От 2503
К All
Дата 31.05.2008 22:20:51
Рубрики Современность; Матчасть;

кое-что интересное о разработке торпед в ВМФ

Отдел наблюдающий за разработкой торпед на тепловой энергетике (ученые и техника решают все)

Возглавлял отдел кап. 1 ранга Бобин Борис Михайлович. Из флотских офицеров. Протеже Валентина Михайловича. Пришел в отдел недавно, "на готовое". "Ученье - свет, а ученых тьма" сказано как раз об этом отделе. Они тут развелись задолго до прибытия Бориса Бобина. Впрочем, он сам немножко ученый: кандидат каких-то наук. Это ученым отдела в утешение что ими руководит не совсем уж неуч, как в отделе эксплуатации: начальник и заместитель "от сохи". Плотность ученых на 1 квадратный метр в отделе Бориса Бобина превышает плотность населения в Шанхае.
Один - великий. Это Скрынский Николай Георгиевич.
Два крупных. Это д.т.н. Калинин Геннадий Евгеньевич и Левин Михаил Аронович.
Пять средних. Это возможные кандидаты в крупные.
В отделе всего-то душ 15. За "учеными" некому портфели носить. Не смотря на засилье ученых дела с тепловыми торпедами оказались в полнейшем завале.
Однако по порядку.
Ларион со своей научной темнотой никак не мог сообразить, в чем заключается величие Н.Г. Скрынского? Приличных тепловых торпед нет а ученый велик. Как он умел говорить! Соловей так не споет песню, Пушкин не напишет поэму так, как о науке говорил Николай Георгиевич!
Впечатление было таки что сама концентрированная наука распространяется от него волнами, как аромат от огромного букета роз. Наконец Лариону подсказали, что Николай Георгиевич - великий методист. То есть специалист по руководству написанием диссертаций. И действительно производство диссертаций было поставлено на поток. Диссертации защитили; Цветов, Шкред, Арсентьев, Мамчур, Ерахов, двое из Кораблестроительного института. Первая зона горения, вторая зона горения. В общем они сначала работали на диссертации, а после диссертации на них. Не отдел а кузница научных кадров. И что же наковали в "металле"?
В годы расцвета научной деятельности отдела, как говориться "сошла со стапеля" торпеда 53-61. Торпеда поражала носовую часть корабля, хотя надо бы корму. Но это вопрос не к ним, а к аппаратурщикам разработавшим такую ССН. А вот уникальный трехмесячный срок содержания торпеды на лодке, вместо заданного и обещанного целого года, - исключительно их достижение. Знатоки перекиси водорода" Пустячок". Стартовый запас перекиси водорода - семь литров - размещается в емкости объем которой мал, а площадь очень велика. Скорость разложения перекиси от соприкосновения с большой площадью поверхности была столь велика, что уже через 3 месяца хранения перекись становилась "жидкой" и ее концентрация не обеспечивала теплового процесса. И перевооружайся подводным лодкам каждый квартал, только успевай база оружия возить перекись со складов топливной службы и обратно! А что бы исправить дело нужно разработать новый резервуар окислителя, систему подачи окислителя в камеру сгорания, возвратить на завод весь задел поставленных торпед, перебрать и отстрелять торпеды на полигоне. И не меньше! Вскоре была принята на вооружение торпеда 53-65, которая разрабатывалась под научным наблюдением наших ученых. На нее возлагались не просто большие а, огромные надежды. Гребные винты поражали своей мощью, преобразуя 1800 л.с. турбины в почти фантастическую скорость около 70 узлов. Куда этим американцам до нас!
Главком, заслушав красочный доклад по этой торпеде, сказал "хорошая торпеда". Не знал он того что докладывали по американски: "говорите правду, как можно больше правды, но никогда ене говорите всю правду". ЕЕ и не говорили. Возможно потому что сами ее еще не знали. Одно дело плакаты - совсем другое - живая торпеда.
Начальство Главка, УПВ, "Гидроприбора" и Обводного канала, дела вдаль не отлагая развило энергичную деятельность по получению званий лауреатов различных премий и "знаков". Ну и правильно, почесываться в таких делах нельзя, кто не успел тот опоздал. Когда льет дождь из наград впереди, само собой начальники. Начальников можно понять: на каком-нибудь приличном совещании от промышленности все сплошь кандидаты, лауреаты, доктора, профессора, а то и академики, а наши начальника в лучшем случае простые адмиралы, а то и вообще "капразы". Куда это годится? …

