDA Mistral, поднимаемую на специальном мачтовом выдвижном устройстве, находящемся в ограждении выдвижных устройств подводной лодки. Целеуказание и прицеливание осуществляется с помощью опто-электронного перископа.
Второй вариант комплекса (A3SM Underwater Vehicle) использует ЗУР на основе ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» MBDA MICA и имеет дальность стрельбы до 20 км. Ракета размещается в капcулизированной пусковой установке, аналогичной предназначенной для запуска подводных лодок капсуле противокорабельной ракет MBDA Exocet SM39, и выстреливается через стандартный 533-мм торпедный аппарат.
Компания Diehl совместно с другими компания, включая группу HDW, разработала комплекс IDAS (Interactive Defence and Attack System for Submarines) предназначенный для поражения низколетящих и низкоскоростных воздушных целей. Ракета комплекса IDAS имеет длину 2,6 м, диаметр 180 мм и вес 260 фунтов, боеголовку массой 29 фунтов и дальность стрельбы не менее 15 км.
Комплекс состоит из транспортно-пускового контейнера (ТПК) загружаемом в 533-мм торпедные аппараты, в котором располагаются четырех управляемые ракеты. Ракеты оснащены твердотопливным двигателем, тепловизионной головкой самонаведения и волоконно-оптической линией связи с подводной лодкой. Первоначальное обнаружение цели осуществляется гидроакустическим комплексом подводной лодки. Двигатель ракеты запускается в торпедном аппарате (транспортно-пусковом контейнере), ракеты выходят из аппарата как торпеды, далее в процессе движения под водой от ракеты отделяются катушки с волоконно-оптическим кабелем телеуправления, потом распрямляют управляющие поверхности. Наведение осуществляется при помощи оптико-волоконной линии связи с помощью тепловизионной/инфракрасной камеры на ракете. на воздушном участке траектории полета оператор наводит ракету на цель до захвата ее системой самонаведения.
В 2008 году был выполнен демонстрационный пуск ракет с ПЛ U33 типа 212. Первоначально IDAS систему планировалось принять на вооружение ВМС Германии в 2014 году, но программа была заморожена в рамках сокращения военного бюджета Германии.
В США было проведено успешное испытание, с пусковой установки КР Tomahawk, размещенной на подводной лодке, была запущена УР AIM-9X Sidewinder с инфракрасной системой самонаведения. Тест проводился для Naval Sea Systems Command в U.S. Army’s McGregor Test Range в Нью-Мексико 19 ноября 2005.
В разрабатываемом комплексе Sea Serpent ракету намечено размещать в герметичной всплывающей капсуле (диаметр 0,51 м, длина 6,1 м), что позволит применять ее с глубин до 50 м. Выдачу целеуказания ЗРК планируется осуществлять по данным штатных средств освещения обстановки (гидроакустические, радиолокационные станции, перископы и комплексы радиоразведки). Принятие комплекса на вооружение подводных лодок ВМС США можно ожидать не ранее 2017 года [5].
В России также ведутся работы по созданию подобных ракетных комплексов. В частности, в одном из проектов [4] используется комплекс выдвижного типа, который находится в междубортовом пространстве и не имеет проникающих частей в прочный корпус. Комплекс подготавливается к действию на глубине до 80 м, а затем ПЛ выходит на перископную глубину уже с развернутым комплексом, что позволяет произвести прицеливание и выстрел менее чем за 60 секунд. Масса контейнера вместе с ПЗРК составляет 40 кг.
Большинство разработок, основанные на телеуправлении зенитных ракет, применимы для ПЛ на малых скоростях подводного хода и с ограниченной возможностью уклонения от средств обнаружения и поражения. Управление ракетами ограниченно по нескольким причинам: с повышением скорости ПЛ теряется акустический контакт с воздушной целью, что с учетом высокоманевренных качеств цели делает наведение ракет оператором малоэффективным; возможен обрыв провода телеуправления, попадание его в винты, рули, ограждение рубки и другие выступающие части; в ряде случаев ПЛ приходится маневрировать с открытой передней крышкой ТА, что снижает живучесть ПЛ и может вызвать механическое повреждение привода передней крышки.
Поэтому отдельным направлением работ является разработки по необитаемым аппаратам вооруженных ЗРК, запускаемый из торпедного аппарата или вертикальной ПУ, для контроля воздушного пространства в районе нахождения лодки. В качестве примера можно привести противовоздушный автономный универсальный комплекс самообороны подводных лодок (RU 2382313): Он состоит из всплывающего контейнера с зенитными ракетами, выполненного разделяющимся на плавающие сегменты. Комплекс содержит системы: активации и всплытия на поверхность, развертывания, стабилизации и учета углов крена на волнении, поиска и локализации целей, поражения целей и самоуничтожения. Основной сегмент имеет в надводной части радиолокационное приемоизлучающее устройство, а в подводной части – устройство стабилизации на волнении. Способ применения указанного комплекса включает выстреливание транспортно-пускового контейнера в надводное положение из пусковой установки подводной лодки, находящейся в подводном положении.
Установка нескольких подобных аппаратов позволит теоретически создать зону боевого воздействия, в которой ПЛ может осуществлять автономное относительно безопасное маневрирование в течение времени действия комплекса, при этом воздушные объекты, оказавшиеся в пределах зоны боевого воздействия, будут автоматически обнаружены, классифицированы и обстреляны одной или несколькими зенитными ракетами. Однако данная система может быть уязвима как для авиационных средств поражения радиолокационных станций, так и для уничтожения надводными силами. Наведение ЗУР на цель осуществляеться с помощью головки самонаведения, что при значительных расстояниях и применении помех снижает вероятность наведения и перехвата цели. К тому же в ряде случаев ограничением в применении будет выступать бальность волнения и др внешние факторы.

Заключение

Дальнейшее развитие ЗРК, скорее всего, пойдет по пути разделения комплексов для ПЛ малого [7] и большого водоизмещения. ПЛ ВМФ, действующие чаще всего в открытом море, скорее всего, выберут концепцию предполагающую запуск капсулы с ракетой из торпедных аппаратов или вертикальных пусковых шахт, смонтированных на подводной лодке с дальностью поражения свыше 20 км и высотой поражения до 10 км. Применение подобных комплексов даст возможность ПЛ повысить свою безопасность от угроз со стороны противолодочной авиации.
В тоже время универсальная малогабаритная ракета для поражения морских и наземных целей, для которой поражение воздушных целей лишь одна из ее задач, является более универсальной системой, так как на закрытых морских театрах в качестве целей могут выступать и малые цели, для уничтожения которых применение торпедного оружия невозможно или не оправдано.
Романова Е.А., Чернышов Е.А., Романов А.Д. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-2. – С. 227-231;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34968 (дата обращения: 22.06.2020).

У меня вопрос, а надо-ли городить такой огород? Подводная лодка против самолёта, это "круто"..., но смысла мало.


С уважением.



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100