ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР.
Установки ЭХГ широко применялись в нашей стране как источники питания космических спутников на орбите, обладали малой массой, небольшими объемами и длительной устойчивой работай в невесомости.
Впервые в отечественном судостроении ЭХГ был поставлен на подводную лодку С-273, переоборудованную из проекта 613 в 613Э «Катран». Ходовые испытания лодки с ЭХГ начались в 87-88г. Разработкой установки совместно занимались ЦКБ «Лазурит», объединения «Квант» и «Криогенмаш».
Если обычные подлодки 613-го проекта на двух-узловой скорости без подзарядки батарей могли находиться под водой фактически в течение четырех суток, то при использовании ЭХГ этот срок возрастал до месяца.
С 1978 года головным разработчиком пропульсивных систем с электрохимическими генераторами стало Специальное конструкторское бюро котлостроения. СКБК обратилось к опыту Уральского электрохимического комбината и НПО «Энергия» по созданию электрохимических генераторов для космических аппаратов. Это позволило резко уменьшить массо-габаритные характеристики разработанного к тому времени двигателя «Кристалл-20». В нем, так же как и в энергоустановке С-273, используются кислород и водород. Но водород хранится не в емкости, а находится в связанном виде - в интерметаллидном соединении (сплав металла в соединении с водородом).
В СКБК создаются ЭХГ второго поколения - «Кристалл-27» и «Кристалл-273», которые могут устанавливаться в качестве вспомогательных на российских дизель-электрических подводных лодках проекта 677 и их экспортной модификации «Амур-1650». По расчетам, «Кристалл-273» позволит увеличить подводную автономность лодок типа «Амур» на 15-45 суток.
Отечественная ЭХГ для Амуров «Кристалл»-27 модуль/отсек дл.14м шр.6 (в отличии от пр212 всё и ЭХГ и ёмкости в одном модуле) два модуля 2х125k.w. На испытаниях 3уз./3,5 недели.