Однако прошу к торпеде.
Идет пристрелка торпед на полигоне. И у двух торпед разрываются резервуары окислителя по образующей цилиндра.
Начало стрельб на Черноморском флоте в порядке освоения торпеды флотом. Группу специалистов возглавляет великий ученый Н.Г. Скрынский. Первый выстрел - и разрыв резервуара окислителя. Хорошо - после выстрела, уже в море, а не "до того": в ТА или - упаси Боже! - в отсеке лодки. Комиссия дрогнула: перспектива получить почти полтонны перекиси водорода в отсек любого приведет в чувство. …..
Высокое начальство в Главке, в УПВ, в институтах зачесало затылки: что делать? А серийное изготовление торпед набирает обороты. Срочно в опытном порядке разрабатывается новая конструкция резервуара окислителя с новой системой вытеснения перекиси в камеру сгорания: насосом. Неудача. В насосах иногда взрывалось небольшое количество перекиси. Так называемые "хлопки". Новая разработка с новой системой подачи перекиси: поршнем. Неудача ….
Первая партия торпед поступила на тихоокеанский флот. Группа специалистов под руководством самого Главного конструктора Д. Кокрякова 3 недели учила торпедистов арсенала - людей достаточно сведущих, в технике подобного рода - и не смогли приготовить торпеду к выстрелу.
Начальник ОТК читал формуляры торпед и только диву давался: приемный выстрел …6…8, у одной даже 14й! С ума можно сойти! Ясно, военпредов просто изнасиловали при сдаче им торпед. И все это при том что выстрел следует сразу после приготовления торпеды. А что же будет когда она полежит в лодке обещанный годик?
Начальник МТУ ТОФ кап. 1 ранга М.А. Бродский ознакомился с устройством торпеды: 2 парогазогенератора, 2 газовых редуктора, а всевозможных клапанов в ней и не сосчитать! Посмотрел на героические усилия бригады Главного конструктора, побеседовал со своими специалистами и торпедистами арсенала. И засомневался "а будет ли толк с этой торпеды"? А тут еще с ЧФ поступила информация о разрыве резервуара окислителя при выстреле. Бродский, переживший год назад гибель 2х человек при взрыве перекиси водорода в канализации, подумал что только этого нам еще не хватает. И отгрузил в УПВ телеграмму: "освоение торпеды 53-65 флотом считаю нецелесообразным ввиду крайней сложности в приготовлении и низкой надежности". В УПВ уже сами поняли что с этой торпедой "что-то не так". А Бродский приказал - уже фактически - отгрузить полученные торпеды в Совгавань, заложить их на самый дальний угол арсенала, где они благополучно и дождались утилизации. И что? Так уж все и плохо? Плохо, конечно. Чего уж тут хорошего?
Торпеда ни дня не находилась в боекомплекте подводных лодок.
Единственный выстрел в порядке освоения торпеды флотом окончился неудачей.
…..
С великим ученым все ясно. А что же крупные ученые?
Как оказалось, у них нет единства мнений о том, какой должна быть энергетика тепловых торпед в ближайшем будущем.
Первый крупный ученый занимался экзотическими видами топлив и про них все знал. Второй крупный ученый жег алюминий в морской воде. Работали "на перспективу". Первый крупный ученый считал что Второй крупный ученый занимается тупиковой работой и реального выхода из нее не будет. Что возможно американцы втравили Второго крупного в заведомо нерешаемую проблему отвлечения научных сил на ложное направление. Второй крупный был категорически не согласен с Первым и упорно жег алюминий. Начал с того что алюминий горел аж… 6 секунд. Лиха беда начало! Процесс пошел! В результате упорной пятнадцатилетней работы процесс продолжался уже ….21 секунду. После этого и ученым стало ясно что работа может завершиться только к концу тысячелетия, но не 2 а 3-го. (Неучи уже давно поняли что из этого роя …. Ничего не выйдет)
Академик Арцимович сформулировал такую мысль: научная работа есть способ удовлетворения собственного любопытства за государственный счет. Второй крупный ученый за 15 лет удовлетворил свое любопытство вполне.
В эти годы шла разработка торпеды УГСТ. Топливо этой торпеды не требовало окислителя. Оно находилось под научным крылом Первого крупного ученого. Но и ему самому не удалось укротить топливо. Отработка ЭСУ на специальном стенде нередко заканчивалась взрывами. При этом вылетали ворота помещения, в котором находился стенд. Специально на этот случай их сделали облегченными. Остроумный начальник торпедного управления как-то отметил: "прогресс налицо: раньше процесс продолжался 5 секунд и ворота улетали на 5 метров, теперь у нас процесс продолжается уже 8 секунд и ворота улетают на 8 метров". Техническая проблема оказалась нерешенной. Тема была закрыта.
Кто решится доложить в Военно-промышленную комиссию что техническую проблему решить не удалось и работу по теме целесообразно прекратить? И доложили не совсем то. Главк запроси о трудоемкости изготовления торпеды УГСТ. Директор завода ответил. Суть ответа: примерно 2 раза больше чем у торпеды 53-65К. Начальник Главка под угрозой применения самых суровых мер потребовал отозвать телеграмму о трудоемкости и прислать новую, в которой трудоемкость была бы указана на порядок больше. Таким образом не только очень трудно, но и слишком дорого. А потому нецелесообразно. Подставление задницы подчиненного под возможный, хотя и очень серьезный "фитиль" за "дачу заведомо ложных показаний" - тот самый случай.
Вернемся однако к ученым. Редчайшее явление в науке: оба крупных ученых оказались правы в том смысле что реального выхода - в металле - ни у кого не было. Правда 1й крупный ученый оказался таки правее 2го: торпеда УГСТ один раз прошла половину расчетной дистанции.

……
В результате к началу 70х годов по торпедам на тепловой энергетике мы имели:
53-56, 53-57 без ССН с эффективной дистанцией стрельбы порядка 3,5 км
53-61, 51-65МА с 3х месячным сроком содержания на ПЛ и всеми хлопотами с перекисью водорода
53-65 пригодилась только на запчасти
Эти торпеды только для ПЛ. А для НК 30тилетняя старушка 53-39 в 3х вариантах исполнения 53-39ПМ, 53-51 (та же торпеда, но с неконтактным взрывателем), 53-56В (та же торпеда но с новым наименованием). Эффективная дистанция стрельбы 2х торпедным залпом торпедами 53-39 менее 3 км. Ближе ….только на таран идти. Картина Репина "Приплыли"

…..

А кто же завел дело в такие дебри?
Прежде всего те кто принимает решение какие торпеды разрабатывать. Кто платит тот и заказывает музыку. А распорядитель кредитов это начальник торпедного отдела центрального управления ВМФ. Военным советником у него главный торпедный ученый - начальник Торпедного управления в Военно-морском институте.

Ларион Бозин "Очерки торпедной жизни" СПб 2006 г.

От Igor
К 2503 (31.05.2008 22:20:51)
Дата 01.06.2008 23:53:03

Re: кое-что интересное...

День добрый

>Ларион Бозин "Очерки торпедной жизни" СПб 2006 г.

Я так понимаю вывод - " как все было плохо?".
Ничего не могу сказать о Л.Бозине (лично не знаком), но, по моему мнению, он пользуется тем же приемом о котором сам и пишет: "говорите правду, как можно больше правды, но никогда не говорите всю правду".
Я так понимаю у Р.Гусева с ним были теплые дружеские отношения и некоторые главы он написал со слов самого Л.Бозина. Вчитаемся.
Разговор с Н.Г.Скрынским:
С - "Сначала исследуйте существующие методы планирования и организации работы базы и сделайте ее математическую модель. Затем обоснуйте оптимальную структуру базы из критериев качества, эффективности. И у вас сами явятся пути повышения ее боеготовности."
Б - "Это все можно сделать, но это никому не нужно. Ну, оптимизирую я все это хозяйство и окажется: межремонтные сроки можно увеличить, объем ремонта сократить, а старые образцы сдать в металлолом, и тогда выяснится, что половину рабочих можно будет уволить из-за отсутствия ремонтного фонда, а зарплату сократить. И кто на это пойдет? А если завтра война с окружающим нас империализмом? Существующая неоптимальная система гарантирует наличие «горячего» резерва и широкой подготовки кадров. Получается фифти-фифти. Всякая неоптимальная система с одной «кочки» зрения может оказаться наиболее оптимальной с другой."

Вы против оптимизации???? А вот Л.Бозин почему-то против.
Л.Бозин возглавил отдел эксплуатации ИНСТИТУТА, т.е. он должен по идее развивать методологию эксплуатации торпед с точки зрения науки (практики пускай в УПВ сидят). Он и предлагает: "Техническое обеспечение торпедной подготовки - все эти практические торпеды, средства подъема, торпедоловы и прочее требовали не оптимизации своих параметров, а коренной ломки. С началом эксплуатации универсальных торпед это стало совершенно очевидно. Сверхтяжелым от втиснутой энергетики и электроники, им, чтобы всплыть в конце дистанции, нужно было надувать специальные резиновые понтоны, а подъем их на торпедолов требовал высочайшей сноровки и ловкости. Массовость применения торпед с «пузырями» обеспечить было невозможно. Торпедные стрельбы надо заменять на «электронные». Но переломить это в сознании специалистов было практически невозможно. Теперь практическая торпеда должна загружаться в торпедный аппарат, многократно «выстреливаться» без выхода из него и по возвращении подводной лодки с моря сдаваться для специальной расшифровки."

Я лично за практические стрельбы, а не за "электронные". Нафига таскать "электронную" торпеду, если это же можно отработать на тренажере?
Далее
"Но нужно начинать не с оптимизации окружающего бытия, а с коренной ломки сложившейся практики. А ломаться она уже начала. В сфере производства. Исчезал «краеугольный камень» в технологии производства торпед - пристрелка. Должны исчезнуть и другие глыбы, теперь в области эксплуатации торпед на флотах - массовость применения практических торпед."

А "пристрелке" подвергалась каждая изготовленная торпеда. Вам какая машина больше понравится? Та которая откатала по автодрому положенное количесвто кругов, или которая с конвеера и на продажу?

Ладно, это были "штрихи к психологическому портрету". Теперь конкретно. По выводам.

>В результате к началу 70х годов по торпедам на тепловой энергетике мы имели:
>53-56, 53-57 без ССН с эффективной дистанцией стрельбы порядка 3,5 км
>53-61, 51-65МА с 3х месячным сроком содержания на ПЛ и всеми хлопотами с перекисью водорода
>53-65 пригодилась только на запчасти

Это все правильно, только Л.Борзин "забывает" (или не обращает внимание на сложившиеся на тот период условия), что после ВОВ, получив в "наследство" немецкие разработки "ингалиновой" торпеды "G-7i" это направление в торпедостроении в то время было признано перспективным, т.к. энергитический потенциал компонентов очень высок. Не стоит так же забывать, что тогда был нужен "носитель" для СБЧ.
Для справки:
В 1944 г. немцами на пристрелочной станции в Экернфиорде произведен отстрел партии "ингалиновых" торпед:
-30% без замечаний;
-35% торпеды прошли дистанцию с некоторыми замечаниями;
-32% наблюдались неполадки (торпеды не прошли заданные дистанции);
-3% неудовлетворительные выстрелы (отказ в зажигании или работе двигателя);
-1% произошли взрывы.
(Если что неверно, я думаю поручик Брумель поправит)

В процессе создания нашими конструкторами были найдены собственные оригинальные решения некоторых вопросов. Итогом разработки "ингалиновой" темы стала 65-76 (за нее можно приводить доводы как "за", так и "против", но она есть). Шведы между прочим имеют на вооружении Тр-62.

А какие еще тепловые торпеды были к 70-м годам?
53-39ПМ (год принятия -49, к сожалению у меня даннх когда их сняли с вооружения нет)
53-56 (1956)
53-58 (1958)
53-56В (1964)
И наконец 53-65К (1969)

>Эти торпеды только для ПЛ. А для НК 30тилетняя старушка 53-39 в 3х вариантах исполнения 53-39ПМ, 53-51 (та же торпеда, но с неконтактным взрывателем), 53-56В (та же торпеда но с новым наименованием). Эффективная дистанция стрельбы 2х торпедным залпом торпедами 53-39 менее 3 км. Ближе ….только на таран идти. Картина Репина "Приплыли"

С НК могли использоваться:
53-56 50 узлов/8 км или 40/13
53-58 40/10
53-56В 50/4 или 40/8
и наконец та же 53-65К.
Но к 70-м годам использовать НК в режиме ТК никто вроде уже и не думал?

С уважением

От 2503
К Igor (01.06.2008 23:53:03)
Дата 02.06.2008 17:07:36

Re: кое-что интересное...

Здравствуйте!

>Я так понимаю у Р.Гусева с ним были теплые дружеские отношения и некоторые главы он написал со слов самого Л.Бозина.

И да и нет. Если сравнить «Очерки торпедной жизни» и «Такова торпедная жизнь», то одни и те же факты там часто интерпретируются по разному. Порой очень. Особенно тема УСЭТ-80 (по которой Гусев был повязан по полной)

>Разговор с Н.Г.Скрынским:
>……………..
>Получается фифти-фифти. Всякая неоптимальная система с одной «кочки» зрения может оказаться наиболее оптимальной с другой."

>Вы против оптимизации???? А вот Л.Бозин почему-то против.

Вопрос не в самой оптимизации а ее критериях, и в этом Бозин прав, постановка вопросов об оптимизации имела смысл только в масштабе ВМФ, и только после этого в масштабе отдельной части (корабля) – кстати именно в этом, в значительной степени заключалась трагедия 705 проекта

Хорошо, допустим «оптимизировали» по Вашему одну часть (ТТБ) по критерию минимальных человеческих ресурсов на приготовление торпед. А завтра циклон, и никакого приготовления не будет пока хранилища не откопают, а штаты уже сокращены. Ч.Д..?

Отличный пример всему этому есть в книге Федосова (гендиректор ГосНИАС) по содействию танкостроителям в поисках доказательства преимуществ ГТД на танке, вопрос ставился в плоскости боевых возможностей отдельного танкового подразделения, НО – оценить ситуацию в масштабе соединения – танковой дивизии, не говоря уже о возможностях группировок на ТВД было «недосуг» (да танк хорош, но только вот кто ему горючее подвезет в условиях вероятного господства авиации НАТО на ТВД?), с учетом всех факторов, в т.ч. «длину» и «объем» транспортных колонн

Нахрена нужна такая «оптимизация»?


>Л.Бозин возглавил отдел эксплуатации ИНСТИТУТА, т.е. он должен по идее развивать методологию эксплуатации торпед с точки зрения науки (практики пускай в УПВ сидят). Он и предлагает: "Техническое обеспечение торпедной подготовки - все эти практические торпеды, средства подъема, торпедоловы и прочее требовали не оптимизации своих параметров, а коренной ломки. С началом эксплуатации универсальных торпед это стало совершенно очевидно. Сверхтяжелым от втиснутой энергетики и электроники, им, чтобы всплыть в конце дистанции, нужно было надувать специальные резиновые понтоны, а подъем их на торпедолов требовал высочайшей сноровки и ловкости. Массовость применения торпед с «пузырями» обеспечить было невозможно. Торпедные стрельбы надо заменять на «электронные». Но переломить это в сознании специалистов было практически невозможно. Теперь практическая торпеда должна загружаться в торпедный аппарат, многократно «выстреливаться» без выхода из него и по возвращении подводной лодки с моря сдаваться для специальной расшифровки."
>Я лично за практические стрельбы, а не за "электронные". Нафига таскать "электронную" торпеду, если это же можно отработать на тренажере?

Полностью согласен с Вами
Кстати никаких особых проблем по подъему переутяжеленных изделий «с мешками» не усматриваю (причем лично приходилось заниматься этим неоднократно), систему довели до вполне надежного уровня

>А "пристрелке" подвергалась каждая изготовленная торпеда. Вам какая машина больше понравится? Та которая откатала по автодрому положенное количество кругов, или которая с конвейера и на продажу?

Насколько мне известно, вопрос с «пристрелкой» каждой торпеды закрыт уже давно и во всем мире


>В результате к началу 70х годов по торпедам на тепловой энергетике мы имели:
>53-56, 53-57 без ССН с эффективной дистанцией стрельбы порядка 3,5 км
>53-61, 51-65МА с 3х месячным сроком содержания на ПЛ и всеми хлопотами с перекисью водорода
>53-65 пригодилась только на запчасти

>Это все правильно, только Л.Борзин "забывает" (или не обращает внимание на сложившиеся на тот период условия), что после ВОВ, получив в "наследство" немецкие разработки "ингалиновой" торпеды "G-7i" это направление в торпедостроении в то время было признано перспективным, т.к. энергитический потенциал компонентов очень высок. Не стоит так же забывать, что тогда был нужен "носитель" для СБЧ.

Кислородная энергетика в калибре 53 см вполне обеспечивала необходимые транспортные характеристики для реализации оптимальных позиций стрельбы до конца 90х годов. При условии применения тнормальных ССН (а не парфеновского урода)

>В процессе создания нашими конструкторами были найдены собственные оригинальные решения некоторых вопросов. Итогом разработки "ингалиновой" темы стала 65-76 (за нее можно приводить доводы как "за", так и "против", но она есть).

65-76 – великолепная машина!
К сожалению ей очень не хватало телеуправления и нормальной ССН (а не «парфеновского урода»)

>Шведы между прочим имеют на вооружении Тр-62.

В курсе

>А какие еще тепловые торпеды были к 70-м годам?
>53-39ПМ (год принятия -49, к сожалению у меня данных когда их сняли с вооружения нет)
>53-56 (1956)
>53-58 (1958)
>53-56В (1964)
>И наконец 53-65К (1969)

Без ССН (53-56, 53-58)
53-61 – массовой торпедой стать не могла из-за конструктивного недостатка определявшего всего лишь 3 месячный срок хранения на борту, НО – имевшая ССН с ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ лоцированием кильватерного следа – направления от развития которого мы некоторое время спустя отказались и зря!
53-65К – разработки Алма-Аты, и к которой отношение «Гидроприбора» и «обводников» было очень мягко говоря «сдержанное», но с парфеновской ССН с вертикальным лоцированием кильватерного следа цели, снижавшей эффективные позиции стрельбы до более чем недостаточного уровня

>Эти торпеды только для ПЛ. А для НК 30тилетняя старушка 53-39 в 3х вариантах исполнения 53-39ПМ, 53-51 (та же торпеда, но с неконтактным взрывателем), 53-56В (та же торпеда но с новым наименованием). Эффективная дистанция стрельбы 2х торпедным залпом торпедами 53-39 менее 3 км. Ближе ….только на таран идти. Картина Репина "Приплыли"

>С НК могли использоваться:
>53-56 50 узлов/8 км или 40/13
>53-58 40/10
>53-56В 50/4 или 40/8

Речь идет не о полной дальности хода, а об эффективной дистанции стрельбы

>Но к 70-м годам использовать НК в режиме ТК никто вроде уже и не думал?

Думали, и грузили. Кстати и смысл в этом был – для непосредственного слежения за ценными боевыми единицами противника

>сейчас он подходит к главному в своём выступлении:
>- Нет конкуренции у «Гидроприбора». Что ни сделает, мы вынуждены брать, а то, что он сейчас предлагает и рассматривать не хочется. Вот упёрся в эту идею стволов по теме «Тапир». Уже всем становится ясно, что и современные материалы не выдерживают такую высокую температуру. Нужно пробовать новую схему, но это означает работу с нуля. Конкурент шёл бы в параллель."
>Р.Гусев "Такова торпедная жизнь"

конкурент как раз был (Алма-Ата), причем делавший именно то о чем говорил Скрынский – тема «Магот» - «Тапир» на кислородной энергетике

С уважением

От 2503
К 2503 (02.06.2008 17:07:36)
Дата 02.06.2008 18:52:42

"Магот" (из Бозина)

Пока на заводе и в Военном представительстве оставались энтузиасты - Резчик, Колядин, Гинзбург, Барыбин и другие - работа с торпедой 53-65К продолжалась. Направление работы - повышение коэффициента полезного действия. Доработав турбину по четырем позициям, Д. Гинзбург получил прирост мощности в 100 лошадиных сил при тех же расходах энергокомпонентов. Отличный результат: это увеличение мощности турбины на 25%. Не давалось техническое решение проблемы использования 20% «мертвого» запаса кислорода. Но и эта задача оказалась разрешимой: один сообразительный флотский торпедист подсказал Гинзбургу простое и красивое техническое решение этой проблемы. В итоге оказалось возможным увеличение энергоресурсов торпеды примерно на 40%. Торпеда созрела для серьезной модернизации в плане увеличения скорости и дальности хода в наилучшем их сочетании для получения максимальной эффективной дистанции стрельбы. Но время противокорабельных торпед, так же как и противолодочных, прошло. Наступило время торпед, универсальных по целям. С такими торпедами становятся возможными многоторпедные залпы по груп¬повым надводным целям с больших дистанций: существенное увеличение боевых возможностей подводных лодок.
Руководитель Военного представительства Петр Колядин решил изучить возможность разработки универсальной торпеды на основе торпеды 53-65К. Теоретическое решение задачи обеспечения работы турбины в условиях большого противодавления (на глубинах до 600 метров - на такие глубины хода проектировались подводные лодки вероятных противников) существовало. Скорость торпеды на глубинах порядка 600 метров снижалась, но до приемлемого уровня На больших - порядка 800 - 1000 метров была - по расчетам - уже недостаточной. Наработки по этой проблеме были у филиала «Гидроприбора». Нужно было реализовать теорети¬ческое решение в условиях завода, отработать на специальном стенде. Тогда можно будет, как и в случае с торпедой 53-65К, выйти в УПВ с предложением еще раз. Взять торпеду УГСТ, вынуть из нее экзотическую энергосиловую, ни в какую не желающую работать, установку и заменить ее сравнительно простой кислородной. А все то положительное, что наработано в УГСТ, реализуется. Технические характеристики будут немного ниже, чем обещанные в УГСТ, но они будут. Смысл в этом был, несмотря на то, что универсальная по целям торпеда уже была разработана - это УСЭТ-80 - и потихоньку налаживалось ее производство. Потихоньку - потому, что быстро не могло получиться в принципе: для изготовления торпед в большом количестве - до 2000 в год - нужно еще построить специальный завод для производства батарей. А это когда еще будет. Да и торпеда получилась невероятно дорогой. Батареи первых торпед содержали полтонны серебра каждая. Впрочем, для Главка это - красота, кто понимает! Система оплаты работы заводов была следующей: на все составные части торпеды, получаемые по кооперации от заводов-смежников, головной завод автоматически «накручивал» 20% их стоимости в свою пользу. Идеальный вариант: самому не делать ничего, а только соединить все полученное воедино. Да проверить в сборе - и 20% стоимости ваши! Ведь на одной только батарее торпеды УСЭТ-80 одним росчерком пера «накручивается» 20% ее стоимости. А стоит батарея примерно в два раза больше, чем содержащееся в ней серебро. Выгрузил из вагона присланную батарею - и стоимость 200 кг серебра твоя! Чем товар дороже, тем он лучше! Для Главка, естественно. А если товар и не лучше, так все равно надо сделать его дороже! И делали. Запросто! Завод в Алма-Ате изготавливал контейнеры для торпед. Стоили две тысячи рублей штука. Так начальник 4-го Главка прекратил производство контейнеров в Алма-Ате и организовал их производство в городе Петропавловске-Казахстском. И впаривал их Военно-морскому флоту (УПВ) уже по пять тысяч рублей И УПВ платило! Не свои же. Государственные.
4 пустых металлических чехла стоили дороже, чем сложнейшее техническое изделие: торпеда!
В те времена лозунги типа «Экономика должна быть экономной» были в ходу, но действовали в пределах партийных собраний. Конец собранию - лозунги забыты.
Совсем другое дело Машиностроительный завод имени С. М. Кирова! 3:4 стоимости торпеды завод делает сам и тут уж никаких «накруток». Производительность завода огромна и новых заводов строить не нужно. Потому торпеды завода были дешевыми и более, чем в достаточном количестве. Для УПВ - никаких проблем с обеспечением флота торпедами.
Для того, чтобы попытаться решить на практике проблему обеспечения работы турбины на большой (до 6оо метров) глубине, Петр Колядин пригласил на работу в Военное представительство опытного турбиниста Анатолия Борисовича Шубина, преподавателя Политехнического института, ранее работавшего на заводе. Анатолий Борисович выполнил теоретические расчеты, из которых следовало: нужен двухступенчатый компрессор для отсоса отработавшего на лопатках турбины парогаза за борт торпеды. Торпедный завод умеет делать торпеды, но не умеет делать компрессоры. Но, «надо, Федя»! И завод делает первую ступень компрессора самостоятельно. Грубовато: такое уж у них станочное оборудование. На тормозной стенд его! И получили результат лучше ожидаемого. Влажный парогаз хорошо уплотнял зазоры недостаточно точно обработанных поверхностей деталей компрессора. Воодушевленные успехом, заказали вторую ступень компрессора на авиационном заводе в Казани: у тех станочное оборудование по точности изготовления и чистоте обработки классом выше.
Анатолий Шубин и заместитель начальника ОТК Борис Зеленцов довели испытания энергосиловой установки до логического конца: получили положительный результат. Представили отчет двум институтам и в УПВ ВМФ: может быть разработана универсальная по целям торпеда на дешевой энергетике, хотя и с несколько меньшими техническими характеристиками, чем обещанные у УГСТ.
Военный институт дал положительное заключение. На этом все и закончилось.

Оба института все еще возились со своей УГСТ: как же, уже один раз прошла половину дистанции, скоро будет бегать, как угорелая.
Еще в 1974 году умер решительный директор завода Резчик Петр Харитонович, один из отцов-основателей торпеды 53-65К.
В 1984-ом году в УПВ уже не стало мудрого, как змей, Акопова. Он уволился в запас. Последователи Акопова унаследовали его кресло и проблемы, но не его мудрость и опыт. Опыт приобретается с годами, а мудрость - качество врожденное.
В 1985-ом году Петр Колядин для прохождения дальней¬шей службы убыл в Ленинград
Триумвират: Резчик, Акопов, Колядин распался. Еще раз утереть нос двум институтам стало некому. Руководство УПВ осталось равнодушным к заключению института по результатам работы завода. Правда, институт и сам не проявил в этом деле настойчивости: универсальная торпеда уже есть. Руководству Торпедного управления института нет дела до того, что торпед УСЭТ-80 «на всю Россию - две бутылочки» и стоят они баснословно дорого.
А счастье было вполне возможно. Торпеда обещала быть с техническими характеристиками, не меньшими, чем УСЭТ-80, в шесть-семь раз дешевле, чем УСЭТ-80, не нужно строить завода по производству батарей, а производительность завода в Алма-Ате достаточна для того, чтобы в короткий срок вооружить флот.
Такая торпеда - что может быть лучше для УПВ? Такая торпеда - что может быть хуже для Главка? На чем накручивать деньги?

Петр Колядин доложил результаты работы С. А. Бутову. Бутов - не Акопов. По профессиональному происхождению не торпедист, а тральщик. Идею не воспринял. Во всяком случае, так, чтобы уцепиться за нее, как в свое время Акопов уцепился за предложение группы конструкторов завода и «вытянул» вопрос с торпедой 53-65К. Бутов, чувствуя неловкость ситуации - звание Лауреата получил он, хотя работал по теме Петр Колядин - воспользовался случаем воодушевить Колядина:
- Следующая Госпремия - твоя! Сделаешь «Магот» (так называлась эта тема) - и ты Лауреат!
Как становятся Лауреатами мы уже проходили.
И тут началась такая «перестройка», а позже и контр¬революция, что только держись.

Ларион Бозин "Очерки торпедной жизни"

От nick191
К 2503 (02.06.2008 17:07:36)
Дата 02.06.2008 17:22:29

Re: кое-что интересное...

Здравствуйте.

>Кислородная энергетика в калибре 53 см вполне обеспечивала необходимые транспортные характеристики для реализации оптимальных позиций стрельбы до конца 90х годов. При условии применения тнормальных ССН (а не парфеновского урода)

Просветите меня, темного, что такого ужасного в ССН с ВЛКС?
С уважением, nick191.

От 2503
К nick191 (02.06.2008 17:22:29)
Дата 04.06.2008 07:56:07

парфеновская противокорабельная ССН с ВЛКС

Здравствуйте.

>>Кислородная энергетика в калибре 53 см вполне обеспечивала необходимые транспортные характеристики для реализации оптимальных позиций стрельбы до конца 90х годов. При условии применения нормальных ССН (а не парфеновского урода)
>Просветите меня, темного, что такого ужасного в ССН с ВЛКС?


Из "ЦНИИ "Гидроприбор" и его люди за 60 лет"

В 1969 г. на торпеде 53-61 была установлена более совершенная ССН по КС, разработанная Е.Б.Парфеновым (НИИ-400).
Принцип самонаведения по кильватерному следу корабля заключа¬ется в гидролокационном (активном) обзоре пространства над торпе¬дой периодическими вертикальными посылками. При пересечении тор¬педой вертикальной плоскости следа, оставленного кораблем, по харак¬теру отраженного сигнала в системе СН вырабатываются команды на органы управления движением, обеспечивающие преследование кораб¬ля.
Для успешной атаки торпеде необходимо пересечь плоскость следа не позже, чем через 3-5 минут после прохождения кораблем данной точ¬ки (в зависимости от скорости корабля - это несколько километров). Преследование НК ведется торпедой с периодическим пересечением вертикальной плоскости следа, поэтому торпеда должна обладать достаточ¬ной скоростью для догона. При этом влияние акустических помех от са¬мой торпеды сводится к минимуму. Кроме того, ССН по КС не реагиру¬ет на все известные "отводители торпед" и прочие средства гидроакус¬тического противодействия.
Следует отметить, что в Ленинградском государственном оптическом институте им. С.И.Вавилова была разработана оптическая противокорабельная ССН (С.Я.Эмдин). Она под индексом С-380 была принята на вооружение в составе торпед 53-57М, 53-61М. Однако по своим такти¬ко-техническим и эксплуатационным характеристикам она не могла кон¬курировать с активными акустическими ССН, обеспечивающими преследование НК по его кильватерному следу. Поэтому все последующие отечественные противокорабельные и универсальные торпеды оснаща¬лись подобными ССН (53-65, 53-65М, 53-65К, СЭТ-72, 65-76, 65-76А, УСЭТ-80 и др.).

В этом описании, даже неспециалисту, вполне четко видны проблемные вопросы БОЕВОГО применения торпеды с ВЛКС - что категорически не хотели замечать наши торпедные корифеи и начальники
Амеры "вскусив сей плод" на Мк-45 без сожаления от него отказались

С уважением

От 2503
К nick191 (02.06.2008 17:22:29)
Дата 02.06.2008 18:24:43

Re: кое-что интересное...

Здравствуйте.

>Просветите меня, темного, что такого ужасного в ССН с ВЛКС?

"Съедании" транспортных характеристик торпеды трактории - ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ уменьшение эффективных дистанций стрельбы от полной дальности хода

С уважением

От nick191
К 2503 (02.06.2008 18:24:43)
Дата 02.06.2008 18:39:05

Re: кое-что интересное...

Здравствуйте.


>"Съедании" транспортных характеристик торпеды трактории - ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ уменьшение эффективных дистанций стрельбы от полной дальности хода

Если, опять же, мне память не изменяет, существует такое понятие, как "локальность" ТО.
Иными словами, к моменту создания этой торпеды дальности обнаружения надводных целей штатными ГАС пл были таковы, что эффективные дальности применения 243к зачастую перекрывали дальности обнаружения шумов винтов цели.
Потому она и называлась "дальноходная..."


С уважением, nick191.

От 2503
К nick191 (02.06.2008 18:39:05)
Дата 02.06.2008 18:44:49

Re: кое-что интересное...

Здравствуйте.


>>"Съедании" транспортных характеристик торпеды трактории - ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ уменьшение эффективных дистанций стрельбы от полной дальности хода
>Если, опять же, мне память не изменяет, существует такое понятие, как "локальность" ТО.
>Иными словами, к моменту создания этой торпеды дальности обнаружения надводных целей штатными ГАС пл были таковы, что эффективные дальности применения 243к зачастую перекрывали дальности обнаружения шумов винтов цели.
>Потому она и называлась "дальноходная..."

Для Балтики (до конца 80х) и сложных условий гидрологии да
Но "хороший 1 тип" и SQS-23(26)+"Асрок"+вертолет и трындец ПЛ с 53-65К
во всяком случае выход в позицию залпа будет ОЧЕНЬ затруднен
Хороший пример этому был у Капитанца когда Средиземноморская эскадра пыталась обеспечить отрыв нашей ДЭПЛ от "Нокса". Несколько дней. безуспешно. Д ГАС "Нокса" выходила свыше 100 каб

С уважением

От nick191
К 2503 (02.06.2008 18:44:49)
Дата 02.06.2008 18:47:41

Re: кое-что интересное...

Здравствуйте.

>Для Балтики (до конца 80х) и сложных условий гидрологии да
>Но "хороший 1 тип" и SQS-23(26)+"Асрок"+вертолет и трындец ПЛ с 53-65К
>во всяком случае выход в позицию залпа будет ОЧЕНЬ затруднен
>Хороший пример этому был у Капитанца когда Средиземноморская эскадра пыталась обеспечить отрыв нашей ДЭПЛ от "Нокса". Несколько дней. безуспешно. Д ГАС "Нокса" выходила свыше 100 каб

Так я и говорю про Балтику и Северное море. Другого опыта не имею.
С уважением, nick191.

От Igor
К 2503 (31.05.2008 22:20:51)
Дата 01.06.2008 22:48:45

Да, забыл :-))(+)

Скрынский Николай Георгиевич - капитан 1-го ранга, доктор технических наук, профессор. Организатор разработки тепловых торпед в период 1955-1970 гг.




"Первым слово взял Николай Георгиевич Скрынский. И пока он делает вводные слова и предложения, познакомимся, дорогой читатель, с этим заслуженным торпедистом из клана теоретиков. Сейчас ему «Заслуженному деятелю науки и техники РСФСР», доктору технических наук, профессору, около 70. Участник обороны Ленинграда, он в качестве минёра дивизиона торпедных катеров принимал участие в боевых действиях. В 1943 году Балтийский флот был заперт в Кронштадте. С этого момента он начальник кафедры Военно-Морской академии, ведь за его плечами два высших образования, в том числе и академия. После 12 лет работы в Академии он был назначен начальником торпедного управления Минно-торпедного института и возглавлял его пятнадцать лет. Многовато и там, в Академии, и здесь. Отрыв от флотских проблем неизбежен. В 1970 году, когда искали кандидатуру начальника института, его обходит Андрей Андреевич Хурденко. Он был моложе, энергичнее, со связями. А Николай Георгиевич уволился в запас и в качестве старшего научного сотрудника продолжает работать в отделе тепловых торпед. Им установлены многочисленные контакты с институтами АН СССР, и сейчас он подходит к главному в своём выступлении:
- Нет конкуренции у «Гидроприбора». Что ни сделает, мы вынуждены брать, а то, что он сейчас предлагает и рассматривать не хочется. Вот упёрся в эту идею стволов по теме «Тапир». Уже всем становится ясно, что и современные материалы не выдерживают такую высокую температуру. Нужно пробовать новую схему, но это означает работу с нуля. Конкурент шёл бы в параллель."
Р.Гусев "Такова торпедная жизнь"

Калинин Георгий Евгеньевич


А вот Левина М.А. у меня нет :-(((